«Я называю второй родиной Татарстан и очень счастлив, что здесь нахожусь», — признавался сегодня в своих чувствах министр экономики Турции Нихат Зейбекджи. На волне потепления отношений Путина и Эрдогана Турция рассчитывает на новое сотрудничество в сфере медицинского туризма, сельского хозяйства и энергетики. Но, как услышала корреспондент «БИЗНЕС Online», страна ждет и ответных инвестиций от татарстанского бизнеса.
«ТУРЦИЯ АССОЦИИРУЕТСЯ У РУССКИХ ЛЮДЕЙ С ХОРОШИМ ОТДЫХОМ, ВКУСНЕЙШЕЙ ТУРЕЦКОЙ КУХНЕЙ И ДОБРОСОВЕСТНЫМИ ПАРТНЕРАМИ»
Сегодня в Казанской ратуше начался татарстано-турецкий деловой форум, на котором побывали премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, министр экономики Турецкой Республики Нихат Зейбекджи, а также еще целый ряд турецких министров и бизнесменов. В Казань турецкая делегация летела прямиком из Москвы, где накануне встречалась с президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
Все события, связанные с приездом турецкой делегации в Казань, смещались на 2 - 2,5 часа из-за погоды. Мешала наледь на борту, на котором летели премьер Турции и весьма внушительная по составу делегация. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе президента РТ. Но можно сказать, что турки просто не могли не «зарулить» в Татарстан, учитывая почти родственные отношения, сложившиеся между руководством нашей республики и турецким правительством. Так, Зейбекджи не стеснялся называть президента РТ Рустама Минниханова своим другом, а Татарстан — своей второй родиной. Президент РТ в ответ признался в столь же теплых чувствах к стране Ататюрка и обещал навестить своего друга Зайбекджи в Турции уже через несколько дней — визит делегации РТ намечен на 14 - 15 декабря. Наблюдавший за всем этим Йылдырым даже в шутку предложил перевести министра экономики Турции работать в Татарстан. «Мы можем сделать трансферт, господина Зейбекджи перевести к вам, — пошутил он. — Когда я спрашиваю, где он, мне отвечают, что он уезжает в Татарстан».
Но начинался форум вполне даже официально — с презентации инвестиционного потенциала РТ. Хотя была ли нужда рассказывать турецким партнерам про инвестиционный климат в 115-й раз! Страна, которая имеет в РТ 280 совместных предприятий и товарооборот по итогам 2015 года более $356 млн., просто не может не знать про экономику Татарстана если не лучше самого президента, то точно почти что не хуже.
Однако таковы нюансы протокола. Выслушать пришлось и несколько скучный (по причине постоянной повторяемости, наверное) доклад министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова, и слегка дребезжащий высокими нотами доклад главы АИР РТ Талии Минуллиной. Каримов вспоминал хорошие, досанкционные времена, когда в 2012 году товарооборот РТ и Турции превышал $900 млн., и заявил, что верит в потенциал развития этих отношений. «Турция ассоциируется у русских людей с хорошим отдыхом, вкуснейшей турецкой кухней и добросовестными и надежными партнерами, с которыми мы работаем долгие годы», — браво начала свою речь Минуллина. Вместе с Каримовым они расхваливали неповторимый инвестиционный климат, созданный в Татарстане для иностранных партнеров, и для чего-то бесконечно рассказывали о турецких компаниях, которые успешно работают в РТ. Это и производитель кузовных деталей «Джошкуноз», и мебельный гигант «Кастамону Энтегре», и производитель гигиенической продукции «Хаят Кимья», и два стекольных завода компании «Шишеджам»... В общем, все это есть в ОЭЗ «Алабуга» и не только.
ЗЕЙБЕКДЖИ: «Я ХОЧУ СКАЗАТЬ НАШЕМУ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ, ЧТО ЛУЧШИЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗДЕСЬ!»
К счастью, остальные участники встречи были весьма раскованны, учитывая давние и дружеские отношения, и часто отступали он написанного на бумажке. Вице-президент комитета по внешнеэкономическим связям Турции Митхат Енигюн называл Казань и одной из жизненно важных точек на евразийском пространстве, и центром тюркского мира. Вот она, знаменитая вежливость! «Турция не воспринимает Россию с точки зрения двух городов — Москвы и Санкт-Петербурга, в России есть Татарстан, с которым у нас очень крепкие исторические и культурные связи», — отметил он. Енигюн напомнил, что турецкие строители, например, участвовали в возведении здания кабинета министров РТ (который в настоящее время является основной рабочей резиденцией Минниханова), а также в реконструкции оперного театра.
«Я даже не хочу говорить, сколько раз я был здесь, потому что не хочу, чтобы это волшебство нарушилась, и я чувствую себя здесь великолепно!» — признавался в своих чувствах Зейбекджи. Он рассказал, что был в Казани на инаугурации Минниханова, а президент РТ был в Турции во время предвыборной кампании: «Лично присутствовал и оказывал нам поддержку». «Когда говорится о Татарстане, я совсем иные чувства испытываю, и я хочу сказать нашему премьер-министру, что лучшие инвестиции здесь!» — заявил министр экономики Турецкой Республики. Он сказал, что сейчас не время разбрасываться словами, а время созидать. Зейбекджи поблагодарил Минниханова, который буквально под свою личную опеку берет иностранных инвесторов, оказывая им всестороннюю помощь и поддержку, и отметил, что, может, и хотел бы еще попросить каких-нибудь новых льгот, но все, что президент мог, он уже предоставил, им ничего не осталось делать.
Министр заявил, что у Турции есть планы по дальнейшему развитию экономических взаимоотношений. В частности, речь зашла о сотрудничестве в области медицинского туризма. «Мы могли бы основать совместное предприятие», — отметил он. Также у турецкой стороны есть планы по созданию совместных проектов в сельском хозяйстве — как в области растениеводства, так и животноводства. Есть планы осуществлять сотрудничество в энергетической сфере и в нефтехимии. «Один из новых проектов, которые сейчас реализуются в Татарстане, — это создание крупнейшего тепличного хозяйства, я надеюсь, что этот вопрос тоже получит положительное решение», — помечтал он. Проект консорциума «Мир холдинг» и «Дизайн групп», который анонсировался до «ледникового периода» в отношениях двух стран, и правда грандиозный. Теплицы должны развернуться поэтапно на площади 1250 га в течение 7 лет и обеспечить свежими овощами и фруктами всю Россию. Заявленный объем инвестиций — $2,3 миллиарда. Персонал — 10 тыс. человек. Начать турецкая компания, впрочем, планировала с относительно скромных 5 га площадей.
В целом Зейбекджи сохранил интригу, с какими предприятиями Татарстана Турция намерена навести новые экономические мосты. Почти заговорщицки он намекнул главе РТ, что тот «понимает, о каких компаниях он говорит». Он вспомнил, что недавно присутствовал в Татарстане на открытии заводов «Шишеджам», а также похвалил успехи «Кастамону». «Они увеличили своей оборот в два раза, у них амбиции стать крупнейшим производителем в России по производству паркета и ламината и МДФ-плит. И я уверен, что через год я приеду — и у них снова в два раза вырастет оборот», — заверил министр экономики Турции.
«ДА, МЫ ОДИН ГОД НЕМНОЖКО ОСТАНОВИЛИСЬ, ОТДОХНУЛИ. ТЕПЕРЬ ПОРА АКТИВНО РАБОТАТЬ»
В ответной речи Минниханов заявил, что сейчас политическая ситуация между Россией и Турцией нормализовалась, так что нужно продолжить сотрудничество. «Отношения между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Турецкой Республики Реджепом Эрдоганом позволяют нам двигаться вперед!» — сказал глава РТ в приветственном слове.
Он также называл Зейбекджи своим другом, сообщил, что вместе они открыли уже три завода, а всего в Татарстане действует десять турецких заводов. «Думаю, нет никакой необходимости после такого выступления нашего друга, министра экономики, говорить о наших проектах. Мы тоже очень любим Турцию. Я там часто бываю, через несколько дней мы планируем визит туда. Да, мы один год немножко остановились, отдохнули. Теперь пора активно работать», — призвал Минниханов.
Он подчеркнул, что исторически Турция и Татарстан очень близки. «И язык, и наша религия, и культура. Мы с господином министром, моим другом, вообще стараемся без переводчика говорить: он — по-турецки, я — по-татарски. Попытались такое же практиковать с премьер-министром, и это тоже одно из наших конкурентных преимуществ. Татарстан для вас открыт!» — радушно приветствовал их президент РТ.
Завершил торжественную часть форума Йылдырым. Он высоко оценил ту неповторимую обстановку, которая создана в Татарстане для инвесторов из Турции. «Более 2 миллиардов долларов инвестиций было осуществлено, причем в основном это турецкие инвестиции», — отметил премьер-министр Турции. Он даже попросил называть турецких инвесторов не «иностранными», а лучше — «местными».
«НА УЛИЦЕ ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, НО СЕРДЦА-ТО ГОРЯЧИЕ!»
Йылдырым не стал обходить стороной тему вводимых антитурецких санкций, но прошелся по ней весьма деликатно, а сам конфликт России с Турцией назвал взвешенно — «несчастным случаем» (по крайней мере, так прозвучал перевод).
«У нас экономические отношения из-за несчастного случая пошли вниз, даже, можно сказать, были заморожены, но в Татарстане каких-либо остановок и задержек не было за этот период», — отметил премьер-министр. Он выразил надежду, что товарооборот Турции и РТ будет расти. «Очень плодородная почва для этого здесь есть. И очень хорошее географическое положение. Чем больше будет развиваться Татарстан, тем больше будут развиваться наши отношения, значимость Татарстана будет расти», — пожелал Йылдырым. Он заявил, что неправильно будет, если инвестиции будут только из Турции в Татарстан, он также ждет инвестиций татарстанского бизнеса в Турции — в таких областях, как энергетика, инфраструктура. «Мы в РФ уже осуществляем серьезные проекты, хотелось бы, чтобы и татарские бизнесмены в них присутствовали», — пригласил к сотрудничеству премьер-министр Турции. Также он предложил принять решение об увеличении частоты авиарейсов между Татарстаном и Турцией с целью расширения туризма. «Санкции в отношении продукции из Турции частично были отменены, сейчас решается вопрос об отмене остальных», — отметил премьер-министр.
Позднее на пресс-конференции Минниханов не исключил выхода КАМАЗа и предприятий нефтехимии РТ с инвестициями на турецкий рынок. «Мы неоднократно обсуждали это с министром экономики, — сказал президент в ответ на вопрос турецкого журналиста о том, когда и какие предприятия РТ начнут инвестировать в Турцию. — На самом деле у нас большой потенциал в нефтяной отрасли, отрасли нефтехимии, машиностроительном комплексе. Мы, конечно же, будем искать варианты того, как могут быть представлены КАМАЗ, наши нефтехимические предприятия в Турции». Минниханов вспомнил, что в 2004 году республика участвовала в процессе приватизации турецкого нефтеперерабатывающего комплекса Tupras. «Но тогда не получилось, — сказал с сожалением президент РТ. — Тем не менее мы надеемся, что будем представлены в Турции. Такая возможность со стороны руководства Турции будет нам оказана».
«Вместе с Россией мы поставили себе цель достигнуть до 2023 года товарооборота в 100 миллиардов, все необходимое для этого у нас есть», — напомнил Йылдырым вчерашние переговоры с Медведевым и Путиным. В частности, стало известно, что Россия в ближайшее время намерена ратифицировать межправительственное соглашение по проекту газопровода «Турецкий поток». Также решено ускорить процесс присвоения статуса стратегического проекта АЭС «Аккую». По планам первый блок должен быть подготовлен к пуску в эксплуатацию к 2023 году — 100-летию Турецкой Республики. Одной из ключевых тем стал вопрос о борьбе с терроризмом. Турецкий премьер признал, что угроза терроризма сегодня существует во многих странах мира, по большому счету ни одна страна не может дать 100-процентную гарантию того, что теракта не произойдет. «Но мы предпринимаем соответствующие меры по этому вопросу, прилагаем все необходимые усилия», — подчеркнул Йылдырым. В целом же Россия намерена довести товарооборот с Турцией до $100 млрд. — при условии реализации всех совместных проектов. Такая планка ставилась в 2010 году, когда товарооборот стран приближался к $50 млрд., но в силу ряда причин произошло снижение этих показателей. Премьер-министр Турции также заявил, что рассчитывает на восстановление в 2017 году прежних объемов туристического потока из России.
Он поблагодарил руководство Татарстана за гостеприимство. «Мы очень далеко от дома, но не чувствуем себя в гостях. На улице очень холодно, но сердца-то горячие!» — заявил Йылдырым на прощание и даже произнес короткую фразу на татарском языке о том, что верит в будущее отношений Турции и Татарстана. После официальной части гости форума получили возможность пообщаться друг с другом в формате круглых столов.
«САДРИ МАКСУДИ ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СВЯЗЬ ТУРЕЦКОГО И ТАТАРСКОГО НАРОДОВ»
После форума турецкий премьер вместе с президентом Татарстана принял участие в торжественном открытии памятника Садри Максуди в сквере «Стамбул». На церемонии также присутствовали внучка Садри Максуди Фахрие Генюль Пултар — президент ассоциации культурных исследований Турции, президент Всемирной лиги татар, государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Стоит отметить, что сам сквер на пересечении улиц Чистопольской и Абсалямова появился в Казани в июле 2013 года в ответ на открытие в Стамбуле сквера имени Габдуллы Тукая.
Открывая торжественную церемонию, Минниханов отметил, что на ней присутствуют и родственники Садри Максуди, и поздравил всех присутствующих с этим событием. Президент подчеркнул, что Максуди два раза был депутатом Государственной Думы со стороны мусульман и три раза был депутатом турецкого парламента, был близким другом и советчиком Кемаля Ататюрка.
«Садри Максуди олицетворяет связь турецкого и татарского народов», — подчеркнул президент РТ и поблагодарил премьер-министра Турецкой Республики, родственников Садри Максуди за то, что они вместе с нами отметили это событие. А Йылдырым, в свою очередь, сказал, что Казань и Стамбул объединяют не только экономические, но и еще более крепкие связи. «Нас объединяют не только общий язык и религия, но и общие ценности, история и общая культура. Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы открыть памятник великой личности, человеку, который послужил своеобразным мостом, объединяющим Татарстан и Турцию», — заявил он.
После этого члены двух правительственных делегаций, уворачиваясь от снежинок, бивших прямо в лицо, возложили к подножию открытого памятника цветы. Один из гостей не озаботился покупкой к приезду в зимний Татарстан теплой шапки и возлагал цветы в намотанном на голову шарфе: сильно похолодало в Казани буквально вчера... После открытия памятника гости поехали греться — в казанский Кремль, где у премьер-министра Турции была запланирована отдельная беседа с Миннихановым.
Напомним, что Садри Максуди — уроженец Казанской губернии, татарский просветитель, приговоренный к смерти большевиками и бежавший впоследствии за границу. Был известным ученым, профессором Сорбонны, советником президента Ататюрка. Первым написал историю тюркского права — уже будучи в Стамбуле. Основал первую кафедру истории тюркского права в Стамбульском университете уже после своей иммиграции. Садри Максуди умер в 1957 году в Стамбуле и был похоронен на кладбище «Зинджирликею». Одна из улиц этого города носит его имя. Памятник известному ученому, так удачно объединяющему своей судьбой Турцию и Татарстан, должны были установить в Казани еще в конце 2015 года, однако 24 ноября турецкие военные сбили российский военный самолет Су-24 на границе с Сирией — отношения между двумя странами были испорчены. После этого уже приготовленный постамент закрыли деревянным «саркофагом» без всяких объяснений.
Автором памятника Садри Максуди стала казанский скульптор Асия Миннуллина, известная жителям города такими работами, как памятники Водовозу, Благотворителю, Шурале и Кул Гали в парке Тысячелетия (вместе с Андреем Балашовым). Сам памятник турецкая сторона подарила столице РТ абсолютно безвозмездно. Деньги на изготовление монумента были выделены Стамбулом в рамках отношений городов-побратимов (Казань является побратимом Стамбула с 2002 года). Работы в сквере обошлись бюджету Татарстана в 14,1 млн. рублей.
Началом татарстано-турецкого сотрудничества можно считать подписание в мае 1995 года межправительственного соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В сентябре 1997 года в Стамбуле было открыто полномочное представительство Республики Татарстан в Турецкой Республике. Два месяца назад был обновлен его руководящий состав — новым представителем РТ в Турции стал 34-летний Айрат Гатауллин. Генеральное консульство Турецкой Республики в Казани действует с сентября 1996 года, сейчас его возглавляет генконсул Турции в Казани Турхан Дильмач.
Турция занимает в Татарстане первое место по количеству совместных предприятий — их более 280. В республике каждое пятое совместное предприятие — турецкое. РТ поставляет в Турцию синтетический каучук, изделия из пластмассы, органические химические соединения, нефтепродукты, продукты неорганической химии, синтетические моющие средства, полимерные материалы, изделия из древесины (фанера, лесоматериалы), изделия из черных металлов и др. Турция везет в ответ транспортные средства, механическое и электрооборудование, изделия из черных и недрагоценных металлов, пластмассы, меха, кожи и стекла, а также мебель, напольные покрытия, фармацевтическую и другую продукцию.
Осуществляется сотрудничество по поставкам на турецкий рынок нефтехимической продукции республики. Компании из Турции участвуют в проектах по строительству нефтехимических комплексов в РТ, ведется работа по развитию татарстано-турецкого сотрудничества в области электроэнергетики, производства строительной и сельскохозяйственной техники, деревообработки, стекольной продукции, машиностроения и в других областях.
Однако после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Россия ввела санкции против Турции. С 1 января 2016 года был запрещен ввоз в Россию из Турции ряда продуктов, приостановлено действие безвизового режима с Анкарой, отменены чартерные рейсы и введены ограничения на прием работников из числа граждан Турции. К счастью, большинство турецких компаний, действующих в Татарстане, такие как ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», сохранили возможность вести свою деятельность в РТ. Но, к примеру, известная в Татарстане турецкая компания «Монотек Иншаат» в этот список не вошла и летом этого года прекратила свой бизнес в РТ.
Торговые взаимоотношения Татарстана и Турции также сильно пострадали. Товарооборот между республиками начал свое падение еще в 2015 году — за 12 месяцев прошлого года он сократился в два раза — с $405 млн. в 2014-м до $215,1 млн. по итогам 2015-го. В начале 2016 года товарооборот РТ и Турции продолжил свое падение в условиях санкций.
Однако с потеплением российско-турецких отношений в РТ активность турецких бизнесменов стала восстанавливаться. Так, в октябре на ОЭЗ «Алабуга» состоялось открытие сразу двух турецких стекольных заводов — «Тракья Гласс Рус» и «Аутоматив Гласс Альянс Рус».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.