ПО 17 АЗС ТАТАРСТАНСКИХ КОМПАНИЙ МАТЕРИАЛЫ НАПРАВЛЕНЫ В ПРОКУРАТУРУ

Вчера в Набережных Челнах  сотрудники управления кабмина РТ по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов  провели проверку АЗС Татавтодора. Однако, попасть на территорию предприятия они смогли, лишь подключив к этому делу СМИ. В Татавтодоре, объясняя причины, по которым компания препятствовала проверке, корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что сами топливом не торгуют, и удивились тому, что госведомство фактически занимается "двойной работой".

8 НЕКАЧЕСТВЕННЫХ ПРОБ ИЗ 1000

Заправка филиала Татавтодора в автограде находится не близко, на территории промышленной зоны. Пока ехали туда, Азат Галлямов - замначальника отдела обеспечения рационального использования и качества нефти и нефтепродуктов управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов РТ (при кабмине РТ) рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о неожиданном препятствии, возникшем во время месячника проверки качества топлива на республиканских АЗС.

- В соответствии с решением президента РТ проверяются все топливо-заправочные станции. И нефтебазы. Мы берем пробы, анализируем в казанской лаборатории при Госстандарте. Отобрано около 1000 проб. Из них сегодня по результатам анализа оказалось 38 некачественных, из них  32 – дизельное топливо, шесть – бензин, - рассказал Галлямов.

По его словам, проверяются и коммерческие предприятия, и ведомственные. 28 некачественных проб взято на коммерческих АЗС, 10 – на ведомственных. Ведь если топливо окажется некачественным, ремонт дорогостоящей техники встанет республике в копеечку. 38 некачественных проб - это много, считает Галлямов.

- Все выявленные некачественные пробы перепроверяются, - сказал Галлямов. - Мы берем две пробы. Одна из них сразу направляется в лабораторию, а вторая – «арбитражная». Она направляется, в случае выявления некондиционного топлива, проверяется повторно. По 17 объектам материалы уже направлены в прокуратуру РТ. Она и принимает меры к нарушителям, у нас таких полномочий нет.

КРАЙНИЕ – АЗС?

Кто же виноват в некачественном топливе, неужели сами АЗС - или все-таки поставщики? Галлямов считает: «АЗС. У них есть правила, как принимать, как контролировать. Если бы соблюдали, некачественного топлива бы не было. Когда станция принимает нефтепродукт, здесь обязаны проводить анализ топлива по четырем показателям: цвету, плотности, наличию механических примесей и воды, прозрачности. Если процедуру провести, можно сказать, в 98 случаях из ста можно быть уверенным, топливо нормальное.

В случае добавок изменится и цвет, и плотность топлива. В управлении приводят в пример одну из разработок Лукойла - если в этот бензин добавляют бензин другого производства, топливо чернеет. Пока на наших станциях до этого, увы, далеко, с сожалением отмечает сотрудник ведомства. Зато станции ежемесячно обязаны производить анализ своего топлива в аккредитованных лабораториях.

ТАИФ ПЛОХО ПАХНЕТ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, как же тогда обстоят дела с самими поставщиками, в частности с компанией "ТАИФ"? По словам Галлямова, два года назад их ведомство проверяло топливо завода компании: оно отвечает всем стандартом, кроме, разве что запаха. Для объективности анализ проб ТАИФа делали не в РТ, а в других регионах. И по дизельному топливу вопросов не возникло. Однако есть претензии к таифовскому бензину по части запаха: он неприятный. Это объясняется технологией изготовления АИ-92, когда туда добавляется метил-трет-бутиловый эфир. Но добавлять его они имеют право. Таким образом, делает вывод Галлямов, некачественный бензин на АЗС – кустарного производства, а не производства ТАИФа.

Галлямов привел в пример казанское чрезвычайное происшествие, когда этим летом из-за плохого бензина (из-за высокого содержания в нем смол) на трех АЗС пострадало 600 машин. Поставщик оказался челнинский, который «где-то нашел левый товар».

«ОНИ ПРОСТО БОЯТСЯ»

Переходим к главной теме рейда: заправке Татавтодора. Две недели назад, объясняет сотрудник управления, приехали на АЗС, но на территорию контролеров неожиданно не пустили.

- Челнинский филиал Татавтодора, по-видимому, считает себя вне закона. Нас просто проигнорировали. Потом мы попыталась пройти, подключив управление по борьбе с экономическими преступлениями. Безрезультатно. Они просто боятся! - возмущается  Галлямов.

Причем, по его словам, такое поведение сотрудники структурных подразделений Татавтодора за три года контрольных проверок в управлении по качеству ТЭР РТ демонстрировали постоянно.

- А сейчас, думаете, пустят?

Галлямов замечает, что для этого и подключили СМИ, так как это «сегодня это самая мощная штука, их все боятся – МВД и прокуратуры не боятся, а прессы боятся».

Раздался звонок мобильного. Галлямов, поговорив с казанскими коллегами, обрадованно обернулся: «Сегодня нас пустят!». Раздался еще один звонок – некий абонент пытался уговорить сотрудника управления прибыть на АЗС без прессы («мы же пошли навстречу»). Галлямов оказался непреклонен.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯТЬ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЗАПРАВКИ?

Уже рядом с АЗС (заправка ведомственная – здесь заправляют спецтехнику компании), когда  Галлямов объяснял журналистам, зачем он их всех созвал, вышел прораб станции Зуфар Сабитов. Увидев собравшихся, грустно пробормотал: «Зачем пресса-то? Мы же пропускаем их сегодня».

Заполнение всех официальных бумаг, проверка паспортов качества топлива, а также слив бензина для лаборатории заняли всего минут 15. Записали поставщика (челнинский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр»).

«Опломбируем здесь и отвезем в Казань, только по результатам примем меры», - успокоил  Галлямов работников станции. Пока проводилась проверка, вновь раздался звонок замначальнику отдела управления. «Но проверка с прессой заранее была запланирована, - объяснял он абоненту. – Мы уже здесь, на объекте. Не могу же я их сейчас убрать отсюда!»…

На обратном пути сотрудники управления выразили мысль, что к моменту проверки дизельное топливо Татавтодор мог и поменять.

- Какой смысл не пускать контролирующие органы на ведомственную АЗС – ведь если топливо некачественное, пострадает техника компании?

На этот вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» Галлямов ответил:

- Некачественное топливо, во-первых, откуда-то к ним могло поступить – и нам тогда придется проанализировать всю цепочку. Во-вторых, это нарушение экологии. Вот 10 лет назад молодые коммерсанты брали 76-й бензин, добавляли тетро-этил-свинец, повышая тем самым октановое число до 92-го. Получался этилированный бензин. Нормальный бензин. Но потом выяснилось, что он повлиял на рост онкологических заболеваний в городах. Почему? Тяжелый металл, свинец, попадал в организм и накапливался. Мы в республике запретили такой бензин. Позже, четыре года назад, его запретили и по всей стране. Но ребята, занимающиеся подделкой топлива, всякий раз придумывают что-то новое.

«ШТРАФУЙТЕ ХЛЕБОЗАВОДЫ, А НЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ХЛЕБА!»

Напомним, что Татавтодор, целиком (100% акций) принадлежит государству. Гендиректор компании - между прочим, сын бывшего президента РТ Айрат Шаймиев. Почему же немаленькая и довольно известная республиканская компания не откликнулась на просьбу в первый раз, не пустив контролирующие органы на территорию АЗС? Наил Хайрутдинов - заместитель генерального директора ОАО "Татавтодор", объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» позицию компании:

- У нас коммерческих заправок нет. Да, это наша заправка, но мы не реализуем там бензин. Для себя только берем. А проверять органы должны Татнефтепродукт, скажем, заправки Автодорстроя. Мы же у них же покупаем дизтопливо. И второй раз у нас проверяют то же топливо! Проверяйте наших поставщиков – тот же Татнефть-АЗС Центр! Мы же сами солярку и дизтопливо не делаем. А они привлекают вас, журналистов, и устраивают шум, не понимая собственных функций и занимаясь двойной работой. Их не пустили, скорее всего, потому, что они не так что-то объяснили нашей вневедомственной охране. Надо было к директору филиала подойти. Но вообще, получается как? Скажем, ем я дома хлеб, ко мне вламываются в дом, говорят, что у меня некачественный хлеб и за него штрафуют. Штрафуйте хлебозавод, а не потребителей хлеба!

Сергей Афанасьев

 

Справка

ОАО «Татавтодор» является одним из крупнейших предприятий дорожной отрасли Татарстана. Компания занимается строительством, ремонтом и эксплуатацией крупнейших автомагистралей РТ. Имеет разветвленную сеть районных дорожных подразделений. Участвует в выполнении президентской программы строительства новых дорог в сельской местности. Структура ОАО «Татавтодор» включает 11 филиалов и 28 участков. 100% акций принадлежат министерству земельных и имущественных отношений РТ.