РУКОВОДИТЕЛЬ ТАТНЕФТЕХИМИНВЕСТ-ХОЛДИНГА РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE», КАКОЙ ОПЫТ ТАТАРСТАН ХОЧЕТ ПЕРЕНЯТЬ У «АЗИАТСКОГО ТИГРА»

В прессе достаточно много было сказано о подписанном в рамках саммита АТЭС (проходил 13-14 ноября в Йокогаме, в составе российской делегации в нем участвовал президент РТ Рустам Минниханов) соглашении между Россией, Японией и Китаем о строительстве в Менделеевске завода по производству карбамидных удобрений. Но почти ничего не сообщалось о том, что «по пути» на форум делегация Татарстана посетила Южную Корею. Возможно, именно по корейскому образцу на ТАНЕКО будет создано производство, аналогов которому в России нет. О подробностях газете «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин.

ГУДРОН БЛАГОРОДНЫЙ

Делегация, в состав которой также входили генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов, главный технолог ТАНЕКО Фарид Гильманов, генеральный директор московского института ВНИПИнефть Владимир Капустин, осмотрела нефтеперерабатывающий завод GS Caltex Corporation в городе Есу. Глубина переработки на этом НПЗ составляет 96%, хотя еще два месяца назад была на 20% ниже. Прогресс достигнут благодаря установке гидрокрекинга гудрона по технологии американской компании Chevron and ABB Lummus Global Joint Ventur.

Опыт корейского завода заинтересовал татарстанских нефтепереработчиков потому, что сегодня Татнефть как раз присматривает для ТАНЕКО технологию глубокой переработки гудрона, получаемого после переработки мазута. Предлагается несколько вариантов (соответственно, нескольких фирм) технологического процесса гидрооблагораживания гудрона. Какой из них будет куплен, решится в течение трех-четырех месяцев. У всех – свои преимущества и недостатки.

РУКОВОДИТЕЛИ ЖИВУТ У СТЕН ПРЕДПРИЯТИЯ

- Рафинат Саматович, какова, как говорится, цена вопроса?

- Это качество продукта (бензин, керосин, дизельное топливо), его стоимость, максимальная прибыль НПЗ и минимум побочных продуктов, то есть - экология.

- И каковы эти данные по осмотренному вами корейскому предприятию?

- Оно перерабатывает 35 миллионов тонн нефти в год и обеспечивает треть потребностей Южной Кореи в моторных топливах. При этом в Есу вообще нет загазованности! Люди живут в трехстах метрах от завода, в том числе и руководители предприятия. То есть корейцы подобрали именно те процессы, которые обеспечивают наилучшую экономику и экологию. На мой взгляд, это одно из передовых предприятий по переработке нефти в мире.

Добавлю, что мы начали прорабатывать вопрос с выбором технологии не сегодня и не вчера – это требует достаточно длительного времени.

В КРАЯХ, ГДЕ ЗАВОДЫ СТРОЯТ НА «МУСОРЕ»

- Где еще есть подобные установки?

- Например, в США, Канаде, Финляндии. В России ничего подобного нет. А мы хотим, чтобы Татарстан был «впереди планеты всей», правда, не получится – китайцев мы уже никогда не догоним, США – тоже. Если Советский Союз по нефтехимии был на втором месте (после США), то сейчас мы откатились за 20-е позиции. На втором месте – Япония, на третьем была Германия, но сейчас – Китай. И даже крохотная Корея, продвинулась гораздо дальше нас, думаю, сейчас она на шестом месте.

- То есть клочок земли без единого грамма нефти обогнал гиганта с богатейшими нефтяными месторождениями…

- Действительно, своей нефти у корейцев нет. Как, впрочем, и земли под нефтеперерабатывающие заводы. Большая часть территории – горы, завод не построить. Так вот, на предприятиях по мусоропереработке они делают шлак, который продуманно сваливают в море, сверху – камни от срезанной горы, потом опять шлак, и опять камни. И на этой «земле» строят завод. То же самое в Японии. Им землю под НПЗ никто не дает. А у нас и земля есть, и нефть. Чего нам не хватает?! Интеллекта? Воли? В итоге отдаем рабочие места японцам, китайцам, американцам, – кому угодно. Мы свою задачу видим и в том, чтобы исправить эту ситуацию.

ПАТРИОТИЗМ И КАЧЕСТВО ДОРОГ

- Где-то еще в России подобное производство планируется?

- Думаю, как только акцизы на нефтепродукты будут уменьшены, а на нефть – увеличены, все будут делать глубокую переработку.

Кстати, любопытный момент, говорящий о схожести условий Кореи и Татарстана. У корейцев нефть тоже тяжелая – они покупают тяжелую арабскую нефть, с таким же, как у нас, содержанием серы, и гудрон такого же качества.

- Технологии скольких фирм рассматриваются?

- Пяти корпораций.

- Будут ли при переработке гудрона на ТАНЕКО хоть как-то использоваться наработки российских ученых?

- Да, и весьма серьезно. Есть конкретные договоренности. Но о подробностях пока говорить рано.

- Сроки реализации проекта?

- Ориентировочно - 2015-2016 годы.

- Лет пять назад южнокорейская корпорация LG заявлялась в качестве главного оператора по запуску комплекса нефтехимических производств в Нижнекамске. Получается, дальше заявок дело не пошло?

- Да, на этом контакты прекратились.

- Что особенно впечатлило в Корее?

- Люди очень добрые. Ради страны и фирмы, на которой работают, готовы на все, это чувствуется. То есть патриотизм на всех уровнях. И удивительное качество дорог.

Тимур Латыпов