Фатих Сибагатуллин: «Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают?» Фатих Сибагатуллин: «Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОШИБКА МОЛОДЫХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ ВЕДУТ СЕБЯ КАК ДЕМБЕЛЯ, УХОДЯЩИЕ НА ГРАЖДАНКУ»

Прежде всего глава района должен быть таким: пока он не накормит вверенный ему народ, он не должен кушать! Ошибка молодых заключается в том, что они ведут себя как дембеля, уходящие на гражданку: рассовывают по чемоданам все, что плохо лежит. На то, чтобы накормить народ, уйдет года три: изучить обстановку, подобрать кадры, наладить работу и т. д. После этого народ тебе поверит, что ты его не обманываешь. Потом глава голодным не будет.

Дальше, надо общаться с людьми на равных. Они такие же люди, как глава района. Мне, допустим, посчастливилось по учебе, хорошие люди встречались на жизненном пути. Я рос как на дрожжах. А просто многим не повезло — это важный фактор в любом деле. Не всем может везти. Учились, но не доучились, но они же старались! Стараются все, по-своему. Кому-то не везет, а кому-то улыбается удача.

Есть категории людей, которые не рождены быть начальниками или иметь высшее образование. Но они добросовестно работают на своем месте. Я никогда рядового человека — механизатора, доярку, нефтяника, строителя — не ругал, каким бы меня строгим ни называли. Есть кого ругать — это твое окружение: заместителей, помощников, главных специалистов. Но тут сам виноват, надо понимать, кого назначаешь — только по деловым качествам и желательно местного.

Тенгрианство гласит, что должен быть подбор независимо от родословной — брат, сват, шурин. Надо выбирать лучшего. Но желательно местного. Этот принцип подбора кадров сплошь и рядом нарушается. Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают? Что, от этого успех большой? Нет! Не должно быть личной преданности и родственных отношений.

Дальше — срок. Глава района должен работать на одном месте примерно 10 лет, кто-то больше, кто-то меньше. Потом человека надо двигать, хотя бы по горизонтали. Он привыкает, к нему привыкают, глаз замыливается, он перестает замечать какие-то недостатки, успокаивается.

«Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен» «Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен» Фото: drogganoye.tatarstan.ru

«ОТЛИЧНИКИ — ОНИ НЕ МОИ, ОНИ ИЗ РАЙОНА УЕДУТ»

Жесткость стиля работы может быть любой, главное — ориентация на результат. У кого что лучше получается, смотря какая обстановка: некоторые люди с полуслова понимают, а некоторые просто не на своем месте находятся и с третьего раза не понимают. Таких не надо держать у себя, жалея. Иногда про меня говорили, что я часто меняю начальство. Но моя позиция такая: раз он не хочет эффективно работать, то зачем его держать?

Некоторые ведь идут в начальники за хорошей жизнью, работают не на результат. А кто-то, пока не стал начальником, был одним человекам, а стал начальником — его как будто подменили: уже мнение, интересы народа ему нипочем! Говорят же, если хочешь узнать человека, дай хотя бы самую маленькую власть над людьми.

Директор корпорации? Нет, это родная семья. Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен.

Мне трех лет хватало, чтобы нормализовать жизнь в районе. В лучший район новых глав не ставят же. Я в шести районах проработал и оставлял их в значительно лучшем положении, чем принимал. И дело не только в финансах — дело в человеческом отношении. Зарплату у нас везде вовремя дают бюджетникам, сам Рустам Минниханов держит на контроле. Ты поздоровайся по-человечески, вникни в положение жителей района. Что такое судьба учителя? Что такое школьная среда? На что обратить внимание — не только на оценки. Я не обращал внимание только на оценки. Знаете почему? Отличники — они не мои, они из района уедут. Надо смотреть, кто учится на тройки и четверки. Это твои будущие специалисты, поэтому их надо воспитывать. С ними надо выстраивать человеческие отношения, разговаривать, знать, чем они живут. Ему, может быть, не дано хорошо разбираться в математике, химии или физике, зато у него золотые руки и доброе сердце, порядочность и на мир смотрит не злыми глазами, без зависти. Именно такие люди являются движущей силой района.

Ты будешь тащить в район инвестиции, но что случится, если школа будет бастовать? Если про главу района будут говорить, что он с нами не считается? Одно другому не мешает. Прежде всего должны быть человеческие отношения.

«Сейчас за Александра Шадрикова (справа) в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех» «Сейчас за Александра Шадрикова (справа) в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех» Фото: drogganoye.tatarstan.ru

«МИНФИН ЛИШНЮЮ КОПЕЙКУ НЕ ДАСТ, ПРИХОДИЛОСЬ КРУТИТЬСЯ»

В Дрожжаное кто пойдет с инвестициями? Не сравнить его с пригородом Казани. А то, что сейчас за Александра Шадрикова в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех. Я работал в шести районах — и везде я сейчас желанный гость, не только в райцентре, но и в деревнях, и в каждом доме. Я желаю каждому руководителю района того же.

Инвестиции, промпарки и т. д. — это все должно идти на благо района. И в наше время инвестиции были. Например, у меня был двойной бюджет. Я каждый год в среднем открывал 32 новых предприятия. Всего за 11 лет построено 327 объектов, 30 подъемных кранов постоянно работали. Это же на благополучие района! Это же налоги. Был дотационный район, зарплату по шесть месяцев люди не получали, пенсионеры 8 месяцев пенсию не видели — такой сложный период был в середине 90-х годов. Потом пошли хорошие зарплаты нефтяникам, а у учителей низкие зарплаты. Я платил учителям и врачам 25% надбавки из доходов. Минфин лишнюю копейку не даст, приходилось крутиться. Я открываю каждый раз предприятие. Если в феврале – марте открываю, то регистрирую в середине сентября, когда уже сформировался бюджет. И с помощью такой небольшой хитрости я формировал свой бюджет в сложные времена. Но для этого надо новые предприятия создавать. Других путей превращения дотационного района в развитый нет: открывай, зарабатывай, получай высокий урожай — пожалуйста! Часть налогов району достанется.

Но тут уж глава района должен приложить усилия — найти реальные возможности, как привлечь инвесторов, убедить их прийти в район. Была одна нефтяная компания, когда я пришел в район, оставил 10! Нурлатские нефтяники добывали 920 тыс. т нефти, через год, после того как я возглавил район, они добыли уже 980 тыс. тонн. А через 10 лет, когда я оставил район, они добыли уже 2,7 млн. т в год. Есть разница?

Фатих Сибагатуллин