НА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ "БИЗНЕС ONLINE" ШЕФ "БАРС-МЕДИА" РАССКАЗАЛ, ЧТО РЫНОК ДЛЯ ТАТАРСКОЙ ПРОДУКЦИИ – ЭТО 1,5 МЛН. АКТИВНЫХ ТАТАР. ЧАСТЬ 2-Я 

Сегодня мы публикуем вторую часть стенограммы интернет-конференции с председателем совета директоров компании "БАРС-МЕДИА" Маратом Гараевым. В ней он рассказал о том, почему мэтры татарской эстрады часто не попадают на фестиваль "Татар жыры", о том как создаются и сколько стоят клипы, о борьбе за авторские права – с пиратами и Российским авторским обществом, о перспективах открытия татарского Муз ТВ и т.д.    

САБАНТУЙ В ГОЛЛИВУДЕ 

- Читательница «БИЗНЕС Online» из Америки Эльвира Халил пишет: "Пользуясь случаем, хотела бы вас и вашу супругу пригласить к нам на Сабан Туй, который пройдёт в Голливуде".  

- Спасибо за приглашение. Если американцы нас пустят, визу поставят, мы с удовольствием побываем. 

- И она же продолжает: "Ждём не только радиовещания, но и ТВ-вещания в режиме онлайн". По телевидению у вас какие планы? 

- Проект музыкального татарского канала, как Муз ТВ, у нас на бумаге уже есть. Он уже есть года два-три. Мы его корректируем, где-то что-то меняем. Вопрос опять в окупаемости. Если мы через спутник хотим вещать, очень большие затраты будут. А кабельное телевидение - это очень маленькое число подписчиков. У нас база, музыкальный контент – все это позволяет. У нас клипов порядка 300-400, в архиве есть многочисленные записи концертов. 

- Может быть, в Интернете запустить для начала? Это вообще недорого. 

- Над этим мы тоже сейчас работаем. Но не так-то все просто. В принципе, мы этот вопрос будем поднимать на уровне республики. Если нам окажут содействие по покрытию каких-то затрат первые два-три года, пока рынок не вырастет... Будем обращаться с просьбой по данной теме. С коммерческой точки зрения, телевидение пока не рентабельно. ТВТ компания продается, и это показатель. Они нас уговаривали в течение трех лет: зайдите к нам. И хотя они нам рисовали, что там абонентов чуть ли не 300 тысяч, но мы все изучили и увидели, что там их лишь 60 тысяч... 

НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЗКИ И РЕЧКИ 

- Спрашивает Пантелеев Алексей Геннадьевич: "Почему на многих DVD-дисках, выпускаемых "БАРС-МЕДИА", слишком длинная рекламная вставка, запускаемая не только при первом запуске (как обычно принято), но и при каждом включении диска. Это может отбить охоту к просмотру лицензионной программы и подтолкнуть к поиску контента без рекламы. Что это - технический брак студии или намеренная политика?". 

- Это не брак, это наша политика. Мы показываем свой продукт. А еще это обязательства перед спонсорами. 

- Прислал вопрос К. Илдус: "Спасибо за татарские диски. Только непонятно, почему, в основном, штампуете безголосых "певцов"? Для любителей песен не можете ли выпускать диски песнями Г. Фарукшина, С. Рангуловой, З. Арангуловой, Р.Маликова?". 

- На нашем складе все это присутствует. Если есть спрос, мы печатаем и отправляем. Спрос рождает предложение. А про безголосых, я уже говорил - разговор не о безголосых, разговор о тембре голоса и о вкусах. Кому кто нравится! Кому зеленый чай, кому черный. Другое дело, если бы все хотели слышать только классические, медленные песни, – но так не бывает. Молодежь на чем воспитывать? На Ильхаме Шакирове? Я очень к нему уважительно отношусь, это мэтр татарской эстрады. Но сейчас потребности аудитории изменились. 

- Вопрос от Юсупова Марата Зефаровича: "Хочу заметить, что производство видеоклипов стоит на месте с конца 90-го года, ничего нового в них не увидишь. Березки и речки. Почему нельзя двигаться дальше и снимать на другом, более современном уровне? Более креативно??? Хотя бы клипы молодых звезд". 

- Пусть придет и купит у нас диски, пусть посмотрит, какие клипы были в 98 году и какие в 2010-м. Сегодня у нас есть клипы, которые соответствуют уровню мировых стандартов. Мы вещаем уже на канале Муз ТВ, где есть свои ограничения для попадания в телеэфир. Конечно, клипы - это тоже вопрос бюджета. Вы посмотрите канал МТV, Муз ТВ, думаете, там все так круто? Там все очень даже просто... 

ХОЧУ СВОЙ КЛИП! 

- Во сколько обходится производство нового клипа? 

- Мы работает над клипами не меньше чем за 100 тысяч рублей. 

- Человек может прийти и сказать: хочу свой клип? 

- Нет проблем. Цена зависит от сценария, от песни и от того, что он там хочет увидеть. Но меньше, чем за 100 тысяч, не снимаем.   

- Самый большой бюджет у клипа, который вы снимали, можете назвать? 

- У нас был клиент, который вложил в производство своего клипа порядка 10 тысяч долларов. 

- А сколько стоит альбом выпустить на СD? 

- Опять все зависит от минимального тиража. Сколько нужно экземпляров? Зависит от того, чьи песни. Там много нюансов. Можно и в 20 тысяч рублей уложиться… 

ПРОБЛЕМА ПИРАТСКИХ КОПИЙ 

- Для вас существует проблема пиратских копий? 

- Конечно, существует. У нас есть свой отдел по безопасности. Ежеквартально проводим рейд в Казани. А в нашей республике и Башкортостане у нас есть дистрибьюторы, которые нам всегда сообщают, если появляются пиратские копии. Мы сначала нормально разговариваем с их продавцами: ребята, давайте, уберите, - или пойдем с вами в суд. В этом году мы где-то три-четыре суда выиграли, наказали людей штрафами. Хотя, конечно, этого не хотим. Мы также обращаемся в МВД по татарским сайтам. В этом году закрыли три или четыре, последний такой сайт остался в Питере. Такова жизнь. Люди хотят заработать, но они пользуются чужой интеллектуальной собственностью. Мы защищаем свой рынок, потому что он небольшой. Если возьмете количество татар, их где-то шесть миллионов, а активных всего полтора миллиона. Рынок маленький, мы вынуждены его защищать. 

ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ

 - Оцените рынок медиа-носителей татарской эстрады. 

- Мы на этом рынке практически единственные. 

- А сколько у вас процентов рынка? 95, 99? 

- Нельзя так говорить. Мы не монополисты, мы - лидеры. Как можно определить в Казани того, кто главенствует на рынке жилья по тем квартирам, которые сданы? Или, по тем, которые должны были построить, но не смогли? Мы лидеры, но мы не монополисты на этом рынке. Наша политика, выстроенная от интеллектуальной собственности до потребителя, дает гарантии, поэтому компания сохранила лидирующие позиции. В 1998 году была компания "Союз" - монстр по тем временам. У этой компании дистрибьюция была по всей России, существовал отдел именно по татарской продукции. Там и рядом никто не стоял! Они ставили бизнес на покупке прав и выкупе продукции, больше ничего не делали. Приходил к ним артист, говорил: давайте, альбом выпустим. Они платили гонорар, выпускали, продавали, получали прибыль и больше ничего не делали. В то время они зарабатывали. Но пришел кризис... Так что и другие вещи должны быть, которые компании доходы приносят. 

ТАТАРСКОЕ РАДИО: ВЫСТРАИВАЕМ ПОЛИТИКУ, ОПИРАЯСЬ НА МОЛОДЕЖЬ 

- Расскажите про ваши радиостанции… 

- Относительно радио - мы выстраиваем политику, опираясь на молодежь. Возраст нашего слушателя- от 18 до 55. Поэтому звучит в основном эстрадная, прогрессивная музыка. Формат радиостанции выстроен на эстрадных вещах за этот год. Присутствует и классическая музыка, и даже хиты 90-х годов. Однако новые певцы занимают около 70 процентов вещания. Среди наших рекламодателей на радио есть "АК БАРС" Банк, БТА Банк, автомобильная группа "Сапсан", МегаФон, Билайн, Идель-Хадж, Цирк, ТК "Кольцо", Алмаз-Холдинг и прочие. Мы идем по пути развития сети радиостанции. Сегодня вещаем в Казани, Альметьевске, Тюмени. Хотим вещать в Челнах. 

- В Нижнекамске нет вещания.  

- Когда TATAR RADiOSI придет в Челны, мы покроем и Нижнекамск. Проблема в частоте. Мы разработали частоту сами, но комиссия в Москве отдает ее не тому, кто разработал, а тому, кто после конкурса до сих пор не вещает… Если бы в свое время эту частоту отдали нам, мы бы смогли развить сеть радиостанций, заполнить эфир современной эстрадной музыкой, предоставить новые рабочие места, своевременно платить налоги. 

- Когда был перелом, когда пошли рекламодатели? 

- Года через два. Мы тоже пробовали: как вещать, что вещать. 50 процентов на русском, 50 процентов на татарском. Или 30 процентов татарского, 20 - зарубежного, 50 - русского. Было и такое время. Мы искали. И у нас не было столько музыки на тот момент. Представьте, сегодня каждый день выходит новая песня. Каждый день! И выходит только после отбора худсоветом. Так что не все новые песни выходят. Индустрия рождения песни позволяет развивать радиовещание. 

РАБОТАЕМ НАД ТАТАРСКИМИ МУЛЬТФИЛЬМАМИ

- Вопрос от читательницы Диляры Ахметовой: "Будет ли продолжена работа по дубляжу диснеевских мультфильмов на татарский язык?".  

- Конечно. Мы это делаем строго по закону, переводим диснеевские мультфильмы и платим гонорары компаниям-правообладателям. Пусть наши дети смотрят. Даже работаем над именно татарскими мультфильмами. Это не быстрый процесс, много проблем с точки зрения нехватки специалистов. 

- Спрашивает Алмаз: "Как вы относитесь к проекту татарского караоке Ак Барс холдинга совместного с LG?". 

- Дорогой проект. Но мне тяжело ему давать оценку, сложно комментировать, не видя реальных продаж. Это просто дорогой проект. Наверное, в пределах 10 тысяч, не меньше. На кого он рассчитан, не знаю. Это не массовый рынок. Сегодня он еще в продаже? Если нет, то вот вам и ответ. 

- Вопрос от Амины: "Могут ли исполнители, заключившие контракт с "БАРС-МЕДИА", выступать на крупных мероприятиях без ведома компании? Или нужно специальное разрешение?". 

- Однозначно - нужно разрешение. Каждый исполнитель, который заключил контракт, должен понимать, что в него вкладываются деньги. Он может выступать, но с ведома компании. А где-то можем и запретить. Вопрос в том, за сколько он там выступает, как выступает, в каком месте выступает, как его преподносят. Это очень болезненный вопрос, но постановка именно такая.  

"АЙ, ПЕРВОЕ МЕСТО ВЗЯЛ – ЗНАЧИТ КУПИЛ" 

- Про любой конкурс, любое мероприятие всегда говорят: "Ай, первое место взял – значит купил". Попытки были купить первое место, на самом-то деле? Кто-нибудь из артистов такое предлагал? 

- Когда мы начинали "Татар жыры" в 1998 году, то многих мэтров уговаривали, чтобы они пришли на этот фестиваль. Мы понимали, что если их нет, то кто же придет смотреть? Многие мэтры отказывались. Но пришло время, когда они уже не попадают на наш фестиваль. Попадают те, у кого есть хиты, - больше никто не может попасть. У нас много певцов, которые правильно и красиво поют, они великолепные певцы. Но если он в течение года ничего нового не создал, как можно выходить на концерт? Что показывать? То, что было три года назад? Да, это шедевр. Но даже автомобильные компании делают рестайлинг машин, что-то новое вводят. "Татар жыры" выстроен на экономике, поэтому выживает. Мы туда просто не впускаем тех, за кого кто-то позвонил и попросил. А приглашаем артистов, независимо от того, работает он с нами или не работает. Его право - прийти или нет. 

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО: НЕ ВСЕ ЛАДНО 

- Вам не кажется, что сегодня не все ладно в России с вопросом авторского права, он сильно ангажирован. Доходит до смешного, когда Российское авторское общество требует деньги с ветеранов за концерты в День Победы… 

- Это большая проблема сегодня. Появилось авторское общество, которому отдали все права. Объясняю. Мы делаем концерт в Тюмени. Платим деньги - пять процентов, согласно закону. Предоставляем весь перечень - кто выступает, кому принадлежат права. Деньги уходят в Москву. Само собой, там оставляют себе процент, поскольку на что-то же живут. А по авторам у них учетной политики нет, вот так они работают. Деньги приходят - кому их раздавать? Они везде говорят, что это аккредитованная организация. "Татар жыры" проводим, они приходят, требуют: вы нам должны платить. Мы отвечаем: у нас есть татарстанское авторское общество, которое работает с нашей компанией. Они говорят: нет, не имеете права с 2008 года, как вступил в силу Гражданский кодекс. Так что это большая проблема. А что касается Дня Победы, – это же просто смешно. Но у них такой подход – только мы, и больше никто. Вот "Барс Рекордс", прежде чем создать песню, обязательно покупает слова и музыку. Это первое условие компании. Но несмотря на то, что "Барс Рекордс" покупает права, Российское авторское общество заявляет: нет, сперва платите нам, потом мы вам деньги пришлем обратно. 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ 

- Понятно, что ваша компания - это, в первую очередь, бизнес. А другими вещами занимаетесь? Из соображений благотворительности, допустим.  

- Когда доходишь до определенного уровня в бизнесе, благотворительность становится состоянием души. Благотворительность – это то, что ты хочешь делать. И мы стараемся делать. У себя в родной деревне (я вырос в деревне) помогаю дороги делать, газ проводить, детскую хоккейную команду содержать. Обязательно ветеранов, участников войны ежегодно поздравляем. Когда мы начинали поздравлять, их было около 40 человек, сегодня три человека осталось - так быстро время проходит. По итогам года лучших отличников нашей школы ежегодно премируем, первую, вторую и третью премию присуждаем. Школа нам дает список, смотрим, кто как закончил, олимпиады какие выиграл. Помогаем Сабантуй проводить ежегодно. И не в пределах пяти тысяч рублей, а с концертами, фейерверками, мы же умеем это делать. В течение последних пяти лет поддерживали агрохозяйство - помогали с закупкой техники, семян, удобрений, помогали в постановке учетной политики, даже помогали кадры воспитывать, хотя мы и не работали в этой области. Колхоз был в состоянии банкротства, мы его вывели из этого состояния, организовали новое предприятие. Это полностью наша компания делала. 

КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 

- Вы же военный в прошлом? Как так получилось, что военный попал в шоу-бизнес? 

- Совершенно случайно. Были привлечены кредитные ресурсы для завода по выпуску продукции в цифровом формате. Когда завод построили, мы стали думать, что же там выпускать? Поэтому и зашли в этот рынок. Как без интеллектуальной собственности можно альбом выпустить? Вот оттуда весь бизнес, в то время были сделаны инвестиции. Мы поняли, что за счет московских заказов, того же "Союза", не выживем. Они то заказывали, то нет. Нужно было создавать свою базу из песен, видео. Так родилась компания. Обычно сначала создается такая компания, но мы пошли от обратного. В 98-м грянул кризис, а у нас кредиты были в валюте. Полгода мы простояли, и пришлось очень крепко подумать, как выйти из этой ситуации. Иногда и кризис помогает! 

- В целом, какой стиль руководства у вас в компании? Если бывший военный, наверное, правите жесткой рукой? Или не совсем так? Все-таки здесь творческий процесс

- Компания четко структурирована. Каждое направление имеет свой бюджет, который привязан к конечному результату. Мы годовой бюджет принимаем, корректируем его по необходимости. Десятое число – это отчетный период, когда мы отчеты принимаем по каждому направлению. По итогам месяца мы знаем работу любого направления. Руководитель каждого направления работает на конечный результат. Столько денег проинвестировано – должен вот такую-то отдачу дать. Но руководитель полностью управляет бизнесом. Он принимает решения сам - финансовые, кадровые, управленческие, любые решения. Конечно, кадровая политика, финансовый учет, юридические дела за нашей компанией остаются. Мы контролируем, делаем анализ. Когда экономика есть, анализ есть - легко реагировать. 

И ПРАВИЛЬНО, И КРЕАТИВНО 

- Направлений у вашей компании много, где взять столько управленцев, которые способны самостоятельно процессом рулить? 

- Сегодня это большая проблема – работа с персоналом. Очень мало специалистов, особенно в нашей индустрии. Первое и главное - мы дорожим тем кадровым составом, который у нас есть. Есть люди, которые работают у нас в течение 12 лет. Компания держится на сотрудниках. Второе - это то, что благодаря сотрудничеству с нашими клиентами и партнерами, мы вместе можем создавать востребованный продукт. Третье – это творчество, наши конечные продукты и услуги, за счет которых компания держится. Вот на этих трех вещах компания строится. На умении работать правильно и креативно. Клип правильно снять. Приходит артист, говорит: выпустите альбом. Но его же не только выпустить надо, его нужно правильно подать и продать. В СМИ правильно преподнести. С ним дальше еще работать. Самое главное - это интеллектуальная собственность. Люди знают, с кем работать и как работать. 

- Вопрос от Исламовой Лилии Салихзяновны: "Какие черты характера должны быть у мужчины (или женщины), чтобы работать в шоу-бизнесе руководителем? Может ли женщина работать в шоу-бизнесе руководителем?". 

- В бизнесе, наверное, все шаблонно, все стандартно. Требуется умение управлять финансами, людьми, умение принимать решение, нести за них ответственность. Необязательно везде тебе самому нужно принимать решение, тут важно умение дать возможность другим решить проблему. Важны также стратегическое постоянство. Конечно, корректировки всегда важны. А когда команда собрана и идея есть, нужно жить этим, любить это. Про женщин-руководителей - в шоу-бизнесе их масса. Есть женщины - хорошие управленцы, хорошие творческие личности. 

- Трех своих любимых певцов можете назвать? 

- Я с удовольствием слушаю Юрия Антонова, Макаревича, Цоя. Высоцкого люблю. С удовольствием слушаю татарских певцов. Слушаю свое радио и другие радиостанции. Я не могу сказать, что у меня есть любимые певцы, - у меня есть много песен, которые я люблю. 

Елена Чернобровкина

Фото Ильи Лавриненко

 1-я часть здесь: Марат Гараев: "Критикам отвечу: мы выпускаем то, что люди потребляют"