ИДЕЯ РАВИЛЯ МУРАТОВА ПО ИЗГНАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ-ГАСТАРБАЙТЕРОВ НАШЛА ВОПЛОЩЕНИЕ. КАЗАНСКИЕ ТРАНСПОРТНИКИ НЕДОВОЛЬНЫ И ПРОГНОЗИРУЮТ ПАРАЛИЧ НА ГОРОДСКИХ МАРШРУТАХ

Вчера в кабмине РТ была озвучена не самая приятная новость для руководителей казанских компаний-перевозчиков. Как сообщил заместитель министра транспорта Азат Галиахметов, квота для транспортной отрасли по привлечению на работу «иностранных граждан» на 2011 год сокращена с 5460 человек до 2449, то есть на 55%. Это означает, что компаниям, занятым в сфере пассажирских перевозок, придется отказаться от услуг водителей из Средней Азии и найти способы привлечения местных. Либо купить на «черном рынке» таджикам и узбекам гражданство РФ…

 О том, кто в Татарстане лидирует по уровню безработицы и какие бизнес-планы представляют безработные, об общественных работах и трудоустройстве татарстанцев за пределами республики рассказали вчера на заседании республиканской межведомственной комиссии «О ходе реализации региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2010 год». Заседание провел первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов.

На сегодня численность зарегистрированных безработных составила 36 917 человек (за последнюю неделю сократилось на 271 человек), что на 19,5 тысяч меньше по сравнению с началом года, сообщила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова.

 ИЗ БЕЗРАБОТНЫХ В МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПЕРСОНАЛУ

В будущем году число безработных может пополниться за счет бывших милиционеров. Заместитель министра внутренних дел по РТ Андрей Демидов сообщил, что в 2001 году из его ведомства в результате реформы МВД будут уволены 1998 сотрудников, из них 855 нуждаются в трудоустройстве, а 426 изъявили желание пройти переобучение.

В соответствии с региональной программой 20130 человек разработали бизнес-планы на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности, 18 928 из них уже зарегистрировали предпринимательскую деятельность и создали 5,5 тыс. рабочих мест. Интересно, что 72% из новоявленных предпринимателей открыли дело в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

При помощи организации трудоустройства в другой местности трудоустроено 328 человек. Из них 296 работают в МУП «Метроэлектротранс» (Казань) кондукторами, 31 - в ООО «Sollers-Дальний Восток» (Владивосток) слесарями, водителями-испытателями, инженерами и экономистами, а один казанец принят на работу в ООО «Стройотряд» (Москва) менеджером по персоналу.

 ГЛУБОКАЯ ОШИБКА?

Одной из самых значимых новостей на совещании стало сообщение заместителя главы минтранса Азата Галиахметова об изменении квот на «иностранную» рабочую силу в транспортной отрасли. Как заявил Галиахметов, квота для транспортной отрасли по привлечению на работу «иностранных граждан» на 2011 год сокращена с 5460 человек до 2449, то есть на 55%. (Мы ставим кавычки, когда пишем о водителях –иностранцах по той причине, что поголовно это выходцы из Средней Азии, вчерашние наши соотечественники).

Напомним, газета «БИЗНЕС Online» неоднократно рассказывала, что  Муратов на аналогичных совещаниях уже несколько месяцев проводит жесткую линию на то, чтобы водителей-гастарбайтеров заменить на местных специалистов. При этом первый вице-премьер выдвигает аргумент, что таким образом можно значительно снять напряженность на рынке труда РТ. Однако казанские транспортники в разговоре с журналистами «БИЗНЕС Online» идею восприняли с беспокойством и назвали ее ошибочной.   

Владимир Капитонов - директор ОАО «ПАТП-7»:

- Снижение квоты на иностранных водителей общественного транспорта отрицательно отразится не только на нашем предприятии, но и на всех транспортных предприятиях города. В настоящий момент на нашем ПАТП 85 процентов водителей – это иностранцы, если говорить в среднем по городу – то это 70 процентов.

Если уменьшат квоты, на предприятиях, просто некому будет работать, и мы опять вернемся к тем временам, когда предприятия закрывались. Никто из местных жителей не хочет работать за 15 тысяч. Они не пойдут к нам, пока мы не сможем платить минимум 30 тысяч. И это при том, что мы предоставляем им хорошие условия.

У нас и сейчас большая нехватка в водителях, и по сравнению с прошлым годом она не уменьшилась. Хотя мы всеми правдами пытаемся сохранить наших работников, пытаемся создать для них хорошие условия проживания и работы, сами оформляем разрешение на работу. Единственное – они сами сдают на подтверждение права вождения автомобилем. Сейчас стараемся их удержать, пока условия их устраивают, но что дальше будет, не ясно.

Если у иностранцев не будет возможности работать на транспорте, их просто вывезут из республики. Сейчас 30 процентов иностранцев работают на транспорте. Единственной возможностью иностранцам работать в республике будет оформление временного гражданства на три года. Но это еще одна лазейка для нечистых на руку. Для оформления гражданства будут требовать неимоверное количество денег. Если сейчас мы в течение месяца оформляем разрешение на работу, то потом это процедура будет растягиваться на три-четыре месяца и стоить будет в разы дороже. Эту проблему надо решать совместно.

Удивляюсь: неужели государству не выгодно держать иностранную рабочую силу? За них мы совершаем ежемесячные отчисления подоходного налога в 30 процентов, в то время как для наших он составляет 13 процентов. Государству это выгодно: деньги идут в республиканский бюджет. К тому же, по данным ГИБДД, водители-иностранцы на порядок меньше совершают дорожно-транспортных происшествий, чем наши. Такой водитель аккуратно едет по городу, он не хамит и не грубит, его задача - заработать деньги и отправить их домой, чтобы семью накормить. А наши все летом разъехались по дачам и отдыхают. В то время как иностранцы работали и в 40-градусную жару. Они хотят работать, и они пока согласны с теми условиями, что мы им предлагаем, – в этом отличие их от наших водителей.

Айдар Абдулхаков – председатель комитета по транспорту и связи исполкома Казани:

- Сокращение квоты на иностранных граждан – глубокая ошибка. Других слов у меня нет. Мы сегодня проводим огромную работу по привлечению к работе на транспорт наших граждан из районов республики. Например, у нас работают люди из Пестрецов, и Кайбиц, и Нижнекамска. Есть у нас техникум надземного и подземного электрического транспорта, который готовит водителей категории «D» и всех специалистов транспортной отрасли, он всегда загружен, но ведь не все потом идут работать по специальности. Поэтому у нас всегда не хватает специалистов. Сегодня работает 450 иностранных водителей в Казани, это огромное подспорье для нас. Если половины из них не будет, кадровый голод станет еще более ощутимым. Работа водителя очень тяжелая, в течение дня нужно водить в сложных дорожных условиях, отвечая за жизнь и здоровье сотни человек, которые за твоей спиной, подъемы ранние, отбои поздние. Уровень заработной платы не позволяет нам набрать наших специалистов. На ценах на проезд решение не отразится. Скорее всего, интервал движения просто станет больше, так как сократится количество автобусов, работающих на маршрутах. А наполняемость их увеличится.

Проблема нехватки водителей очень остро стояла в 2007 году. Сегодня дефицит – 200 водителей, при том, повторяю, что 450 – жители ближнего и дальнего зарубежья. Проблема не решается принятием указа сверху. Нужно искать корни проблемы, а они в 90-х годах, когда система профобразования в стране исчезла. Где ПТУ, училища? Профессия рабочих сейчас не престижна. Просто запретительными мерами загнать всех в водители не получится… Надо пропагандировать профессию, на уровне государства говорить, что нужно специалисты, а то у нас уже система: закончил школу – получил высшее образование. Рабочих рук не хватает. У нас и так на всех автобусах объявления о том, что требуются водители, просто, к сожалению, их пока по-прежнему не хватает.  

P.S. Еще один руководитель одной из частных компаний, занятых на рынке перевозов пассажиров в Казани и пожелавший не раскрывать своего имени, заявил нам, что вынужден будет потратить деньги и банально купить в Москве своим водителям – гастербайтеров  гражданство РФ. Других вариантов у него нет – «иначе все встанет»…

 Тимур Латыпов
Надежда Замалиева
Наталия Токранова