ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТАТАРСТАНСКОГО ЛЕГПРОМА  ТРЕБУЮТ УЖЕСТОЧИТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА И ЛИКВИДИРОВАТЬ МАГАЗИНЫ КОНФИСКАТОВ

Генеральный директор Мелиты Раис Гумеров рассказал вчера на Казанской ярмарке почти детективную историю о том, как его компания целых три месяца не может добиться закрытия торговой точки, которая торгует контрафактными изделиями под ее брендом. Подобные ситуации возникают сплошь и рядом – о проблеме подделок вчера говорили на заседании межведомственной рабочей группы по реализации государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации товары народного потребления на территории Татарстана.

ВОДКА ЗА 35 РУБЛЕЙ И ШУБА ИЗ «МЕКСИКАНСКОГО ТУШКАНА»

Вчера на расширенном заседании рабочей группы по пресечению контрафакта на территории РТ обсуждалась актуальная тема – как снизить процент  контрабандной и контрафактной продукции легкой промышленности на рынке России, и Татарстана в частности.

В рамках мероприятия, состоявшегося в бизнес-центре ВЦ «Казанская ярмарка», его участникам была представлена возможность ознакомиться с фальсификатом, изъятым из магазинов и на рынках республики.

С образцами контрафактной продукции познакомилась и корреспондент «БИЗНЕС Online».

Первое внимание привлек манекен, одетый в норковый жакет. На первый взгляд – шубка как шубка – вполне даже ничего, но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении обнаружились любопытные детали, явно свидетельствующие о низком качестве изделия.  Представлявший данное изделие начальник отдела маркетинга фабрики «Мелита» Марат Мазитов просветил корреспондента «БИЗНЕС Online»:

– Это жакет кустарного производства из Китая. Чем отличается от гостовского российского? Китайцы, добиваясь удешевления стоимости изделия, растягивают шкурку при изготовлении. Что это дает? Вот видите – редкий волос, подпушек, оголяется кожевая ткань, подкладка выполнена из ткани низкого качества, которая при носке буквально рассыпается. В условиях нашей зимы – когда  то мороз, то  снег с дождем, такая шуба будет давать усадку, деформироваться. В результате ее не хватит не то что на один сезон, на месяц!

Мазитов сообщил, что современный покупатель стал более разборчивым, и выбирая между ценой и качеством все таки отдает предпочтение последнему. Тем более, что, скажем, изделия из норки компании «Мелита» ненамного дороже китайских.

Рядом с жакетом из «мексиканского тушкана» расположились контрафактные диски (каковые в Казани, да и по всей республике можно найти буквально в любой торговой точке) по 50 рублей штука. По соседству с ними – явно подделанный парфюм – к примеру, на одной коробке с женской туалетной водой было написано Lokasta, а милый крокодильчик известного брэнда заменен неизвестным науке зверем с хвостом белки и мордой непонятного хищника.

ВНИМАНИЕ: ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

На отдельном стенде желающие могли познакомиться с контрафактной алкогольной продукцией: водкой стоимостью от 35 до 50 рублей. По словам начальника управления экономической безопасности ОАО «Татспиртпром» Ильдара Салахова, подобную продукцию в основном реализуют в соседних регионах. Он же сообщил, что на бутылках с таким суррогатом нередко наклеивают принтированные этикетки водки «Хлебная», одного из брэндов (реализуемого в самом дешевом сегменте) Татспиртпрома. Хотя, признался он, покупателям подобного спиртного вообще все равно – что на бутылке написано, привлекает лишь слово «водка» и цена.

Как сообщил заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ Ренат Гайнутдинов, основной поставщик алкогольного контрафакта приходит в Татарстан из Самарской, Ульяновской областей, Удмуртии. Кстати, недавно обэповцы арестовали целую партию – 7 тонн – поддельного коньяка, которую в Набережных Челнах пытались реализовать заезжие гости из Азербайджана. Если бы данный суррогат распространился по розничным сетям, сказал Гайнутдинов, то мы могли бы ожидать всплеск смертности – этот якобы коньяк оказался отравленным.

В интервью журналистам Зарипов подтвердил, что нередко контрафактная продукция, в том числе и текстильная,  является опасной для жизни людей: «Доля нелегального товара в России составляет около 40 процентов, к сожалению, многие российские производители практически вытеснены из так называемого дешевого сектора экономики РФ, а поставляемые импортные товары не всегда безопасны для жизни людей»

Дальнейшее обсуждение темы перенеслось в конференц-зал бизнес-центра.

В ходе заседания неоднократно поднимался вопрос необходимости ужесточения законодательной базы. Так, председатель ОАО «Ростекстиль», председатель комитета ТПП РФ по текстильной и легкой промышленности Борис Фомин сообщил, что доля некачественного и даже опасного товара в России составляет от 40 до 60 процентов, то есть практически каждое второе изделие можно считать таковым. Государство теряет на налогах и сборах (в случае с контрабандными поставками), народ – здоровье, - местные производители – прибыли.

КОНФИСКАТ ПЕРЕБИВАЕТ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК

В Татарстане же, по словам замминистра минпромторга  РТ Олега Власова, в текстильной отрасли занято порядка 10 тыс. человек в 300 хозяйствующих субъектов.  Каждый стандартный контейнер с китайской одеждой, проходящий мимо таможни, лишает работы десятки швей.

У татарстанских производителей свое мнение. Так генеральный директор ОАО ОФ «Спартак» Ильдар Зарипов заявил, что одним из выходов из создавшегося положения он видит в ликвидации магазинов, торгующих конфискатом, где нередко по дешевке реализуется товар даже известных марок. «Он перебивает цивилизованный рынок», - посетовал Зарипов. Генеральный директор ООО «Мелита» Раис Гумеров рассказал уже совсем детективную историю: «В России 95 процентов меховой продукции – это  контрафакт и контрабанда. Это карго-перевозки, когда оплата идет по весу, снижение стоимости ввозимого товара, когда средняя цена норкового изделия заявляется в 300 долларов. Контрафакт – это не только использование чужих брэндов, это выпуск товара на предприятиях де юре не существующих, каковых множество в Южном федеральном округе. Мы часто сталкиваемся с тем, что в других городах продаются изделия под маркой «Мелита». Но бороться с этим не можем. Как пример: недавно под боком у нашего магазина открылась торговая точка, торгующая изделиями под нашим брэндом. Об этом факте мы заявили в антимонопольный комитет. Три с половиной месяца идет разбирательство! При этом к нам вопросов больше: как мы установили этот факт, как сфотографировали, каким фотоаппаратом, как мы можем доказать, что это не наша продукция. А к тем, кто торгует контрафактом, вопросов практически нет! Если так бороться с контрафактом – мы немногого достигнем».

Гумеров внес конкретное предложение: нужен законодательный документ, обязывающий каждого продавца доказать цепочку поступления товара от производителя, при этом необходима таможенная декларация импортера, либо декларация производителя товара. Тогда будет ясно, что товар – легальный.

Елена Фадеева
Фото Ильи Лавриненко