. Сегодня центр медицины катастроф РТ отметил свое 25-летие, собрав в Казани российских экспертов отрасли Фото: Максим Тимофеев

«ГОТОВНОСТЬ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ? НЕ НАДО РАДУЖНЫХ СЛОВ!»

Сегодня на «Казанской ярмарке» в честь 25-летия центра медицины катастроф РТ прошла конференция с длинным названием «Готовность всероссийской службы медицины катастроф к реагированию и действиям при чрезвычайных ситуациях — важный фактор повышения качества и доступности медицинской помощи пострадавшим при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях». Хозяин мероприятия — министр здравоохранения РТ Адель Вафин — первыми встречал на татарской земле директора всероссийского центра медицины катастроф (ЦМК) «Защита» министерства здравоохранения РФ Сергея Гончарова и ректора ПСПбГМУ им. Павлова Сергея Багненко.

«Сегодня экстренная служба помощи в Татарстане готова и имеет высокую оценку федерального министерства», — заверил во время общения с журналистами Вафин. Он вспомнил, что Татарстан в 1991 году первым в стране открыл центр медицины катастроф, всероссийская же служба была создана только в 1994-м. Сегодня республиканская служба медицины катастроф включает 153 врачебно-сестринские бригады и 100 бригад специализированной медицинской помощи, а для перевозки тяжело больных из других городов республики работают вертолеты Robinson и Ми-8. Причем первый принадлежит РКБ, а второй больница берет в аренду.

Но позитивное выступление прервал Гончаров. «Конференцию мы проводим не первый раз и знаем наши проблемы. Когда мы говорим о готовности службы, не надо радужных слов». Он подчеркнул, что все регионы России, и Татарстан в том числе, имеют массу проблем в области экстренной медицины: от оснащенности до подготовки кадров. В 10 регионах страны отсутствует круглосуточная оперативно-диспетчерская служба, теряется самостоятельность директоров ЦМК (а они, по мнению Гончарова, должны быть правой рукой министра здравоохранения). Нормативным требованиям соответствуют только три региона, частично — еще пять, и Татарстана среди них нет. «О какой готовности может идти речь?» — строго задал вопрос директор ЦМК.

Гончаров даже нашел виновного в гибели детей на воде в Карелии. «Вот если бы Олег Владимирович Лукин, директор центра медицины и катастроф Карелии, понимал, что такое готовность служб, не случилось бы, возможно, этой трагедии. Знал бы он состояние этих детских лагерей и как там дети выезжают, то не было бы погибших и пострадавших. Я в этом уверен. Все дело в том, как готов директор ЦМК», — категорично говорил Гончаров. Московский гость посоветовал коллегам доработать региональные планы медицинского обеспечения.

.
Фото: Сергей Елагин

«АНСАТ» МАЛЕНЬКИЙ, НО СВОЙ!

Незаметно Гончаров подвел к главному событию дня и еще одной немаловажной проблеме медицины катастроф. Сегодня министерство здравоохранения РТ, а именно республиканская клиническая больница, получило от КВЗ вертолет «Ансат» в специальном медицинском исполнении. «То, что сегодня ЦМК Татарстана получает вертолет „Ансат“... Да, он маленький, но свой! — воскликнул Гончаров. — У нас легких вертолетов до „Ансата“ не было. Ну не считать же К-226, где нужно сидеть и на коленках с трудом работать? Это уже от безысходности. Это первый отечественный легкий вертолет. Да, за Уралом он вряд ли нам сможет помочь. Всего 200 километров в одну сторону и в другую без дозаправки...» — отметил разом положительные и отрицательные качества машины Гончаров.

.
Фото: Сергей Елагин

Продолжая тему, Вафин рассказал о перспективах развития санавиции в Татарстане. Как оказалось, в Закамской зоне и Южно-восточном регионе республики могут появиться новые центры санавиации. «У нас есть концепция развития санитарной авиации, которая предполагает несколько точек базирования в республике, — сообщил министр. — Я думаю, что мы начнем использовать этот вертолет и расширять показания к использованию санитарной авиации с точки зрения вылета непосредственно на место ДТП, на жизненно угрожающие состояния в отдаленные населенные пункты... Мы предполагаем, что это будет и Закамский регион, и Юго-восточный регион Татарстана». Сегодня в республике уже существуют центры санавиации в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. О том, будут ли в дальнейшем закупаться вертолеты для развития этой отрасли в медицине, министр тактично говорить не стал, но предположил, что такое в связи с развитием санавиации вполне возможно.

.
Фото: Сергей Елагин

Багненко, в свою очередь, предположил, что пример Татарстана приведет не только к распространению «Ансата» на всю Россию: «Вертолет, который сегодня демонстрируется, еще на порядок лучше. Потому что с точки зрения помещения туда больного, наличия медицинского модуля и экономичности он, конечно же, завоюет первым Татарстан. Но он также будет по мере материальных возможностей внедряться в субъектах РФ, особенно с низкой плотностью населения. И я думаю, что он выйдет на международные рынки».

Медицинский «Ансат» — это обычная пассажирская машина, но с возможностью быстрой установки в салоне медицинского модуля. Бюджету он обошелся в 217 млн. рублей. К тому же, по неофициальным данным, цена медицинского модуля — от 16 млн. рублей. Отрадно, что его разработала и производит тоже татарстанская компания — ООО «Казанский агрегатный завод». Он, можно сказать, российский монополист в этой сфере: его модулями оснащаются самолеты и вертолеты минобороны, МЧС, МВД, ФСБ. «Мы разработали модуль специально под „Ансат“, — рассказал сегодня „БИЗНЕС Online“ генеральный директор завода Георгий Муштаков. — Цена модуля — 16 миллионов рублей. Впрочем, медики уже предъявляют новые требования».

РАСПРОСТРАНЯТ НА ВСЮ РОССИЮ

Сам виновник торжества в «камуфляже» красно-белых медицинских цветов стоял на улице, ожидая передачи к новому хозяину — главврачу РКБ Рустему Гайфуллину. Все собравшиеся пытались обязательно посидеть в салоне — но, как оказалось, многим это трудновато. «В три погибели надо сгибаться», — обронил кто-то. В полный рост там действительно не выпрямиться. Помимо больного, который будет лежать на носилках, могут вместиться еще три пассажира. «Вертолет родился не так внезапно, мы долго шли к этому, — рассказал Гайфуллин. — Судно очень надежное, имеет два двигателя и гарантирует нам быстрое передвижение и безопасность».

Но, несмотря на дифирамбы в адрес вертолета, о последующих контрактах в медицинской сфере говорить, видимо, все-таки рано. На этот вопрос журналистов не смог ответить и гендиректор КВЗ Вадим Лигай. «Именно такие летающие скорые помощи очень необходимы нашей стране, — отметил он. — Мы сейчас работаем и с министерством здравоохранения, и с министерством промышленности, чтобы распространить программу развития санавиации на все регионы».

Первые обнадеживающие шаги уже сделаны. 23 сентября холдинг «Вертолеты России» и компания «Русские Вертолетные Системы» заключили соглашение о финансовой аренде (лизинге) вертолета «Ансат» в медицинском варианте исполнения. Эксплуатироваться он будет в интересах медицинских учреждений Москвы и Московской области, а также территориальных центров медицины катастроф...

Приехавший наконец первый замминистра здравоохранения РФ Игорь Каграманян, которого ждали с утра, подтвердил возможность использования подобных вертолетов по всей стране: «Минздрав России в настоящее время совместно с министерством промышленности прорабатывают реализацию программы развития современных средств доставки пациента в масштабах страны».

Под занавес Гончаров решил осмотреть вертолет. Попробовав забраться туда и, видимо, поняв, что для человека ростом выше среднего сделать это затруднительно, в шутку попросил Лигая в следующий раз делать машины под его рост.