Виктор Вексельберг Виктор Вексельберг Фото: kremlin.ru

«УБЕЖАЛИ ЛИ ОНИ? ВОТ ТРОЦКИЙ ОТ ЛЕДОРУБА НИКУДА НЕ УБЕЖАЛ»

Бывших и действующих топ-менеджеров ЗАО «Комплексные энергетические системы» (сейчас носит название ПАО «Т Плюс») обвиняют в даче взятки в особо крупном размере экс-главе Республики Коми Вячеславу Гейзеру и его подельникам, задержанным в ходе крупнейшей антикоррупционной операции ФСБ и следкома практически ровно год назад. Такова версия СКР, официально озвученная его представителем Владимиром Маркиным. «Фигурантами уголовного дела являются Михаил Слободин, Евгений Ольховик (в настоящее время управляющий директор группы компаний „Ренова“), Борис Вайнзихер (в настоящее время генеральный директор ПАО „Т Плюс“), являвшиеся руководителями ЗАО „КЭС“ в период с 2007 по 2014 годы, и другие пока неустановленные лица», — заявил Маркин.

«Другие неустановленные лица», конечно, интригуют больше всего. Хотя и по фамилиям объявленных взяткодателей уже нетрудно догадаться, куда дует ветер. Все указанные топ-менеджеры долгие годы работали на миллиардера Виктора Вексельберга — владельца группы компаний «Ренова», главу фонда «Сколково» (состояние, по данным Forbes, $10,5 млрд., 7-е место среди российских олигархов). Именно «Ренове» принадлежит энергокомпания «Т Плюс», владеющая, в частности, ТЭЦ и энергосетями Коми.

Евгений Ольховик — однокурсник Вексельберга по Московскому институту инженеров транспорта (сейчас Московский госуниверситет путей сообщения имени Николая II). С 2007 года по настоящее время является управляющим директором ГК «Ренова». Ольховик — миноритарный акционер корпорации Вексельберга. В 2010 - 2012 годах был гендиректором ЗАО «КЭС» — предшественника «Т Плюс».

Борис Вайнзихер Борис Вайнзихер Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

Борис Вайнзихер — в прошлом один их ключевых менеджеров РАО «ЕЭС России» времен ее реформирования Анатолием Чубайсом. В момент ареста был гендиректором «Т Плюс». Самое примечательное, что Вайнзихер какое-то время возглавлял Z1 Investment Group. Это инвестиционная компания Бориса Зингаревича — питерского предпринимателя, одного из основателей крупнейшего целлюлозно-бумажного концерна России «Илим Палп», а в начале 1990-х бизнес-партнера бывшего президента и нынешнего главы правительства РФ Дмитрия Медведева. Последний, как об этом помнят многие в Петербурге, даже трудился в «Илим Палпе», занимался там «юридическими вопросами», а также владел 20% этого ЗАО.

Наконец, третий из названных следственным комитетом фигурантов, Михаил Слободин, также фигура крайне примечательная. Это один из самых известных в стране менеджеров высшего звена, до вчерашнего вечера — глава компании «Вымпелком» (сотовый оператор под маркой «Билайн»), а также популярный бизнес-блогер. Слободин вовремя оказался в командировке во Франции (или в Англии — сведения по этому поводу разнятся). Газете «Ведомости» он заявил, что готов ответить на вопросы следователей. Однако есть основания сомневаться в том, что топ-менеджер вернется в ближайшее время в Россию. Слободин несколько лет возглавлял ЗАО «КЭС», подкупая, по версии следствия, прежнее руководство Коми. А до этого он был вице-президентом по энергетике ОАО «ТНК-BP», совладельцем которой являлся Вексельберг. Сегодня «Вымпелком» заявил, что и. о. главы компании вместо Слободина назначен Шелль Мортен Йонсен — представитель одного из основных акционеров сотового гиганта, норвежской Telenor.

Как видно, полет фантазии наблюдателей в данном случае неограничен. Ответы на вопрос, за кем на самом деле пришли следователи на сей раз, могут быть самыми смелыми. Вексельберг, конечно, первый кандидат на роль главной цели атаки. Тем более что совсем недавно ровно такая же ситуация сложилась вокруг другого миллиардера — Михаила Прохорова. Обыски в офисах его компаний, увольнение руководства и многих журналистов холдинга «РБК» и ряд других событий заставили говорить о том, что олигарх распродает все свои российские активы и сосредоточится на бизнесе в США. Последует ли Вексельберг примеру экс-кандидата в президенты России? Или это же удар по самому Медведеву?

Политтехнолог Евгений Минченко в интервью «БИЗНЕС Оnline» призвал: «Давайте вспомним о том, что Виктор Вексельберг был известным олигархом еще тогда, когда Дмитрий Анатольевич работал юристом в компании „Илим Палп“. До сих пор Вексельбергу удавалось дистанцироваться от политики и заодно демонстрировать, что он абсолютно лоялен власти. Поэтому, чтобы нанести по Медведеву удар через Вексельберга, придется выстраивать очень длинную цепочку».

... Виктор Вексельберг (слева), Дмитрий Медведев (второй справа) и Анатолий Чубайс (справа)
Фото: government.ru

«Это удар не персонально по Вексельбергу или Медведеву, а по той модели формирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая связана с именами Чубайса и Вексельберга. Создание КЭС-Холдинга, компании, которой очень долго, на протяжении 8 лет, руководил Михаил Слободин, напрямую ассоциируется с Чубайсом и Вексельбергом», — отмечает в свою очередь известный экономист Михаил Хазин.

Однако есть и те, кто согласен со смелой версией о том, что целью расследования является ослабление позиций российского премьера. «Вексельберг — едва ли не непосредственный помощник и «лаборант» Дмитрия Медведева по «Сколково», поэтому на премьер-министре нынешнее расследование, безусловно, скажется, — говорит политик и писатель Эдуард Лимонов и продолжает. — Придется ли при этом Вексельбергу бежать из страны? Не знаю — живет ведь Невзлин в Израиле, и Ходорковский за границей ходит, выпендривается. Убежали ли они? Вот Троцкий от ледоруба никуда не убежал. А нынешняя игра в прятки по заграницам называется: «Лови меня, я никуда не прячусь».

Вот только странно как-то затевать кампанию против Медведева прямо накануне выборов в Госдуму. Напомним, что именно премьер возглавляет «Единую Россию». А между тем расследование ситуации в энергохозяйстве Коми чуть больше пары недель назад инициировал лично Владимир Путин.

Встреча Владимира Путина и Сергея Гапликова в Кремле Встреча Владимира Путина и Сергея Гапликова в Кремле Фото: kremlin.ru

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЫВОДЯТ НА ТО, ЧТОБЫ В НОЯБРЕ В СТРАНЕ ПРОИЗОШЛИ МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ»

Гром грянул 17 августа, когда глава государства принимал в Кремле врио главы Республики Коми Сергея Гапликова. Ввиду последовавших событий приведем их беседу лишь с небольшими купюрами.

Сергей Гапликов: За 2015 год, Владимир Владимирович, аварийная ситуация [в энергосистеме Коми] ухудшилась — 142 процента аварийных случаев. За 5 месяцев только этого года у нас увеличилась аварийность — 133 процента... Все объясняется тем, что на сегодняшний день оборудование, которое существует на станции (Воркутинской ТЭЦприм. ред.), находится в критическом состоянии, практически 9 котлов сегодня находятся в ремонте, 3 — в более или менее поддерживаемом состоянии, остальные требуют капитального ремонта. 4 августа я лично в Воркуте провел соответствующее оперативное совещание со всеми службами, с собственниками, с руководством компании. Мы убедились, что ни одного решения практически выполнено не было... Собственники, по сути дела, нам объясняют, что там накопленная задолженность за прошедшие пять лет (эта задолженность — от одной компании, аффилированной к кипрской офшорной компании).

Владимир Путин: Собственник кто, там конечный бенефициар известен?

С. Г.: Воркутинская ТЭЦ сегодня принадлежит ПАО «Т Плюс». Это наша компания, у них есть соответствующий филиал на территории. Они всю эту энергосистему вместо того чтобы начать работать, вывели в отдельное ООО, которое находится в Воркуте, и в мае месяце на совете директоров приняли решение продать ее на публичных торгах вместо того чтобы выполнить все решения, привести систему в порядок. В связи с этим, Владимир Владимирович, хотел просить, чтобы все‑таки правительство усилило в этом плане работу, оказало нам помощь, чтобы мы привели систему в необходимое работоспособное состояние в отопительный период. И хотел просить дать поручение правоохранительным органам разобраться, в чем же там причина.

В. П.: Обязательно, так и сделаем. Эта безответственность должна быть пресечена.

Лихорадочные попытки руководства «Т Плюс» отвести от себя властное неудовольствие успеха не возымели. 26 августа Борис Вайнзихер на совещании у экстренно прибывшего в Коми вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича пообещал выделить 1,7 млрд. рублей на модернизацию ТЭЦ, котельных и теплосетей Воркуты. Причем продавать эти активы руководство «Т Плюс» вдруг резко передумало. «Информация о размещении на официальном сайте группы „Т Плюс“ публичного предложения о продаже ООО „Воркутинские ТЭЦ“ не соответствует действительности», — заявил на совещании Вайнзихер.

Тем не менее 5 сентября делу был дан ход: в компаниях группы «Ренова» проведены обыски, Вайнзихер и Ольховик задержаны, Слободин объявлен в розыск. По некоторой информации, уже сегодня задержанные менеджеры будут этапированы в Коми, где в тот же день суд санкционирует их арест.

По словам Маркина, обвиняемые подозреваются в даче взяток «организованной преступной группе Гейзера» в обмен на установление выгодных «Т Плюс» тарифов на электроэнергию и тепло. «Деньги перечислялись на расчетные счета компаний, указанных взяткополучателями. Общая сумма перечисленных в качестве денежного вознаграждения средств составила более 800 млн. рублей. Также, согласно имеющейся договоренности, 38% акций ОАО „Коми энергосбытовая компания“ стоимостью не менее 100 млн. рублей, принадлежащих аффилированной с ЗАО „КЭС“ оффшорной компании, путем заключения ряда последовательных сделок перешли в собственность офшорной компании, контроль над которой осуществляли высшие должностные лица Республики Коми», — говорится в заявлении официального представителя следственного комитета России. При этом, по версии следствия, Ольховик и Вайнзихер распорядились передать чиновникам Коми соответственно не менее 177 и 89 млн. рублей. Надо полагать, что остальные несколько сотен миллионов передавались по указанию Слободина, который руководил ЗАО «КЭС» 8 лет.

Евгений Ольховик Евгений Ольховик Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

Совсем не исключено, что громкое уголовное дело связано с банальной угрозой срыва отопительного сезона в северном регионе, а вовсе не с атаками на олигархов, не говоря уже о главе правительства. Впрочем, некоторые наши эксперты сомневаются в том, что силами СКР и ФСБ удастся навести порядок в коммунальном хозяйстве.

«Непонятно, как такой объем взяток — 800 миллионов рублей — мог отбиться? Особенно в регионе с изношенными мощностями, — удивляется Минченко. — Отрасль теплоэнергетики у нас катастрофически недофинансирована, и проблема в том, что путем силовых органов эта ситуация не решается. Ну хорошо, топ-менеджмент теплоэнергетических компаний мы пересажаем, но от этого деньги в отрасли не появятся. В итоге в один прекрасный момент мы столкнемся с тем, что сажать будет уже некого. Ну а следственный комитет РФ еще не научился путем заведения уголовных дел ремонтировать ТЭЦ. Пока не овладели этим искусством. И вот тогда-то мы действительно все замерзнем».

Но есть и прямо противоположное мнение. Хазин, например, утверждает: «В хозяйстве Вексельберга тарифы завышались. В СССР тепло было бесплатным, потому что являлось вторичным продуктом, связанным с деятельностью ТЭЦ. А новые хозяева отрасли целенаправленно стали за тепло брать деньги. Теоретически это — грабеж. И, возможно, благодаря делу „Реновы“ ситуацию удастся переломить». При этом эксперт все же усматривает в происходящем не только криминально-экономический, но и политический подтекст. «В ноябре этого года нас ждут очень серьезные проблемы. Говорить наверняка я не могу, но вижу очевидные симптомы. Правительство с ассоциированными с ним олигархами целенаправленно выводят на то, чтобы в ноябре в стране произошли массовые выступления. Кто знает, может быть, дело „Реновы“ — это попытка упредить и предотвратить волнения, в том числе путем реального снижения тарифов?» — рассуждает Хазин.

В то же время известный в 90-е годы политик и бывший член Верховного Совета Илья Константинов полагает, что за делом «Реновы» может стоять банальное экономическое рейдерство. «Я думаю, что это следствие передела сфер влияния в интересах тех или иных чиновничьих кланов, — говорит он. — У нас все больше и больше административный ресурс становится рычагом в проведении бизнес-политики той или иной компании. Поэтому искать заинтересованных в этом уголовном деле следует среди тех, кто не равнодушен к рынку телекоммуникационных и информационных услуг, одного из крупнейших и динамично развивающихся рынков. Возможно, какой-то из чиновничьих кланов решил прибрать эту сферу к рукам. Это не новость, а основной инструмент современной конкурентной борьбы в РФ. Если гендиректор „Вымпелкома“ Михаил Слободин, находясь сейчас, как сообщают СМИ, за границей, примет решение не возвращаться в Россию, это будет разумно».

Михаил Слободин Михаил Слободин Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

ГЛАВА «ВЫМПЕЛКОМА» ЗА ПАРУ НЕДЕЛЬ ДО ТОГО, КАК СТАТЬ ОБВИНЯЕМЫМ, ПОСЕТИЛ КАЗАНЬ И СФОТОГРАФИРОВАЛСЯ С БИЗНЕС-ЭЛИТОЙ РТ

Пусть косвенно, но громкое дело энергетиков затрагивает и Татарстан. Так, Слободин побывал в Казани всего за пару недель до того, как СКР принялся выяснять его местоположение, — 17 августа. В ресторане Mio на Кремлевской набережной тогда еще глава «Вымпелкома» провел встречу с предпринимательским сообществом Татарстана под названием Bee Trends, в ходе которой описал свое видение современной экономической ситуации в России и дал советы по развитию собственного бизнеса. Это была одна из целого цикла встреч главы «Вымпелкома» с региональными коммерсантами.

Как рассказали «БИЗНЕС Online» участники встречи, Слободин, как и обычно, находился в хорошем настроении и излучал оптимизм. Он охотно делился личным опытом карьерного и жизненного роста — например, о том, как поменял начальственный кабинет на open space и отказался от автомобиля. Послушать известного бизнес-тренера пришли три-четыре десятка представителей татарстанских компаний, в том числе ТАИФа, «Татспиртпрома», ICL КПО-BC, Альфа-банка. Фотографии со встречи можно увидеть на страничках соцсетей ее участников.

Борис Вайнзихер и Раузил Хазиев Борис Вайнзихер и Раузил Хазиев Фото: prav.tatarstan.ru

Но если у экс-руководителя одного из участников «большой тройки» к Татарстану интерес был сугубо образовательный, то Виктор Вексельберг — давний партнер республики в энергетической и инновационной сфере. Так, то само подследственное ЗАО «КЭС» плотно работает и с татарстанской Генерирующей компанией по теме развития электроэнергетической инфраструктуры и, в частности, раздела между регионами так называемых договоров о предоставлении мощности. В ноябре 2013 года главы обеих компаний — Борис Вайнзихер и Раузил Хазиев подписали меморандум о совместной реализации инвестиционных проектов, и первым вопросом на повестке стоял вероятный перенос излишних для КЭС ДПМ на татарстанскую площадку. Стороны договорились о совместных инвестициях в энергетику по схеме ДПМ и лоббировании своих интересов на федеральном уровне. Впоследствии КЭС продал татарской энергокомпании права на проект с Новобогословской ТЭЦ за 1,4 млрд. рублей, а затем — и на мощности Новоберезниковской ТЭЦ на 230 МВт.

... Виктор Вексельберг и Рустам Минниханов
Фото: prav.tatarstan.ru

Как президент фонда «Сколково» (в котором, кстати, участвуют предприятия КАМАЗа и «Татнефти») Вексельберг — один из заинтересованных участников развития инновационного центра «Иннополис». Он посещал его уже два раза — в 2014 году, когда площадку только отстраивали, и последний раз — в декабре 2015 года. Тогда бизнесмен от лица «Сколково» подписал ряд соглашений о сотрудничестве с Республикой Татарстан, минсвязи РТ и Иннополисом, подразумевающем помощь московского инновационного центра казанскому. Так, Иннополис и Сколковский институт науки и технологий должны сотрудничать в области энергетических, ядерных, космических, биомедицинских наук и технологий, например, вместе составлять программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В ходе обзорной экскурсии в университете Иннополиса миллиардер расспрашивал руководство Татарстана о размере стипендий студентов и остался доволен услышанной цифрой — 30 тыс. рублей. «Я поддерживаю вуз, но он должен сам зарабатывать», — заявил тогда Вексельберг Минниханову, обсуждая финансирование научного учреждения.

Наконец, одним из актуальных татарстанских проектов, чьи инвесторы через цепочку связей близки к Вексельбергу, является строительство в Пестречинском районе РТ оптово-логистического комплекса «Агромир Казань». В сентябре 2015 года первый камень в основание комплекса заложили Рустам Минниханов и Владимир Воронченко — крупнейший коллекционер русского искусства и антиквариата, который считается близким к Вексельбергу. Структура АО «Национальная продуктовая компания» (НПК), которая была заявлена инвестором, пообещала вложить в строительство 16 млрд. рублей. Инвестиции в первую очередь составят 9 млрд. рублей.

«Агромир Казань» должен стать многопрофильным оптово-логистическим комплексом, который позволит устанавливать прямые торговые контакты между производителями сельхозпродукции и покупателями для оптово-розничного сегмента. За основу были взяты европейские проекты — испанский рынок Mercabarna и французский RunGis. Площадь комплекса составит 148 га, планируется, что годовой оборот логистического комплекса превысит 120 млрд. рублей, в нем будет обрабатываться свыше 2 млн. т продукции в год. По сути, это еще один проект, схожий с многострадальной «Новой Турой» в Зеленодольском районе, в которую пообещал вложить 9 млрд. рублей AFI Development Леви Леваева, — проект заглох после серьезного пожара в 2013 году.

В случае, если громкое уголовное дело энергетиков вынудит Вексельберга по примеру Прохорова начать выход из российских активов, татарстанские проекты, связанные с владельцем «Реновы», также могут оказаться под угрозой.