ПУТИН СНИЖАЕТ ПОДДЕРЖКУ АВТОПРОМА В 2011 ДО 17 МЛРД. РУБЛЕЙ

Владимир Путин поручил минпромторгу и МЭРТ РФ подготовить к следующему году предложения по программе утилизации грузовиков и автобусов. Об этом он заявил вчера в Нижнем Новгороде на совещании о ходе реализации стратегии развития российской автопромышленности на период до 2020 год. На этом же совещании стало известно, что дальневосточный блицкриг Sollers, перевезшего туда из Набережных Челнов сборку SsangYong, пока сильно буксует. За совещанием наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

 НА УТИЛИЗАЦИЮ НАПРАВЯТ БОЛЬШЕ

В самом начале нижегородского совещания глава правительства РФ Владимир Путин рассказал присутствующим руководителям автогигантов (в том числе, гендиректору ОАО «КАМАЗ» Сергею Когогину, который почему-то выглядел хмуро все совещание и так и не получил слово – по крайней мере, пока канал «Россия-24» вел прямую трансляцию совещания) о мерах поддержки федеральным центром автопрома в 2010 году. В частности, на программу утилизации и льготного кредитования выделено 13 млрд. рублей. 30 млрд. пошло на приобретение техники для хозяйственных нужд региональных и федеральных властей. Не в последнюю очередь благодаря этому, отметил Путин, производство машин в 2010 году выросло в два раза: за 11 месяцев произведено 1,2 млн. единиц.

«Легковых авто продано больше, чем в прошлом году, на 330 тысяч, грузовиков больше на 40 тысяч, - заявил Владимир Путин. – Но мы все равно подставим плечо рынку и в 2011 году. Необходимо создать страховочный резерв для восстановления спроса». Поэтому, по словам премьера, программа стимулирования спроса будет профинансирована в 2011 году на 17 млрд. рублей.

Интересно, что несмотря на опасения наблюдателей о планомерном сокращении объемов программы утилизации, на ее продолжение в 2011 выделят уже 13,5 млрд. рублей. На программу льготного кредитования - 2,8 млрд. рублей, и еще 1 млрд. - на перевозку автомобилей на Дальний Восток и произведённых там – в другие регионы.

ПУТИН - ЗА УТИЛИЗАЦИЮ ГРУЗОВИКОВ

Долгожданным заявлением стало решение Путина о расширении программы утилизации. До сих пор, напомним, в ней участвовали лишь легковые автомобили, а запуск программы утилизации грузовиков и автобусов в 2010 году постоянно переносился. Некоторые производители (в частности, КАМАЗ), устав ждать федеральной программы, даже разработали собственные, на свой страх и риск.

«Учитывая успешность программы утилизации легковых машин, государству можно подумать и о схемах поддержки продаж грузовиков и автобусов, - заявил Путин. И попросил минпромторг РФ и МЭРТ РФ сформулировать предложения в первом квартале следующего года по программе утилизации грузовиков. Впрочем, нужно учесть, что от формулировки предложений до создания непосредственно программы, наверняка, пройдет немало времени.

ВЫРАСТЕТ ЛИ РЫНОК?

После сладкой пилюли премьер предложил автопроизводителям горькую, затронув, как оказалось, больную для многих тему режима промсборки. Путин признался, что первый режим промышленной сборки, принятый 5 лет назад, морально устарел. А требования к производственным мощностям компаний, выпускающих иностранные модели машин, в 25 тысяч автомобилей в год, Владимир Путин считает «не выгодными»: «Мы заинтересованы в создании крупных современных производств с высоким уровнем локализации, с собственными инженерными центрами. А при потолке в 25 тысяч машин локализация просто нецелесообразна. Потолок надо поднимать».

Впрочем, премьер оговорился, что второй режим промсборки, вступающий в силу в 2011 году, не коснется ранее подписанных соглашений (в том числе, напомним, соглашений с иностранными компаниями Sollers и КАМАЗа - ред.). Новый режим устанавливает довольно жесткие минимальные требования к производству автомобилей в размере 300 тыс. в год. Напомним, КАМАЗ к 2020 году планирует увеличить производство всего до 100 тыс. грузовиков. «Sollers-Набережные Челны» планирует продать в 2011 году 28 тыс. машин. Возникает вопрос, вырастет ли к 2020 году российский рынок настолько, чтобы производство машин в новых условиях промсборки не оказалось убыточным?

 ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГРУЗОВИКОВ ПРОТИВ

Отчасти ответил на этот вопрос Ларс Корнелиуссон - гендиректор компании АО «Вольво-Восток» (Калуга), пожаловавшись, что объем продаж тяжелой техники в России сегодня составляет всего 170 тыс. единиц в год, «а показатели локализации превышает эти показатели в два раза». Глава Вольво-Восток попросил у премьера вернуть прежний потолок в 25 тыс. машин в год – хотя бы только для коммерческих грузовиков. «Инвестиции в производство тяжелой автомобильной техники рискованные, и локализация в нашем случае будет очень тяжела, а 25 тысяч – цифра реальная», - объяснил Корнелиус. Путин, внимательно выслушав его просьбу, ничего отвечать не стал.

 СУБСИДИРОВАНИЕ СТАВКИ ИМЕЕТ «ОБРАТНУЮ СИЛУ»

Зато Путин пообещал поддержать те автомобильные компании (читай – все), которые вынуждены были в кризис залезать в кредиты. Премьер напомнил, что автокомпании получали кредиты на финансовую стабилизацию под госгарантии. Однако обслуживание кредитов тоже потребовало немалых затрат – в результате финансовые ресурсы отвлекаются на выплаты процентов в ущерб программам развития предприятий. Поэтому премьер пообещал в 2011 году выделить 6 млрд. рублей  на субсидирование процентной ставки для предприятий автомпрома, берущих «инвестиционные кредиты на модернизацию и расширение производства». А заодно, заметил Путин, правительство постарается распространить субсидирование и на те кредиты автокомпаний, которые были получены в период кризиса (заметим, ни о какой модернизации тогда и речи не было - ред.).

ДЕШЕВАЯ ЛОГИСТИКА ИЛИ НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ?

Интересным показался доклад еще недавно главы «Sollers-Набережные Челны», ныне главы ООО «Sollers-Дальний Восток» Александра Корнейчука. Он заявил, что за год здесь произвели 13 800 машин, что «больше запланированного показателя в 11 тысяч внедорожников» (Корнейчук, видимо, не пожелал уточнить, что на первом этапе мощность приморского предприятия планировали в размере 15 тыс. машин в год).

Интересное прозвучало позже. Отвечая на вопрос Путина, сколько из производимых машин ежемесячно продается на самом Дальнем Востоке, а не увозится в центральную часть России, топ-менеджер заявил – 5%!

Напомним, что Sollers полностью перенес сборку SsangYong из Челнов на Дальний Восток осенью 2009 года, объяснив шаг дешевой логистикой и льготами на железнодорожные перевозки. Это, во-первых, стало расшаркиванием перед правительством РФ, которое, закрыв высокими пошлинами границы для подержанных иномарок и отняв возможность у жителей приморского региона зарабатывать на продаже японских машин, показательно создавало там российское производство. Во-вторых, как известно, Путин давно мечтал пересадить Дальний Восток с подержанных праворульных автомобилей на машины, произведенные в России – и тут, как нельзя кстати, оказались планы Sollers. В третьих, е стоит забывать, что под перенос производства на Дальний Восток Sollers получил от властей 5 млрд рублей…

Путину Sollers показал, безусловно, интересный опыт: компания перевезла производство машин из центра страны на Дальний Восток, чтобы потом продавать машины… в центре страны.

 Сергей Афанасьев