Талгат Абдуллин Талгат Абдуллин: «Архитектура— это застывшее состояние общества того периода, когда оно создается. Оно должно быть за первым человеком — президентом республики, президентом России» Фото: Сергей Елагин

«АРХИТЕКТУРА — ЭТО ИСКУССТВО. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗА ПЕРВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Свой разговор с главой Госжилфонда Талгатом Абдуллиным вчера мы начали не с горячего вопроса соципотеки, а с Топ-50 строителей, который представила газета «БИЗНЕС Online» в честь Дня строителя. По мнению экспертов, его возглавил сам гость нашей интернет-конференции, на втором месте — глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, на третьем — министр строительства Ирек Файзуллин. Талгат Мидхатович про себя скромно ответил, что его в рейтинге вообще не должно быть — он не строитель, а организатор. С остальными позициями согласился. Но внес долю критики: не отмечено, какую роль играют первые лица республики и даже страны.

«Архитектура — это застывшее состояние общества того периода, когда оно создается. Архитектура, как у полководцев, — это искусство. Оно должно быть за первым человеком — президентом республики, президентом России. Не зря же были сталинские дома, хрущевки. Это потом все пошло ничье...» — прокомментировал глава Госжилфонда. И рассказал, как активно участвует в строительном процессе Рустам Минниханов, как обсуждали проекты с Минтимером Шаймиевым. «Шаймиев вникал и выполнял эту функцию. Часто было — в Кремль придем, он говорит: пойдем, покажу, там реконструкция идет. Как вот это, а как это? Делился своими сомнениями, принятыми решениями».

Не без сарказма отметил он и заслуги градоначальников. «Когда началась программа ветхого жилья, когда начали ломать, а что делать, в принципе, непонятно, стали выяснять, оказывается, градостроительной документации нет: где дороги должны быть, какие коммуникации? Тогда были большие совещания, я тогда еще „похвалил“ Камиля Шамильевича (Исхакова, ранее мэр Казаниприм. ред.), что у него огромное чувство мужества есть принимать решения о строительстве объектов, давать им функцию, размещать их, не имея всей целой картины. Это действительно большой риск. Без генплана. И стоять нельзя, и что-то делать надо. Тем не менее решения принимались. Это важная роль в строительстве!»

Конкретные сроки сдачи домов по «Салават Купере» и по М-14 глава Госжилфонда не называетФото: metshin.ru

«САЛАВАТ КУПЕРЕ» И БИРЖА

По социальной ипотеке в этом году Госжилфонд построит 505 тыс. кв. м, что существенно больше, чем в прошлом (421 тысяча). Почему так вышло, Абдуллин объяснил уклончиво — мол, мы сами так решили. Пока по этому году отчитались о сданных 147 тыс. кв. м, но остальные объемы будут введены в срок. «В Казани еще будут сдаваться два дома на М-14, на „Салават Купере“ — пять домов. В Набережных Челнах стоят почти готовые три дома на ЗЯБе, 18-этажки», — перечислил он.

Конкретные сроки сдачи домов по «Салават Купере» и по М-14 — а по ним пришло огромное количество вопросов от наших читателей! — глава Госжилфонда не называет. По «Салават Купере» еще «идет процесс, который надо выстроить до конца», — имеется в виду запуск новой биржи, через которую сегодня проходят закупки всех материалов для стройплощадки (поставщик привозит непосредственно на стройплощадку, подрядчик принимает, и ГЖФ в течение 72 часов оплачивает). Глава Госжилфонда объяснил, почему было решено поменять правила игры. Три года назад за квадратный метр генподрядчику платили 22 тыс. рублей, в прошлом году — 26,8 тыс. рублей, в этом — 28,6 тыс. рублей. При этом соципотечники покупают примерно за 31,3 тыс. рублей (в некоторых районах дороже, доходит до 36 тыс. рублей). По словам Абдуллина, запустить новый механизм было решено после того, как стороны не смогли ответить на вопрос, сколько сегодня стоит квадратный метр.

«Когда идет неуправляемая ситуация и неизвестно на самом деле, сколько они [генподрядчики] тратят, почему не повысить аппетит? Мало? Дают! Еще мало? Дают! Они просят, говорят: „А мы не будем делать!“ Начинаю смотреть подрядчика, вроде с деньгами должно быть все нормально. Отчет не идет, чтобы посмотреть, что сделано, что не сделано. Потом смотрим — ба! Параллельно у них, оказывается, коммерческий проект растет! И неплохо растет! И как там плохо дела, приходят ко мне — дай деньги! Начинаем разбираться, кто что покупает. На рынке цены одни, у них какие-то другие. Почему так? Это надоело».

Теперь по бирже Госжилфонд будет точно знать, сколько товара пришло, сколько уложено, сколько осталось на складе, сколько рабочих вышло в смену и какую зарплату они получают (зарплату, кстати, Госжилфонд будет также сам перечислять на карточки рабочим). По признанию Абдуллина, генподрядчики не хотели на это идти, но «живот сказал, что надо соглашаться».

Обвинения строителей в том, что маржи практически не остается, Абдуллин парирует: почему-то удается строить в других районах Татарстана? «Просто уровень маржи, который они хотят получить, зашкаливает. Это же не единственный объект, который мы строим, и не только здесь. Мы строим в Набережных Челнах, тоже 18-этажные дома. Там же получается! За 28 тысяч „Домкор“ (совладелец — семья Абдуллинаприм. ред.) строит, и вопросов нет. Рентабельность? Мы же втемную работали. Если бы были у нас точные и достоверные данные о реальных затратах, я бы сказал, сколько закладывать. Традиционно закладывали 6 процентов. „КамГЭС“ принес нам цену, сколько будет стоить работа по монолиту, он написал — 16 тысяч рублей за укладку одного кубометра бетона. Как так? Читаю — 3 тысячи рублей на те материальные ресурсы, которые я потом выброшу. Дальше — плановая прибыль 5 процентов. Плановые накопления — еще 8 процентов, 13 процентов закладывает прибыли. Ну, дорогой, ты действительно дорогой».


По «Салават Купере» идет процесс, который надо выстроить до конца, — запуск новой биржи, через которую сегодня проходят закупки всех материалов для стройплощадкиФото: metshin.ru

Кстати, взаимоотношения с «КамГЭСом» глава Госжилфонда прокомментировал отдельно. Эта компания, входящая в «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова, напомним, возводит квартал №12, то выходила из проекта, то возвращалась. В итоге два дома передали другим генподрядчикам («Народный дом» и «Барс Элит Строй»), но в «КамГЭСе» перспективы сдачи дома 12/2 до конца года все равно оценивают туманно. «Разбавили [другими компаниями] и дальше будем разбавлять. Но не вижу, чтобы кто-то сказал: „Я ухожу!“ Нет, не уходит. Я говорю: подпиши бумагу, что ты уходишь, сдай работы. Нет! Дайте еще поработать. Мы знаем эту ситуацию: буду не буду. Это дверью хлопают, но не на защелку».

Сегодня на бирже проходит сделок примерно на 200 млн. рублей в год. По году планируется выйти на 45 млрд. рублей. Сколько будет стоить квадратный метр, можно будет сказать по завершении строительства, после того как Госжилфонд все затраты будет пропускать через себя, однако Абдуллин отметил: «Мы не ожидаем большого увеличения». Нематериальные затраты генподрядчика будут складываться в так называемой услуговой части договорных отношений. Такая система сейчас выстраивается со всеми генподрядчиками, достигнута договоренность с «Грэйт-строем». По услуговой части стоимость составит 15,5 тыс. рублей за квадратный метр. В эту сумму входят зарплата (руководителям, ИТР и прочее, кроме рабочих), накладные расходы, налоговая база, остатки материальных ресурсов, которые были не использованы, и прочее.

М-14: КАК РЕШИТЬ ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ ОДНОВРЕМЕННО

Рассказал Абдуллин и о ситуации с другим жилым районом — М-14. Его жильцы, напомним, впервые начали собираться вместе, поскольку стали проявлять беспокойство относительно сроков сдачи домов. Как выяснилось, в М-14 есть четыре проблемы, которые надо решать одновременно: котельная, ливневка, вода и канализация. Котельная есть, но она не может работать, если загружена менее чем на 35%, поэтому для одного дома ее включить невозможно. Тем не менее было найдено техрешение, которое позволяет запускать по очередям.

Жильцы района М-14 стали проявлять беспокойство относительно сроков сдачи домов Жильцы района М-14 стали проявлять беспокойство относительно сроков сдачи домов / Фото: «БИЗНЕС Online»

Воду будут тянуть из нового источника подземных вод, который нашли за Оренбургским трактом, — минэкологии сделало заключение о хорошем состоянии воды.

Имеющаяся канализация позволяет принять один дом, но один дом не позволяет принять котельная. «Канализационный коллектор, видимо, придется тащить к МКДЦ, где проходит большая труба», — говорит Абдуллин. Остается открытым вопрос с ливневыми водами — эта проблема пока не решена. Как быстро это случится, пока неизвестно, так как сценарий расписан не до конца.

Тем не менее, комментируя сроки сдачи домов, Абдуллин говорит, что ни один стоящий в очереди не ждет свою квартиру больше положенного срока: «Нас устраивает этот темп! Кто три года подождал и не получил квартиру? И сейчас возможность есть, пожалуйста — квартиры свободные есть!» — говорит он.

В завершении разговора признал глава Госжилфонда и влияние кризиса. На вопрос, неужели упал спрос, он ответил, что наоборот: «На нас спрос сильно увеличился, потому что мы сегодня единственная компания, которая работает с живыми деньгами, они у нас есть, и все знают, что если мы заказали, мы платим. Даже еще можем аванс дать. Остальные строители замерли, на других территориях просто остановились», — рассказал он, приведя в пример Иркутск, где его знакомые насчитали всего один башенный кран над городом.

Полная стенограмма интернет-конференции с ответами на вопросы читателей будет опубликована на «БИЗНЕС Online» позже.