МИМО ПАРКА ГОРЬКОГО, ТОЛСТОГО, УРМАНЧЕ...

На этой неделе, 22 сентября, отмечался всемирный День без автомобиля. Праздновали его не только велоактивисты, но и главы татарстанских ведомств, которые решительно отказались на сутки от машин. Кто-то из VIP'ов пересел на велосипеды, кто-то пошел пешком или поехал на метро. Но не только этим оказался примечателен праздник. Аккурат 22 сентября на портале госзакупок комитет внешнего благоустройства Казани разместил тендер на разработку концепции новых велосипедных дорожек в Казани. За 45 дней и 2,255 млн. рублей победитель должен придумать, как выкроить место для велосипедистов на тесных казанских улицах. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» вчитались в строки техзадания, чтобы понять, куда гнать своих двухколесных коней на следующее лето.

Как говорится в документации к закупке, новые велосипедные дорожки должны пройти как в центре Казани, так и в районе Деревни Универсиады. Сначала мы предположили, что власти столицы решили отказаться от голубой мечты велосипедистов протянуть велотрассу через весь город — от центра до Деревни Универсиады по Оренбургскому тракту, ограничившись более скромным и коротким вариантом. Ведь в перечне объектов, входящих в велосипедный маршрут, речь идет о двух новых веломаршрутах. Точнее, о продолжении существующего Малого казанского велокольца вплоть до парка им. Горького с заездом в сквер Горького (Лядской сад), сквер Толстого и сад Баки Урманче (по документам оно будет называться — «Центральное велокольцо»). Также отдельной строкой идет «Университетский маршрут», который в комитете благоустройства планируют провести мимо общежития КФУ, Поволжской госакадемии физической культуры, спорта и туризма, а также лицея КФУ — все в границах Деревни Универсиады.

Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова сообщила «БИЗНЕС Online», что в тендере речь идет о создании Большого казанского велокольца протяженностью 24 км (включая Малое велокольцо), идущее от Казанского кремля по набережной Казанки до парка им. Горького и обратно через городские парки и скверы. Что касается планов по созданию веломаршрута до Деревни Универсиады, она пояснила, что мэрия Казани полностью не отказывается от этой идеи, но пока с ее реализацией возникли трудности. «Вышли новые требования по созданию велодорожек, они должны быть определенной ширины, а так как на предполагаемом маршруте уже реализовано дорожное покрытие, пока есть то, что есть», — сообщила вице-мэр.

Реализовывать разработанный проект, что называется, на асфальте, в мэрии планируют уже на будущий год. Источники финансирования пока не определены. «Мы стараемся во всех возможных программах участовать, может быть, какие-то грантовые деньги удастся взять», — считает Лодвигова. «Город слышит, что есть потребность населения в велодорожках, и поэтому мы идем, пусть и небольшими шагами, стараемся что-то сделать. И для туристов он [новый веломаршрут] тоже будет работать. Маршрут Малого велокольца „Удивительная Казань“ есть у нас в приложении, его можно включить и слушать, мимо каких зданий и архитектурных сооружений пролегает путь. Дописать это приложение — особых сложностей нет, сделаем», — говорит вице-мэр. По словам Лодвиговой, иногородние туристы положительно отзываются о существующем велокольце.

Потенциальные участники закупки должны успеть подать документы до 13 октября 2016 года. Вскрытие конвертов с заявками и определение победителя намечено на 18 октября.

Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова сообщила, что в тендере речь идет о создании Большого казанского велокольца протяженностью 24 км Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова (слева) сообщила, что в тендере речь идет о создании Большого казанского велокольца протяженностью 24 километра Фото: «БИЗНЕС Online»

ПУТЬ В ДЕРЕВНЮ УНИВЕРСИАДЫ ПРОЛОЖИТ ООН?

В комитете внешнего благоустройства исполкома Казани также подтвердили «БИЗНЕС Online», что создание новых велодорожек — задача уже будущего 2017 года. Стоимость проекта пока не известна и будет определена «после разработки и утверждения концепции и эскизного проекта устройства велодорожек». «Поиск источников финансирования начнется после завершения разработки концепции и эскизного проекта устройства велодорожек и определения стоимости», — отметили в комитете.

Что касается обещанного велопути до Деревни Универсиады, то там нас обнадежили, что велодорожки в студенческий кампус все же будут сделаны. Исполнительным комитетом Казани с проектом программы развития Организации Объединенных Наций / глобального экологического фонда — министерства транспорта Российской Федерации «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» заключено соглашение о совместной разработке эскизного проекта обустройства велосипедных дорожек в центральной части Казани с учетом маршрута до Деревни Универсиады. В соответствии с данным соглашением указанной организацией до конца 2016 года запланирована разработка эскизного проекта обустройства велосипедных дорожек, соединяющих центр Казани и Деревню Универсиады, включая объекты исторического и культурного значения».

Получается, от проекта вовсе даже не отказываются, просто он был выделен в отдельный проект. Также стал известен маршрут, по которому пролягут велодорожки, построенные по программе развития ООН:

  • парк «Ленинский сад»;
  • корпус Казанского (Приволжского) федерального университета по улице Кремлевской, 18 и улице Татарстан, 2;
  • парк Тысячелетия;
  • казанский зооботанический сад;
  • центр гребных видов спорта;
  • Деревня Универсиады.

Победителю закупки предстоит сделать анализ существующей улично-дорожной сети Казани, разработать все возможные варианты трассировки веломаршрута и выбрать самый оптимальный Победителю закупки предстоит сделать анализ существующей улично-дорожной сети Казани, разработать все возможные варианты трассировки веломаршрута и выбрать самый оптимальный Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЕЛОСИПЕДИСТОВ СНОВА ЖДЕТ СЮРПРИЗ В ОКТЯБРЕ

Напомним, что в октябре 2015 года, когда дороги Казани уже начинал наметать первый снежок, было презентовано Малое казанское велокольцо протяженностью 4,3 км в историческом центре города. Его маршрут прошел через улицы Кремлевскую, Чернышевского, Дзержинского, по Ленинскому саду, далее по улицам Театральной, Касаткина, по набережной реки Казанки, улице Батурина и подъему около республиканского онкологического диспансера до Кремлевской.

Реализация проекта стала возможной после победы Казани во всероссийском конкурсе минкультуры РФ по организации вело- и пешеходных маршрутов, где был представлен проект «Удивительная Казань». Казани как городу-победителю из федерального бюджета выделили грант в размере 15 млн. рублей. Деньги пришли с запозданием, поэтому приступить к работе городские власти смогли лишь под конец велосезона. Открывать первый в стране «велосипедно-культурный» маршрут в столицу РТ приехал лично министр культуры РФ Владимир Мединский. Вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым они проехались по новой велотрассе.

В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» мэр Казани Ильсур Метшин упоминал о планах продолжить веломаршрут вплоть до парка им. Горького и Деревни Универсиады уже в 2016 году. Но, как видно, этим планам, не суждено сбыться. Даже если ближе к концу года город получит разработанный и утвержденный во всех инстанциях маршрут, наносить разметку и строить велопарковки при установившемся снежном покрове будет явно затруднительно. «Мы не могли приступить к реализации Большого кольца, потому что маршрут должен проходить по набережной Казанки — до моста «Миллениум». Когда работы по устройству набережной будут завершены, по ней пройдет велосипедный маршрут», — разъяснила «БИЗНЕС Online» Лодвигова.

Зато уже в октябре (новая занятная традиция!) велосипедистов Казани все же ждет небольшой подарок — открытие у станции метро «Козья слобода» платной перехватывающей парковки. Водители смогут оставить на ней свои авто, чтобы пересесть на велосипеды под залог машины. Запуск паркинга обойдется в 15,5 млн. рублей, из которых 10 млн. рублей — это средства программы ООН, направленной на снижение выбросов парниковых газов.

Открывать первый в стране «велосипедно — культурный» маршрут в столицу РТ приехал лично министр культуры РФ Владимир Мединский Открывать первый в стране «велосипедно-культурный» маршрут в столицу РТ приехал лично министр культуры РФ Владимир Мединский Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАФИН И ФАТТАХОВ НА ВЕЛОСИПЕДЕ, А ФИШМАН НА МЕТРО

Возвращаясь ко всемирному Дню без автомобиля, отметим, что главы татарстанских ведомств поддержали идею отказаться от машины. В частности, министр здравоохранения Адель Вафин, заместители руководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов и Искандер Гиниятуллин, а также председатель комитета по делам детей и молодежи Айрат Фаизов приехали на работу на велосипедах. Об этом сообщается в «Инстаграме» мэрии Казани. Двухколесным транспортом воспользовались и инспектора министерства экологии РТ, которые выехали на нем в ежедневный рейд.

Помощник президента РТ Наталия Фишман в командировке перемещается на метро, рассказала ее представитель Карина Калимуллина. Министр экологии Фарид Абдулганиев в командировке в Москве тоже предпочел подземный транспорт и пешие прогулки. Его поддержали и сотрудники ведомства — как сообщается в «Инстаграме» министерства, стоянка у здания минэкологии в этот день пустовала.

Министр транспорта РТ Ленар Сафин каждый год поддерживает день без автомобиля и ходит пешком, рассказали в пресс-службе министерства. Так же поступает и главный прокурор Татарстана Илдус Нафиков, который часто не пользуется служебной машиной. От автомобилей отказались и сотрудники департамента казначейства министерства финансов РТ.

50 КМ ВЕЛОДОРОЖЕК — РЕАЛЬНОСТЬ, ВЕЛОРИКШИ — УТКА

В части развития велосипедного движения нельзя не отметить заслуги нефтяной столицы Татарстана — Альметьевска. Здесь глава города и района Айрат Хайруллин в мае объявил о старте буквально велосипедной революции. Причем свершаться она будет по заветам известных в Европе людей. Сначала в Альметьевск приехал датский журналист, фотограф и блогер Микаэль Колвилл-Андерсен, которого еще называют «велосипедным послом мира». А в конце апреля в городе прошел семинар «Будущее велосипедной инфраструктуры Альметьевска», в котором принял участие знаменитый финский урбанист Пекка Тахкола.

По данным соцопросов, более 75% горожан не исключают для себя возможности пересесть на велосипед. Было подсчитано также, что если число автомобильных поездок сократится всего на 5%, то выбросы углекислого газа сократятся на 14 тыс. т в год. А если хотя бы 10% автолюбителей Альметьевска пересядут на велосипеды, то на топливе они смогли бы экономить 350 млн. рублей в год. Кстати, только в этом году в Альметьевске было построено 50 км велодорожек, всего же до 2020 года их планируется проложить 200 км, были установлены велопарковки около офисных зданий, торговых центров и во дворах домов. Далее была и выставка велосипедов, и прогулки на «лежачем» велосипеде, и велопарад с участием известного боксера Николая Валуева.

А на днях в соцсетях появилась новость о том, что Альметьевск якобы планирует развивать экзотический для России вид общественного транспорта — велорикши. Для обмена опытом по данному вопросу Хайруллин отправился в столицу Бангладеш, город Дакку. Этот вид транспорта, как считает руководство нефтяной столицы, будет очень востребован летом. Первую партию двухместных и трехместных устройств планируется закупить в начале весны 2017 года, водителями станут действующие водители МУП «АТУ», которые будут посменно работать в летний период как на троллейбусах, так и как велорикши, говорится в загадочном сообщении. Причем в управлении здравоохранения Альметьевского района тоже поддержали начинание, якобы езда на велорикшах «будет способствовать профилактике проктологических заболеваний у работников». Однако новость позже предсказуемо оказалась фейковой. Опровергла ее пресс-атташе главы района Наиля Аль-Аюби: «Это утка, которую кто-то с фейковой страницы запустил в соцсети».

Даже если ближе к концу года город получит разработанный и утвержденный во всех инстанциях маршрут, наносить разметку и строить велопарковки при установившемся снежном покрове будет явно затруднительно Даже если ближе к концу года город получит разработанный и утвержденный во всех инстанциях маршрут, наносить разметку и строить велопарковки при установившемся снежном покрове будет явно затруднительно Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЮДИ НЕ РИСКУЮТ КАТАТЬСЯ НА ДОРОГАХ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о необходимости создания новых велодорожек в Казани.

Ильдус Янышев — президент союза велосипедистов Татарстана:

— Наше Малое велокольцо — это дорожка, скорее, туристическая. Она не имеет никакой транспортной составляющей, потому что не соединяет людей с местом их постоянного проживания, учебы или работы. То есть это первая ласточка, но совершенно не имеющая транспортного характера. А вот следующая ее часть, так называемое Большое кольцо и важнейшая его часть до Деревни Универсиады, имеет уже другое значение. Потому что в Деревне Универсиады живут около 10 тысяч студентов, которые наиболее лояльны к этому виду транспорта, восприимчивы к нему. А в большинстве европейских стран принято, чтобы студенты добирались до места учебы на велосипедах. Поэтому эту идею городских властей поддерживает КФУ. Там тоже хотят, чтобы студенты приезжали в университет не на автомобилях, а на велосипедах, и тем самым разгружали центр города.

Эту дорожку я уже объезжал вместе с представителями главка города по архитектуре. Там больших вложений не требуется. Единственная проблема — Танковое кольцо, где нужно будет сделать подземный или надземный переход. Вообще, нужно отметить, что вопрос создания велодорожек, вообще-то, устарел. Сейчас речь идет о необходимости создания благоприятной инфраструктуры не только для велосипедистов, но и для пешеходов, инвалидов-колясочников, других маломобильных групп населения. И если вести речь о проектировании городской среды, то ее нужно проектировать комплексно, чтобы эта среда удовлетворяла интересы большого круга людей, которые не могут или не хотят использовать автомобиль.

Дмитрий Золотарев — руководитель казанской группы федерации автовладельцев России:

— Выделенный маршрут, может быть, был бы хорош, если бы он был кольцевым и велосипедисты могли бы кататься, не мешая автомобилистам, не пересекаясь с ними. Но так как они пересекаются, до идеала здесь далеко. Но в отсутствие организованных маршрутов люди собираются группами и катаются там, где им удобно, не думая порой о других участниках движения — будь то пешеходы или водители. Кроме того, у нас погодные условия не позволяют велосипедистам кататься круглый год, они катаются сезонно. А дороги у нас чистят отвратительно, так что даже в весенне-осенний период невозможно нормально ездить на велосипеде — грязно, лужи. Поэтому для короткого летнего сезона велосипедистов строить новую велодорожку просто нецелесообразно.

Фарид Ахметов — эксперт ЦНИИП велотранспорта, представитель по вопросам развития велоклуба «Негонки»:

— Это очень нужный тендер, потому что без разработки комплексного проекта велодорожек невозможно частными решениями удовлетворить желание граждан передвигаться по городу экологическим способом. Представьте, вы автомобилист и вам предлагают такую дилемму. У вас будет хорошая дорога в центре города, вы можете по ней с комфортом кататься, а для того, чтобы туда доехать, нужно передвигаться по грунтовке, по грязи и лужам. Понятно, что это абсурдно, но для велосипедистов в Казани сегодня созданы именно такие условия. Дорожки должны быть не только кольцевые в центре, но и радиальные. Чтобы из центра в спальные районы можно было попасть. И люди поедут. Потому что это комфортно, чисто и экологично. И года через три мы будем удивляться, как Казань раньше без велодорожек существовала.Сегодня, чтобы добраться до уже существующей дорожки, нужно рисковать здоровьем и безопасностью, передвигаясь по оживленным трассам. Или по тротуарам, что часто тоже небезопасно. Функционал появившейся в центре дорожки только для туристов. Приехал, взял велосипед, и 3,5 километра наслаждений.

На данный момент мы с проектной артелью Анжелики Мелентьевой планируем участвовать в этом тендере. Уже есть некоторые наработки, я уже года два предлагаю определенные решения. Мы готовим документы. Проблема в том, что специалисты, которые там нужны, достаточно редки. Сегодня велосипедист в Казани в среднем проезжает в день от 4 до 7 километров, от Азино до центра — 7 километров. И велодорожки должны учитывать эту аудиторию в радиусе 7 километров. Чтобы можно было до нее добраться. Количество велосипедистов, которых вы видите на дороге, — это 1/20 тех, у кого есть велосипеды. Люди не рискуют кататься на дорогах, зачастую предпочитают использовать велосипеды для общения, спорта, но не на дорогах. Если в Казани спроектируют и построят грамотную велосипедную инфраструктуру — комплекс велодорожек, количество велосипедистов увеличится как минимум в 10 раз.

Ален Хайруллин — участник кругосветного путешествия на велосипеде:

— За последнее время в Казани стало немного проще передвигаться на велосипедах, но только не для начинающих. Относительно удобными стали переезды через автомобильные дороги, занижены поребрики в рамках программы «Доступная среда». Что касается специальной инфраструктуры для велосипедистов, то мало что изменилось. Единственное, ГИБДД стала более лояльно относиться при организации велосипедных мероприятий. Во время кругосветного путешествия нам запомнилась Вена в плане велоинфраструктуры. Там город также исторический, большой, вдоль дорог обязательные велодорожки, которые объединены в систему. И люди активно ими пользуются. У нас подобное тоже можно организовать и даже проще, потому что в центре города дороги шире. Однако менталитет такой, что и пешеходы на единственной трассе ходят, и машины могут оставить там, где еще не успели ее эвакуировать. Чем больше будет инфраструктуры для велосипедистов, тем больше будет меняться в лучшую сторону менталитет граждан. Вспомните, лет 10 назад автомобилисты вообще нас за участников дорожного движения не считали, а гаишники не реагировали на наши просьбы.