Уже вчера на съемочной площадке в одном из зданий правоохранительных органов в центре Казани появился ведущий актер театра им. Вахтангова Владимир Вдовиченков Уже вчера на съемочной площадке в одном из зданий правоохранительных органов в центре Казани появился ведущий актер театра им. Вахтангова Владимир Вдовиченков Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖЕТ БЫТЬ, ВДОВИЧЕНКОВ БОЛЬШЕ ТАТАРИН, ЧЕМ БАШАРОВ»

Владимир Вдовиченков и Миляуша Айтуганова — вот такой неожиданный актерский дуэт, судя по всему, станет главной приманкой нового полнометражного игрового кино, которое снимается в Татарстане. Режиссером картины стал председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, а Айтуганова по совместительству является еще и главным продюсером картины.

Накануне «Татар-информ» сообщал о том, что первые сцены фильма «Байгал» уже отсняты в деревне Нижнее Береске Атнинского района Татарстана. Но автор сценария — один из самых известных современных татарстанских драматургов Мансур Гилязов — сообщил «БИЗНЕС Online», что сейчас съемки уже идут полным ходом в Казани, кроме того, еще одним местом, где будут отсняты эпизоды «Байгала», станет деревня Лабышка, что в Камском Устье.

Рассказал Гилязов и о самой картине: «Сценарий изначально назывался „Мотор“, потому что там по сюжетной линии главный герой продает самое ценное, что у него есть в жизни, — это лодочный мотор. А вообще, это фильм о преданности, любви к своему сыну, об ответственности человека перед самым близким человеком». Объяснил наш собеседник и происхождение названия кино. «Байгалом» решили назвать, потому что там присутствует священная рыба — мифологическое существо, перед которым преклонялись рыбаки, бурлаки. У русских есть Царь-рыба, а у татар — священная рыба Байгал», — сообщил драматург нашему корреспонденту.

Уже вчера, по данным «БИЗНЕС Online», на съемочной площадке в одном из зданий правоохранительных органов в центре Казани появился и Special Guest Star ленты Ягафарова — ведущий актер театра им. Вахтангова Владимир Вдовиченков. Звезда «Левиафана» Андрея Звягинцева, на заре своей карьеры прославившийся ролями обаятельных и привлекательных бандитов в «Бригаде» и «Бумере», на этот раз окажется по ту сторону баррикад — он сыграет следователя, одного из центральных персонажей «Байгала».

Между тем, судя по всему, при том что картина снимается на татарском языке, герой Вдовиченкова будет говорить по-русски, что еще больше добавляет интриги фильму. «Дубляжа никакого не будет!» — уверенно отрапортовал нашей газете Гилязов. «Мы счастливы, что смогли одного из главных актеров России пригласить — это огромная заслуга, конечно, Миляушы Айтугановой, — продолжает Гилязов. — Дай бог, чтобы этот процесс продолжался. И необязательно, чтобы приглашенные актеры были татарами типа Марата Башарова. Какое это имеет значение — татарин он или нет?! Может быть, Вдовиченков больше татарин, чем Башаров. Просто нужно приглашать звезд». Напомним, что самым громким продюсерским проектом Айтугановой до сего момента был сериал «Белые цветы», вызвавший противоречивые мнения и не собравший солидных рейтингов на ТНВ.

Другие главные действующие лица во вторник для развернутых комментариев были недоступны. «Я на съемках!» — коротко сообщила Айтуганова дозвонившемуся до нее корреспонденту «БИЗНЕС Online». По словам помощника режиссера Ягафарова Виктора Клячкина, постановщик пока не хочет давать комментариев. Кроме того, сами съемки идут в напряженном темпе — с раннего утра до позднего вечера. И кинематографистов можно понять, учитывая, что, как выяснила наша газета, один съемочный день «Байгала» здесь в Казани стоит порядка 70 тыс. рублей.

Кстати, 2 млн. рублей, выделенных Татарстаном на съемки, далеко не окончательная сумма бюджета картины. По словам Гилязова, это лишь «начальная сумма», продюсер Айтуганова рассчитывает и на дополнительные средства из внебюджетных источников. А сам режиссер Ягафаров в мае на пресс-конференции, посвященной ходу Года российского кино в РТ, называл цифру в 5 млн. рублей как нижнюю планку бюджета, необходимого для создания качественной полнометражной игровой картины.

В случае с «Байгалом», очевидно, не стали включать режим тотальной экономии. К примеру, оператор Юрий Данилов, казанец и вгиковец, снимает на камеру ARRI, которой в Татарстане просто нет. Причем такое профессиональное кинооборудование может стоить порядка $100 тыс., а то и значительно больше.

«СЮЖЕТ — ЭТО НЕ БЫТОВАЯ ИНДИЙСКАЯ СОПЛИВАЯ МЕЛОДРАМА»

Но, конечно, главная интрига фильма, куда даже бóльшая, чем участие звезды российского театра и кино Вдовиченкова, — это большой актерский дебют Миляуши Айтугановой. После «развода» с ТНВ одна из основательниц главного национального телеканала республики сосредоточилась на заведовании кафедрой телевидения в КазГИКе, а также была исполнительным директором казанского фестиваля мусульманского кино в этом году.

Правда, пока так и неясно, то ли режиссер увидел героиню своего фильма в Айтугановой, то ли продюсер «Байгала» воспользовалась «служебным положением», решив тем самым добавить интерес медиа к проекту. Впрочем, участие непрофессиональных актеров в большом кино — дело отнюдь не новое. Такие классики современного авторского кино, как братья Дарденн, Брюно Дюмон или Александр Сокуров, не раз использовали, что называется, артистов с улицы в своих картинах. А еще один фаворит больших международных фестивалей Андрей Кончаловский на творческой встрече в Казани и вовсе заявил публике, что мог бы сделать хороший фильм с любым из присутствующих в зале зрителей, правда, добавил, что в театре такой номер не прошел бы. В любом случае надо отдать должное Айтугановой за ее смелость, ведь в случае неудачи картины, думается, все шишки упадут именно на нее, а отнюдь не на режиссера, который, кстати, вообще отказался в главных ролях от, например, действующих актеров театров им. Камала или им. Тинчурина. В основе сюжета лежит история отдалившихся друг от друга супругов, которых на некоторое время сблизила общая трагедия. Так вот этот самый супружеский дуэт и воплотят на экране Айтуганова и преподаватель актерского мастерства все того же КазГИКа Ренат Галимов.

Впрочем, в эпизодических ролях будут заняты и артисты, хорошо известные местной публике. «Я играю в фильме роль знахарки. Сценарий читала, но нас попросили особо не распространяться. Так что вы меня не подначивайте», — со смехом рассказала «БИЗНЕС Online» народная артистка РТ, актриса театра им. Камала Фирая Акберова. — Я считаю, что фильм будет очень хорошим. У нас планы и желания очень огромные, мне кажется, к этому надо стремиться. Ошибаясь, спотыкаясь, надо что-то делать, чтобы было продвижение вперед. И режиссер довольно-таки опытный, я надеюсь, что получится что-то серьезное». Другой камаловец, заслуженный артист РФ Ильдар Хайруллин, отказал рассказать о своей роли («Лучше об этом спросить у Ильдара Ягафарова»), но также поделился впечатлениями от работы в «Байгале»: «Сюжет — это не бытовая индийская сопливая мелодрама. Это такое философское сказание, эссе, размышление, опирающееся на легенду, которое отражает наш сегодняшний мир. Очень интересное произведение. Меня очень привлекло, что за фильм взялась профессиональная команда. Единственный наш профессиональный кинорежиссер — Ильдар Ягафаров, я верю ему. Знаком с его предыдущими работами — „Куктау“ и другими. Он собрал вокруг себя профессионалов, техника из Москвы, оператором позвал нашего казанского парня. Я как человек, снимавшийся в фильмах, знаю, как снимают другие. Ягафаров — профессионал, он требователен к актерам».

Напомним, что сам Ягафаров в 2004 году снял картину «Куктау», вошедшую в историю как первый полнометражный художественный фильм на татарском языке. Однако в дальнейшем полный метр режиссер не снимал. Вот как он объяснял причины этого в интервью «БИЗНЕС Online»: «Это очень сложный вопрос для меня. Я пытался снимать полнометражное кино, заявлялся. Но вот тогда и не сработала эта машина. То есть создали бренд — съемочную группу „Куктау“, которая могла тут же принять другой проект и начать снимать другой сценарий. Но все было хаотично, все почему-то было возложено на нас, мы должны были написать сценарий, найти деньги, убеждать правительство, потом создавать команду. И пришел такой момент, когда начинаешь осознавать, что ты должен зарабатывать деньги каждый день, а беготня по кабинетам денег не приносит. Поэтому я ушел в сторону».

Тем не менее в декабре 2015 года Ягафаров был избран председателем союза кинематографистов РТ, пожалуй, самого проблемного из всех творческих союзов республики, у которого даже нет собственного здания. Но уже случились подвижки. Пусть и не в жизни союза, но в профессиональной карьере Ягафарова. Очевидно, что перед нами еще одна попытка создать пресловутый «большой татарский фильм». Большинство предыдущих попыток — «Теплые ветры древних булгар», «Сокровища О.К.», «Курбан-роман» — заканчивалось фиаско.

Завершить работу планируют уже в феврале, думается, что создатели «Байгала» вполне себе рассчитывают попасть и в широкий прокат, тем более что эту дорожку в этом году уже проторил другой татарстанский проект — комедия «Семейные хлопоты» Алексея Барыкина.

То ли режиссер Ягафаров увидел героиню своего фильма в Айтугановой, то ли продюсер «Байгала» воспользовалась «служебным положением», решив тем самым добавить интерес медиа к проекту То ли режиссер Ягафаров увидел героиню своего фильма в Айтугановой, то ли продюсер «Байгала» воспользовалась «служебным положением», решив тем самым добавить интерес медиа к проекту Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ БЫ ПРИГЛАСИЛИ ГЛАВУ КАКОГО-ТО РАЙОНА ИЛИ ИНОГО ЧИНОВНИКА ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА РОЛЬ, ТОЖЕ БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» отметили перспективы нового амбициозного татарстанского кинопроекта.

Алексей Барыкин — кинорежиссер:

— Я думаю, привлечь Вдовиченкова к фильму — очень удачная идея, на мой взгляд, даже не режиссерская, а продюсерская. Участие звезды, даже в эпизодической роли, очень сильно привлекает к фильму внимание зрителей и СМИ. Если разместить лицо Вдовиченкова на постере, это радикально повысит шансы картины на успех в прокате. А главное — это важнейший сигнал для разных скептиков и тролей, которые говорят, что в Татарстане нет кино. В Татарстане есть кино! Сомневаетесь? Вот доказательство: московская звезда снимается в казанском фильме у татарского режиссера!

С режиссерской точки зрения Ильдар Ягафаров делает нечто новаторское для Татарстана. Например, у Юзеева в «Курбан-романе» играла звезда МХТ Роза Хайруллина, но она татарка и говорила по-татарски. В моем фильме «Заступница» снимались российские звезды, включая Дмитрия Дюжева — партнера Вдовиченкова по «Бригаде». Но «Заступница» — это русскоязычный фильм на общероссийскую тему. Ильдар же пригласил звезду русских криминальных боевиков в национальную татарскую драму. В этом есть некий художественный риск: все равно что перелить здоровому человеку кровь другой группы или с другим резус-фактором. Я уверен, что Ягафаров справится с данной задачей и сделает успешный фильм. В этом случае он откроет ящик Пандоры: татарские фильмы с московскими звездами будут сниматься в Казани каждый год, а инвесторы будут охотнее выделять деньги на кинопроизводство. Это будет прекрасно! И наоборот: не дай бог Ильдару провалиться с этим фильмом, потому что тогда он дискредитирует очень удачную идею.

Что касается Айтугановой, я знаю ее как организатора и руководителя, но не как актера. С другой стороны, я помню, как Миляуша Лябибовна одно время вела политическое ток-шоу на ТНВ. Она была действительно хорошей ведущей и гармонично смотрелась в кадре. Не удивлюсь, если она окажется и хорошей актрисой.

Ильшат Рахимбай — кинорежиссер и оператор:

— Мансур Гилязов мне давал почитать черновик сценария. Могу отметить, что это достаточно интересная драма, хотя тема не совсем близка мне — про отношения отца с сыном. Но в творчестве Ягафарова эта тема встречается часто. Лично мне она кажется тяжелой. Тем не менее, думаю, должно получиться трогательно и смотрибельно. И, я думаю, если правильно подойдут к качеству фильма и создадут ту атмосферу, которая царила в сценарии картины, то должен получиться цельный и глубокий продукт. Многое будет зависеть от команды, которая работает над картиной.

Ягафаров сопровождал Вдовиченкова на прошедшем фестивале мусульманского кино. Видимо, они нашли общий язык и договорились о чем-то. Это несомненный плюс для татарстанского кино, потому что, как бы мы ни уважали нашего зрителя, тенденцию «клевать на звезд» никто не отменял. Именно медиалица приводят зрителей в кино. Чем они больше и чем круче, тем больше успех. То есть звезда может «вытащить» среднестатистический фильм.

Картина, снятая в Татарстане, может быть абсолютно неинтересна в Москве или Питере, но к национальному кино очень большой интерес в Каннах или Венеции, потому что многих заколебали эти городские истории, они становятся одинаковыми. Понятна психология человека, живущего в мегаполисе. Понятна его драма, и можно предсказать, отчего он может страдать и чем закончится фильм. А национальное кино имеет изюминку и неповторимой вкус, на мировом рынке интерес к таким картинам возрастает. Поэтому рассвет татарстанского кинематографа может случиться не на российском, а на мировом уровне.

Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:

— Все будет зависеть от уровня исполнения и от актуальности. Ильдар Ягафаров — талантливый человек, знает историю и культуру нашего края и народа. Я надеюсь, что будет интересно, тем более если будут участвовать известные люди. Интересно же посмотреть на Вдовиченкова в татарской картине и на Айтуганову в кино. Если бы пригласили главу какого-то района или иного чиновника из правительства на роль, тоже было бы интересно, потому что неожиданно, а я люблю неожиданности.

Конечно, нужно активно снимать картины, которые будут демонстрироваться более широкой публике, а не только для сельских клубов, после проката в которых картину больше нигде найти невозможно. Практика нужна. Нужна движуха. Главное — бессмыслицу не снимать. Мне кажется, в татарском кинематографе порой царят пассивность и настороженность. Есть такой российский фильм — «Кандагар». Сделали боевик, рекламировали подвиг наших летчиков. Популярный фильм был, хотя снят он, на мой взгляд, не сказать чтобы талантливо. И совсем там нет жизненной правды. Нигде толком про татар там не сказано. По сути, многое для того, чтобы эта история решилась благополучно, сделал Татарстан, а в картине про это ничего нет. Надо было снять свой фильм, раз есть такие реальные события. А пока таких фильмов, чтобы они были и популярны, и жизненны, не видно.