Жарким выдалось второе утро в Казани после отзыва лицензии Татфондбанка и ИнтехБанка. Союз пострадавших вкладчиков провел бурную встречу в Торгово-промышленной палате, после которой, освистав представителей налоговой службы и министерств, в составе сотни человек отправился к Дому правительства. Там им впервые удалось лицом к лицу поговорить с премьером Ильдаром Халиковым, который принял из рук вкладчиков ультиматум о возврате им денег любым способом.
Встреча «погорельцев» в Торгово-промышленной палате РТ на второй день после отзыва лицензии, как и ожидалось, оказалась бурной и напряженной
ТРЕХДНЕВНЫЙ УЛЬТИМАТУМ ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Встреча «погорельцев» в Торгово-промышленной палате РТ на второй день после отзыва лицензии, как и ожидалось, оказалась бурной и напряженной. Собрание назначили на 8:00, на него пришли две сотни человек, которые заполнили зал совещаний на втором этаже. Пенсионерки, молодые женщины, взрослые мужчины, кто сидя, кто стоя, внимательно слушали группу спикеров за круглым столом. По ходу встречи подтягивались опоздавшие, и под конец в зале яблоку было негде упасть. Вела мероприятие представитель союза пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка Александра Юманова. Женщина заметно волновалась, однако старалась улыбаться и приветствовать знакомых.
— Представителей власти, которые сидят здесь, мы не приглашали. Они пришли по собственной инициативе. Мы их не выгоняем, но модератором встречи буду я, — сразу расставила точки над i Юманова. От лица правительства на встречу пришли замминистра экономики Рустам Сибагатуллин, глава фонда поддержки предпринимательства Андрей Афонин, замминистра юстиции Рустем Загидуллин и первый замминистра строительства Алексей Фролов. Был и представитель налоговой службы. Но хотя слово периодически предоставляли чиновникам и их внимательно выслушивали, бал, в отличие от вчерашней встречи с участием главы минэкономики Артема Здунова, правили не они.
— Все, кто собрались здесь, должны себе четко уяснить, что ничего хорошего нам не светит. Вероятность получения [денег] минимальна. Все понимают, что это был плохой банк, руководство банка было неоднозначное, так скажем, и даже уже арестовано, — задала тон Юманова.
Сразу был поставлен и второй важный вопрос собрания — группа пострадавших составила для правительства документ, ультиматум президенту РТ Рустаму Минниханову. «Он состоит из двух пунктов. Первый: мы требуем опротестовать решение Центробанка России по отзыву лицензии Татфондбанка и ИнтехБанка. И второе: мы требуем возместить всем пострадавшим клиентам утраченные деньги в полном размере. Мы сейчас не обсуждаем вопрос, как это делать, мы знаем, что у республики возможности есть. Пусть долги Татфондбанка выкупят «АК БАРС» Банк, Аверс и прочие состоятельные лица, которые есть у нас в республике, которые пользуются общенациональными достояниями — недрами, газом, нефтью. Деньги есть, они в списках Forbes — пусть выкупят, наши долги погасят и уйдут с миром», — выступила Юманова.
Вела мероприятие представитель союза пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка Александра Юманова
После этой речи за ультиматум проголосовали единогласно — вверх поднялись две сотни рук. Срок решения ультиматума — три дня, в противном случае люди будут требовать отставки руководства республики, отметила оратор. Вдохновленный таким радикализмом зал взорвался аплодисментами. По словам спикера, практика опротестования решения о санации есть, заявление должно подать правительство республики. Представители минэкономики предложили рассказать собравшимся, что делать после отзыва лицензии, на что Юманова ответила им, что они прекрасно все знают — формировать пул кредиторов для дальнейшего вступления в комитет банкротства: «Закон мы изучили, у нас было 2,5 месяца. К сожалению, власть республики за 2,5 месяца не захотела сделать ничего и ничего не сделала, чтобы спасти наш банк».
Афонин все же напомнил вкладчикам о том, что сейчас им необходимо написать заявление в АСВ с требованием войти в список кредиторов. А к предложению оспорить санацию он отнесся с сомнением. «Мы здесь собрались для того, чтобы выработать решение в текущих условиях. Лодку прибило к берегу — не к тому, к которому все гребли. Но она уже у берега. Теперь надо решить, как будем двигаться дальше», — попытался он объяснить «погорельцам», что банкротства ТФБ, по его мнению, не избежать. «Все, что говорит Андрей Геннадьевич, нас не устраивает. Этот ультиматум передастся сегодня президенту республики, и пусть этот вопрос решается. Мы уже себе уяснили, что помощи от нашей республики нам ждать не стоит. Мы ждали 2,5 месяца — мы не дождались ничего», — ответила Юманова. Зал зашумел, обсуждая, как чиновники «проедают наши деньги».
Андрей Афонин (справа) напомнил вкладчикам о том, что сейчас им необходимо написать заявление в АСВ с требованием войти в список кредиторов. А к предложению оспорить санацию он отнесся с сомнением
«МЫ НЕ МОЖЕМ ВЫЖИТЬ»
Молодой мужчина напомнил, что налоговики, несмотря на декабрьское обещание, не засчитывают перечисленные через ТФБ налоговые отчисления. «Какое основание у налоговой, где это в законе написано? Деньги у вас на счету», — возмутился он.
— Мы говорили, что деньги на счет мы не получили, — ответил налоговик. — Мы получили 905 заявлений, 195 рассмотрено...
— Вы еще не устали это слушать в стодесятый раз? — не выдержала Юманова.
— Когда нам стыдно станет?! — прокричал мужчина, припомнив высказывание представительницы налоговой службы на одном из собраний.
Тема налогов поднималась несколько раз. «Налоговый период подходит — какая будет реакция у налоговых органов?» — спросили «погорельцы». Загидуллин смог лишь ответить, что исполняет закон. «Скажите, что я нарушил?» — не выдержал чиновник. «А мы что нарушили?» — закричали ему в ответ.
Особенно тяжелым моментом встречи стала реплика отчаявшейся предпринимательницы, которая, потеряв деньги в Татфондбанке, вынуждена была набрать новых кредитов. «Мы не можем выжить!» — расплакалась она перед людьми. «Они не понимают», — озлобленно отвечали ей, кивая в сторону чиновников, собратья по несчастью.
Финансовый директор ООО «Завод полимерпесчаных изделий» Рустем Сафиуллин выступил в примирительном ключе. «У меня есть предложение. Если отбросить эмоции, я хочу сказать в сторону министерства экономики. Дело в том, что это единственное ведомство, которое хоть как-то сейчас занимается этой проблемой», — отметил он. Сафиуллин попытался объяснить свою мысль: может быть, для спасения клиентов Татфондбанка и вовсе не нужна лицензия, а бизнес-актив можно воссоздать и без помощи ЦБ? «Вчера у нас исчез санируемый банк и исчезло АСВ с финансовой подпиткой. Но если действительно ТАИФ выступал с предложением стать санатором, у нас есть санатор. У нас есть работающие клиенты. Банк, в принципе, нам не нужен. А сама по себе лицензия нам не нужна», — размышлял менеджер.
«Хоть Здунов сейчас подвергается критике за то, что он рассматривал этот вариант, но, в принципе, он прав — мы не должны рассматривать другой вариант. Санация не в смысле восстановления деятельности Татфондбанка и ИнтехБанка, а санация в смысле восстановления нашей с вами деятельности», — высказался спикер. «Правильно», — послышались голоса.
«Юридически мы порядок соблюдем. Но как юрлица мы получим кутарки, мы получим ноль, — констатировала одна из активисток союза, Алина Ахмадеева. — Надо решать полюбовно, иначе ни к чему хорошему это не приведет». Зал опять аплодировал. Она призвала активно вступать в пул кредиторов, который сможет получить доступ к разделу активов ТФБ и в том числе оспариванию сделок за последние три года. «Мы там такое вскроем», — гневно пообещала она.
Марсель Шамсутдинов предложил попробовать подать претензию на Центробанк, который, вовремя не предусмотрев крах ТФБ, «не выполнил свои обязательства»
«Как будет отвечать премьер-министр Ильдар Халиков? Ответьте, пожалуйста, на вопрос», — спросил мужчина. Поднялся гул. Пенсионерки плакали. «Пусть ТАИФ покажет письмо, которое они отправили в Центробанк», — говорили вкладчики, желая узнать подробности, как их интересы защищало правительство: «40 миллиардов — пусть ТАИФ, «Татнефть», «Татэнерго» выделят 40 миллиардов и дадут людям. А потом судятся с Мусиным и Татфондбанком — без нас».
Перед людьми выступил и один из руководителей татарстанского «Парнаса», Марсель Шамсутдинов, предложив попробовать подать претензию на Центробанк, который, вовремя не предусмотрев крах ТФБ, «не выполнил свои обязательства». Под конец встречи предприниматели громко освистали налоговую службу, скандируя «Позор, позор!». Надо отметить, что присутствовавшие чиновники держались — ни один человек не ушел, каждый выслушал и сдержал собственные эмоции.
Юманова провозгласила, что в эти минуты в Доме правительства президент проводит совещание, и призвала всех пойти вместе с ней прямо к нему и отнести бумагу с ультиматумом. В итоге толпа стройным рядом отправилась на площадь Свободы — к кульминационному моменту.
Делегация вкладчиков растянулась на несколько кварталов вдоль улицы Пушкина. Кто-то рыдал, кто-то выкрикивал ругательства, но в целом люди шли спокойно и уверенно
«ХАЛИКОВ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОНЯЛ»
Делегация вкладчиков растянулась на несколько кварталов вдоль улицы Пушкина. Кто-то рыдал, кто-то выкрикивал ругательства, но в целом люди шли спокойно и уверенно. Они прошли через все перекрестки, соблюдая светофоры, и обступили все крыльцо Дома правительства. До конечной точки из Торгово-промышленной палаты дошло человек 100 - 120. Юманова, Шамсутдинов и еще несколько самых активных подошли ко входу, где их уже ждал представитель полиции. «Я вас выслушал — вы выслушайте меня», — терпеливо говорил он пришедшим. Полицейский предложил зайти трем визитерам. «Мы все хотим!» — зашумела толпа. Однако впоследствии с ним удалось договориться — ко входу, где за стеклами наблюдала внутренняя охрана, пропустили Юманову, Шамсутдинова, Ивана Климова и девушку по имени Майя. Оставшиеся в ожидании начали скандировать в двери правительства: «Позор!» и «Воры!»
Особого полицейского наряда, кроме нескольких сотрудников ГИБДД, в этот момент не было, но позже подъехала полицейская машина. Несколько молодых ребят в форме бодро пробежали по крыльцу и попытались остановить вкладчиков, которые хотели пройти не через главный вход, а через бюро пропусков. Никаких столкновений, впрочем, не произошло — провокаторов в толпе не нашлось (самым страшным моментом, пожалуй, был выкрик «Ломайте дверь!», который довольно быстро пресекли другие «погорельцы»).
В итоге к делегации от пострадавших вниз вышел сам Ильдар Халиков. О встрече с премьером корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала Юманова.
«Мы зашли в кабмин вчетвером. Халиков пожал всем руки и сказал: „Я вас слушаю“. Я сказала: „Пригласите нас в комнату переговоров“. Он нас пригласил в комнату переговоров, мы сели, отдали ультиматум, озвучили два пункта ультиматума. Срок исполнения ультиматума — три дня, в случае неисполнения ультиматума мы будем требовать отставки президента. Халиков сказал, что он понял, а я уточнила, все ли он понял. Он сказал да. Мы попросили создать рабочую комиссию, в которую войдем мы и которую возглавит он, по решению того, откуда они будут брать деньги, чтобы возмещать вкладчикам», — подробно описала она.
На YouТube появилось и видео встречи, записанное одним из визитеров кабмина Климовым: на нем видно, что охрана попросила пройти их без прессы. «Мне не очень хочется жать вам руку, честно говоря», — бросила Юманова при первом знакомстве. «Не хотите нас проверить?» — спросила она охрану, но охрана не хотела: гости прошли в обход обязательных рамок. Халиков провел гостей в медиацентр, где усадил за журналистские места. Он записал себе на листочек имена визитеров. Юманова четко озвучила условия ультиматума, премьер также записал его себе на листок. «У нас есть ТАИФ, у нас есть «Татэнерго». Надо взять у них деньги и раздать гражданам республики», — говорила она. «Спасибо большое», — ответил им, выслушав и записав, Халиков. «До встречи, не до свидания», — попрощалась с ним Юманова.
С конца срока ультиматума, то есть со вторника, вкладчики начнут митинговать. «Мы подали (заявки на согласование митингов — прим. ред.) на каждый день начиная со вторника», — сказала «БИЗНЕС Online» Юманова. «Мы пойдем погуляем», — объяснила она дальнейшие действия. Эмоциональный накал стал спадать. Колонна вкладчиков тем же стройным рядом («Возьмемся за руки и пойдем!») ушла в направлении Торгово-промышленной палаты.
У главного здания неудавшегося санатора Татфондбанка — ТАИФа на Щапова — уже ждал руководитель другой группы вкладчиков, Дмитрий Бердников
НЕУДАЧНОЕ «ЗАСЕЛЕНИЕ» В ТАИФ
Однако позднее выяснилось, что они направились «погулять» к главному зданию неудавшегося санатора Татфондбанка — ТАИФа на Щапова. Здесь их уже встречал с распростертыми объятиями руководитель другой группы вкладчиков, Дмитрий Бердников. За 10 минут до начала пикета здесь было всего четыре человека. Трое мужчин и женщина обсуждали проблемы по вкладам и возможные пути их решения. «Санацию всегда делают банки, а не предприятия», — говорил один из них. По мнению мужчины, идея санации с помощью нефтяного холдинга была обречена на провал. «За границей после такого правительство ушло бы в отставку», — размышлял другой. Новость об аресте Роберта Мусина эту группу вкладчиков не грела.
— А что нам толку, что его арестовали? Васильеву тоже арестовали. Хорошо сидит! — горько иронизировали собравшиеся. Однако, узнав от корреспондента «БИЗНЕС Online», что премьер-министр РТ Халиков принял инициативную группу и обещал передать письменный ультиматум президенту РТ, люди немного взбодрились.
В этот момент на Щапова начала появляться колонна людей. Их было уже меньше, чем у здания кабмина: некоторым пожилым людям второй «штурм» оказался уже не по силам. Примерно 50 человек выстроились вдоль черного металлического забора у «стекляшки» ТАИФа. Часть более спокойных пикетирующих, человек 20, разместилась через дорогу. Вслед за «погорельцами» прибыли полицейские машины — сначала две, потом еще две. Пока одни активисты просили охрану вызвать представителя, чтобы передать ему письмо с требованиями, другие шутили.
Примерно 50 человек выстроились вдоль черного металлического забора у «стекляшки» ТАИФа. Часть более спокойных пикетирующих, человек 20, разместилась через дорогу
«Надо было оценщика с собой взять, сколько здесь стекол. Разобрать — на всех хватит! А лучше — заселить! » — шутил мужчина, оглядывая внушительные по масштабам владения ТАИФа. Полицейские пока только наблюдали за пикетирующими, но никто из правления холдинга не выходил. Люди перестали просить и начали требовать: «Встречу! Встречу! Встречу!»
Досталось и правоохранительным органам. «Дробильщиков» ловят, которые свои деньги получить пытаются! Наркоманов, убийц так ловили бы!» — возмущалась общественность. Обстановка накалялась, тут и вмешалась полиция. Кто-то из начальства подошел к толпе и попросил не нарушать закон.
— Вы уже скандируете! Успокойтесь! — призывал к соблюдению правопорядка человек в погонах.
— Они нас унижают! Мы же просим выйти! — отвечали ему.
Активист Бердников также был эмоционален. «Да здравствуют Шаймиевы!» — с иронией восклицал он. Но кричалку подхватили два-три человека. Тут уже спохватилась другая активистка. «Давайте не будем устраивать цирк! Дмитрий Николаевич! Халиков взял наше письмо сегодня, пообщался. Пойдемте дальше — в Торгово-промышленную палату!» — призвала она вкладчиков.
Далее на втором за день собрании в ТПП РТ они вновь обсудили, как можно обжаловать отзыв лицензии у Татфондбанка. Посетившая мероприятие министр юстиции РТ Лариса Глухова пообещала ответить на ультиматум «погорельцев ТФБ» в понедельник, 6 марта.
А пока 20-минутный пикет завершился. Брошенная искра так и не разгорелась. У забора остался лишь пылкий Бердников, развернувший флаг России и транспарант: «ТАИФ! Выдели 100 млрд. рублей для реанимации Татфонд — Интех — Тимер — банков!»
— Что? Не получилось у тебя повеселиться, Дима? — иронизировали полицейские.
Завтра Бердников планирует выйти с одиночным пикетом на площадь Свободы. Митингов со стороны союза сегодня и завтра, по словам Юмановой, не ожидается. Однако Шамсутдинов упомянул о сборе у Привокзальной площади в воскресенье вечером.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 322
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.