ПАНЪЕВРОПЕЙСКАЯ ВЫСТАВКА FUJITSU ОБОЗНАЧИЛА ПУТИ, ПО КОТОРЫМ ПОЙДЕТ РАЗВИТИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ
В Мюнхене состоялась международная IT-конференция "VISIT-2010", организованная корпорацией Fujitsu. Это одно из важнейших европейских IТ-событий года. За два дня выставку, работающую в рамках конференции, посетили более 6 000 человек из 60 стран мира. Казань на IT-форуме представлена была мощно: вице-премьером - министром информатизации и связи РТ Николаем Никифоровым, десятком топов ОАО "ICL-КПО ВС", их заказчиками и партнерами, а главное – решением, разработанным в Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на выставке и на обратном пути взял интервью у генерального директора ОАО "ICL-КПО ВС" Виктора Дьячкова.
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ ТРЕНД
- Виктор Васильевич, вы почувствовали на конференции какие-то новые IТ-тренды?
- Сейчас главный тренд, в общем-то, один: IТ-компании, особенно лидеры первой тройки, в которую сегодня входят IBM, НР, Fujitsu, меняют стиль работы. Сегодня серьезные компании уже не предлагают заказчикам покупать отдельные изделия или коробочные продукты, а предлагают все это как услугу, как комплексное решение.
Например, IТ-компании могут предоставлять в режиме "облака" все основные ресурсы современных компьютеров, мощных программных продуктов, которые сосредоточены в неком центре обработки данных. Об этом много говорилось на выставке VISIT 2010. Это не случайно, ведь корпорация Fujitsu сегодня активно развивает "облачные" услуги. Сейчас часть ее центров обработки данных уже объединена, остальные будут объединены в ближайшее время. Таким образом, создается мощная вычислительная среда, к которой можно подключиться и получать самые совершенные решения, которые существуют в мире, при этом платить только за время их использования.
Например, есть предприятие, и ему требуется конкретная технология, реализованная в группе программных продуктов. Ее можно получить, купив сервер, сетевые средства, достаточно сложную систему прикладного программного обеспечения, средства защиты информации. Плюс к этому еще нужна система бесперебойного энергообеспечения, система кондиционирования. За все это нужно разом заплатить, а это достаточно дорого.
В то же время можно, не затрачивая больших средств, получить все это как услугу, проще говоря, получить в аренду у IТ-компании. В этом случае предприятие будет пользоваться самым совершенным оборудованием, существующим на сегодняшний день, мощным программным обеспечением, которое будет все время модифицироваться, улучшаться, соответствовать действующему законодательству, учитывать изменения бизнес-процессов. Бизнесу же нужно платить только за конкретное время пользования этими средствами и за те работы, которые он будет заказывать, если нужно модифицировать программу.
- На какой уровень предприятий рассчитаны "облачные" технологии?
- На всех потребителей. Начиная от крупного бизнеса и заканчивая малым. Но надо понимать, что пока еще это не реализовано в полном объеме. Это абсолютно новая технология. Но важно, что цель такая поставлена, и движение к ней началось.
- Кем поставлена цель?
- Мировым сообществом. В разное время к решению этой проблемы подходили по-разному. Тридцать лет назад IТ-компании предлагали вместо городских телефонных станций ставить мощные компьютеры, и через них получать весь комплекс "облачных" услуг. Но тогда уровень технологий не позволял это реализовать. Сейчас это можно реально сделать, но, конечно, сдерживающих моментов еще более чем достаточно.
Так, существует ряд сложных технологий, к которым относятся программные продукты, реализующие идеологию комплексного управления крупными компаниями, например, ERP-технологии. Сейчас лидеры этого рынка получают деньги за лицензию на одно рабочее место. За лицензию заплатил – дальше как пользоваться? Дело твое. Переходить на то, чтобы платили не за лицензию, а за время пользования лицензией этим IТ-компаниям невыгодно – они потеряют большие деньги. Понадобится немало времени и, наверно, заемных средств, для такой перестройки продуктовых компаний.
А компании, оказывающие комплексные IТ-услуги, уже готовы предоставлять "облачные" технологии, у них накоплено большое количество востребованных решений в этой сфере, часть из которых опять же связана с продуктовыми компаниями. К продуктовым компаниям внутри России можно отнести – 1С, часть подразделений Microsoft, SАP, они тоже начинают думать об "облачных" вычислениях. В целом все это движение технологий не что иное как ответ на требования рынка: предоставить пользователю максимальную свободу в обработке информации, дать ему возможность платить только за время и объем использования IТ-ресурсов.
Если сегодня мне нужно поработать в вычислительной среде – я зашел, получил услугу и оплатил ее. Завтра я этим не пользуюсь и не плачу. А ведь сейчас часто бывает, что компании покупают сервера, а из программного обеспечения купили не все – средств не хватило. В итоге у них все оборудование стоит, и инвестиции не работают. Поэтому "облачные" вычисления – очень полезный тренд для пользователей, для общества, который должен положительно сказаться на экономике в целом.
"НУЛЕВОЙ" КЛИЕНТ
- Виктор Васильевич, на пленарных заседаниях форума говорили о трендах. Кроме этого в рамках форума в Мюнхене два дня работала масштабная выставка Fujitsu. Какие важные новинки в этом году для себя отметили?
- Очень интересен продукт "Нулевой клиент". Суть его заключается в том, что на рабочем месте у человека стоит только монитор и клавиатура. Причем монитор имеет только один сетевой кабель, как у телефона, электричества он не требует, к розетке не подключается. Использование таких мониторов, во-первых, позволяет снизить энергопотребление, а во-вторых, колоссальное преимущество дает то, что на рабочем месте практически нечему ломаться.
Это очень удобно, поскольку в случае выхода из строя персонального компьютера нужно очень долго переустанавливать на нем программное обеспечение, а если что-то случилось с монитором "нулевого" клиента – достаточно просто его заменить. Ведь программное обеспечение расположено на сервере, в "облаке". Таким образом, преимуществом "нулевого клиента" является существенное снижение затрат на техническое обслуживание и поддержку систем.
Кроме того, такой "нулевой" клиент повышает и уровень безопасности, причем не только электробезопасности, что принципиально важно, например, для компьютерных классов в школах, он повышает уровень информационной безопасности. Ведь с рабочего места практически невозможно что-либо сделать с компьютерной системой. Основное программное обеспечение сосредоточено на сервере и контролируется системным администратором. У человека на порядок меньше возможностей заразить систему вирусами…
- Сколько стоит такой монитор?
- "Нулевой клиент" - это не просто монитор. В нем имеется дополнительная интеллектуальная составляющая, которая позволяет ему быть полноценным компонентом информационной системы. У него имеется элемент, который связывает его с центральным компьютером. Поэтому он заметно дороже обычных мониторов. Первые такие мониторы появились в производстве Fujitsu во втором полугодии этого года.
- То есть уже сегодня можно купить "нулевого клиента"?
- Да. Например, в классе уже сейчас может быть один компьютер и два десятка мониторов с клавиатурами. Компьютер – у учителя, и он предоставляет все вычислительные мощности для "нулевых клиентов". То есть компьютер выполняет функции сервера. С точки зрения прикладного продукта его может контролировать учитель, который заботится, чтобы в компьютере было установлено программное обеспечение по его предмету. Если брать школу в целом, то контролировать работу компьютера может системный администратор, который, возможно, территориально находится не в школе, не в районе, и даже не в Казани, а обслуживает компьютер удаленно.
Кстати, примерно в феврале следующего года мы планируем сделать такую модель у себя на производстве в Казани и показать нашему Министерству образования как компьютерный класс будущего.
- Это решение, наверное, применимо не только в школах? Может ли любая компания купить эти мониторы, поставить сотрудникам и подсоединить к одному компьютеру?
- Безусловно. Но надо понимать, что на этом мощном компьютере должно быть специализированное программное обеспечение.
- Сам не сделаешь, нужно обратиться к разработчику, да?
- Да. Как правило, такие работы - это сфера деятельности системных интеграторов. Они подбирают из уже имеющихся на рынке программных продуктов тот, который подойдет для решения конкретных задач предприятия.
ГИПЕРМАРКЕТЫ БЕЗ КАССИРОВ
- Какие еще новинки Вас заинтересовали?
- Мне было интересно посмотреть на решения, которые Fujitsu разрабатывает для розничной торговли. Сейчас виден однозначный тренд - обеспечение технологий расчетов в розничных сетях без использования кассира. Это аппараты самообслуживания. Человек заходит в торговый зал, берет там какие-то продукты, к примеру, пакет яблок, подходит, взвешивает, в компьютере нажимает "яблоки", в результате формируется стоимость его покупки, и может тут же расплатиться.
Причем на выставке были представлены и аппараты нового типа, которые отличаются тем, что, в основном, ориентированы на безналичные платежи, и аппараты, которые уже сейчас используются в магазинах "Ашан", где можно рассчитываться и пластиковой картой, и денежными купюрами, и мелочью, а аппарат выдает сдачу. Что вызывает лично у меня гордость, так это то, что программное обеспечение для этих аппаратов разрабатывается в Казани специалистами ICL-КПО ВС, а используется в Канаде, Америке, Франции. И в России в двух магазинах "Ашан" эти решения тоже уже реально работают.
- Вам заказ поступил от Ашанf или через центральный офис Fujitsu?
- "Ашан" подписал соглашение с Fujitsu. В рамках этого соглашения ICL-КПО ВС, как одно из подразделений корпорации, разрабатывает и развивает этот продукт. Сами аппараты делаются в Канаде. В случае если рынок России будет лоялен к этому решению, будет спрос на аппараты, нам, в Казань, готовы передать и производство.
- На выставке были представлены роботы - игрушки…
- Посмотреть на роботов, конечно, было интересно. Но мы к этому направлению относимся, как минимум, сдержанно. Это отдельная сфера деятельности. Мы больше ориентированы на корпоративный рынок. В Японии громадное количество роботов-игрушек. Думаю, на выставке робот был представлен, чтобы оценить европейский рынок сбыта.
ДАЕШЬ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ!
- Виктор Васильевич, если говорить об идеологии на сессиях конференции, какие основные тезисы для себя Вы отметили?
- Основной тезис заключался в том, что Fujitsu будет стремиться к тому, чтобы сложные и дорогие технологии были максимально доступны на рынке как можно большему количеству пользователей. То, что сегодня себе могут позволить крупные богатые компании, завтра будет доступно малому бизнесу.
Было отмечено, что Fujitsu ежегодно тратит 2,5 млрд. долларов на исследования и разработки. И этот процесс будет продолжаться. Не случайно сотрудникам корпорации и представителям заказчиков были продемонстрированы новые продукты. В частности, центр обработки данных – PS-200. Он очень небольшой по размеру, очень экономный с точки зрения потребления электроэнергии. В то же время в нем сосредоточена очень большая мощность, и она реализована в технологиях, которые позволяют при необходимости, не останавливая вычислительный процесс, уменьшать или увеличивать дисковые пространства, количество задействованных процессоров. Это фантастические вещи. Также было сказано о том, что Fujitsu доработала новые продвинутые версии операционной системы для мейнфреймов.
Но задача лидеров не сводится к тому, чтобы перечислить все то новое, что было разработано за год. Главная цель – показать основной тренд. Сегодня, повторюсь, он выражается в том, что компании будут делать технологии доступными максимально широкому кругу пользователей.
Частью этого тренда является предоставление динамических инфраструктур. Речь идет о том, что заказчики, которые приобретают оборудование и IТ-решение, при дальнейшем наращивании своей IТ-инфраструктуры имеют возможность продолжать работать на своем оборудовании, на своем программном обеспечении. До этого стандартной проблемой было то, что, если твоя инфраструктура доросла до определенного уровня, а тебе нужно значительно повысить производительность системы, то очень часто приходилось все старое убирать, покупать новое и начинать все с чистого листа.
Динамическая инфраструктура позволяет не выбрасывать то, что у тебя уже работает. Она увязывает и создает преемственную последовательность аппаратной платформы, которая будет поддерживать и старые прикладные программы, и новые, которые заказчик внедряет или модифицирует. Это для тех заказчиков, которые имеют возможность покупать и содержать свои собственные вычислительные мощности. Такие решения были также представлены на выставке.
ИКРА ЕСТЬ, А СПРОСА НЕТ
- ICL-КПО ВС готова к облачным вычислениям?
- Мы-то готовы. Но это как в старых анекдотах: икра-то есть, спроса нет. У нас есть центр обработки данных, у нас есть сильные системные программисты, которые могут весь процесс организовать, мы уже сегодня реализуем это для наших европейских заказчиков. У нас есть прикладные программисты, это около 700 человек. Это очень мощная и сильная команда. Мы обладаем и компетенциями, и технологиями, но рынок еще не созрел. Каждая структура, завод, фирма хочет иметь свой компьютер, свое программное обеспечение, своего айтишника, свою команду, которая будет делать то, что захочет. Включая и наше уважаемое правительство, у них тоже свои службы АСУ.
Я уже как-то говорил, что аутсорсинг – это та инновация, которая не требует инвестиций. Принял решение – доверься внешней компании, отдай на аутсорсинг все свои проблемы, и ты многократно выиграешь от сокращения своих внутренних издержек за счет того, что у тебя уже не будет необходимости содержать штат своих программистов, своих системных администраторов. К тому же значительно повышается качество обслуживания, потому что у тебя работают профессионалы.
Многие считают, что если предприятие богатое (а у нас богатых много – энергетический, нефтяной, газовый сектор), то может купить любого специалиста. Но купленный специалист очень быстро депрофессионализируется, так как его главная задача в том, чтобы "железо" работало, то есть он практически ничего не делает и утрачивает навыки. Ему не доступны новые технологии, появляющиеся на рынке, он не повышает свои компетенции, а его опыт ограничивается проектами, которые он реализовал на своем предприятии.
В профессиональных компаниях один системный администратор может контролировать до сотни серверов, которые расположены в Европе и не только. И там в течение года обязательно что-то случается. Наш системный администратор, постоянно работая в этой сфере, поддерживает и развивает свой профессиональный уровень. Кроме того, ему доступны все новейшие технологии, а иногда он сам является инициатором новых решений.
На западе такой метод широко практикуется: в компаниях нет не то что своего программиста, даже компьютеров своих нет. Все принадлежит определенной аутсорсинговой компании, и ее клиенты платят только за услугу.
- Сколько западных компаний сегодня являются заказчиками ICL-КПО ВС?
- У нас сейчас на обслуживании состоят более 40 западных компаний из 26 европейских стран, есть заказы из Америки. Среди наших заказчиков такие компании, как Volvo, Electrolux, Itella, Reuters, немецкий банк - PfandBriefBank и другие транснациональные компании. Часть наших сотрудников, также как в случае с "Ашаном", разрабатывает для них прикладное программное обеспечение. Другие в круглосуточном режиме поддерживают их IT-инфраструктуру. Сервис удаленной поддержки, предоставляемый из Казани, обеспечивает постоянную работоспособность ключевых элементов инфраструктуры заказчиков и унифицированность программного обеспечения рабочих станций. Сервис охватывает порядка 3 тысяч серверов, свыше 5 тысяч сетевых устройств и около 30 тысяч рабочих станций клиентов. В случае возникновения инцидента инженеры ICL-КПО ВС в оперативном режиме исправляют неполадку.
К сожалению, внутренним рынком эти услуги пока не востребованы.
"ОБЛАКО" ДЛЯ ТАТАРСТАНСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА
- Каков был состав делегации ICL-КПО ВС на выставке Fujitsu?
- На выставке работало около десятка наших сотрудников и около 20 человек со стороны наших заказчиков из Татарстана и Москвы. Они захотели своими глазами посмотреть, что нового появилось на рынке, какие новые решения готова предложить им Fujitsu. Мы заказывали для них специальные сессии, где эксперты самого высокого уровня рассказывали о технологических новинках, отвечали на вопросы по конкретной технологии или по продуктовой линейке.
- На конференцию Fujitsu ездил и вице-премьер - министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров. Как он оценил мероприятие?
- Знаете, он тоже выделил технологию "нулевой" клиент. Мы обсудили возможность использования этой области вычислений для малого бизнеса. Я предложил сделать "облако", организованное таким образом, что можно было бы дать малому бизнесу возможность пользоваться современными, совершенными программными продуктами, которые помогут ему быстро и качественно подготовить свой собственный бюджет, рассчитать затраты по какому-то проекту, оперативно сформировать отчет для налоговой инспекции и тут же его отправить. Кроме того, мы могли бы предложить и массу других услуг.
Это можно сделать в виде "облака", и дать возможность малому бизнесу не покупать собственные дорогие серверы, а пользоваться менее навороченными средствами, каковыми являются простые компьютеры, нетбуки, при этом получая доступ к мощным программным решениям. В республике действует программа поддержки малого бизнеса, и государство могло бы эту услугу за них оплатить. Это одна из возможностей, которую мы обсуждали. Будет ли она реализована – не знаю, покажет время.
КАЗАНЬ НА КАРТЕ FUJITSU
- С кем еще Вы встречались во время конференции?
- Была организована очень важная встреча вица-премьера - министра информатизации и связи РТ Николая Никифорова с исполнительным директором Fujitsu Ричардом Кристоу. Он отвечает за бизнес Fujitsu за пределами Японии. Это второй человек во всей корпорации. Он знаком и с первым президентом Татарстана, и с действующим. Шесть лет назад он был в Казани и после его визита был создан Центр глобального предоставления услуг (Global Delivery Centre) - подразделение ICL-КПО ВС, работающее на экспорт. Это человек, который дает нам реальную работу. Кристоу очень заинтересован в развитии нашего экспортного направления. Мы договорились, что он приедет в июне следующего года на собрание акционеров ICL-КПО ВС, которое мы совместим с празднованием 20-летия компании.
Также мы говорили о возможностях инвестиций Fujitsu в Казань. Fujitsu заинтересована в создании центра обработки данных и готова инвестировать в него. Но поскольку у нас нет спроса на такие услуги, где эти инвестиции будут востребованы? Будем ориентироваться на Европу.
- Доклады на конференции переводили на пять языков, русского среди них не было. Значит ли это, что для Fujitsu Россия пока еще не глобальный игрок?
- Да, Россия относится к числу развивающихся рынков, наряду с такими странами как Польша, Чехия, Эмираты, Индия. Поскольку специалисты (в том числе и наши сотрудники), которые являются частью группы компаний Fujitsu, хорошо владеют английским языком, им не сложно было слушать докладчиков. Сложнее было нашим заказчикам.
- Виктор Васильевич, на конференции был доклад, когда на карте бизнеса Fujitsu в центре были выделены Казань и ICL-КПО ВС…
- Казань была отмечена как центр, который разрабатывает программное обеспечение, осуществляет удаленное администрирование сложных информационных систем для клиентов корпорации Fujitsu. Подобные центры у нее также есть центры в Польше, Португалии, а также на Филипинах, Малайзии и Коста-Рике. Но они выполняют только лишь функцию контакт-центров по поддержке пользователей (Help Desk). А высокотехнологичные услуги управления информационными системами и инфраструктурой предоставляют всего два центра: один из них находится в Индии, второй - в Татарстане.
Лилия Сабирова
Малик Арсланов
Японский робот-медвежонок, представленный на выставке Futjitsu
Крис Эллис о разработках ICL, представленных на выставке Futjitsu
Фото и видео БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.