КАЗАНСКИЙ РИТЭЙЛЕР В КРИЗИСНЫЙ ГОД СЕРЬЕЗНО СОКРАТИЛ СВОЙ ШТАТ – ПОЧТИ НА ТРЕТЬ!
Премиальная розничная сеть «Бахетле» на днях опубликовала свои основные экономические показатели, включая кредитную нагрузку и структуру собственников. БИЗНЕС Online предлагает читателям наиболее интересные моменты из отчетности компании. Из нее видно, как сеть боролась с кризисом, какова доля собственной продукции в «гипермаркете домашней еды», какова динамика у нее EBITDA и т.д.
ДРУЖБА С КРЕЗОМ
На сайте ведущего татарстанского ритэйлера «Бахетле» был опубликована ежеквартальная отчетность материнской компании ООО «Бахетле-1» по итогам 1 квартала 2010 года. Несмотря на то, что компания не является публичной, она раскрыла свою финансовую отчетность ввиду того, что является эмитентом рублевых облигаций.
Как следует из отчетности, ООО «Бахетле-1» зарегистрировано в июле 1998 года с уставным капиталом в 8,5 тыс. рублей, который к 2005 году вырос до 3 млн. рублей. На ООО «Бахетле-1» в 2005 году зарегистрирован товарный знак. Видимо, речь идет о ТМ «Бахетле» и срок действия его регистрации истекает 16 января 2014 года.
100% долей компании владеет Муслима Латыпова. Ранее ее дочь Эльвира Харламова владела 50% компаний, но вышла из числа владельцев в 2007 году.
Поручителями ООО «Бахетле-1» по облигационным обязательствам выступают ООО «Бахетле», ООО «Бахетле-3», ООО «Крез и К» и ООО «Бахетле - Агро». Помнится, в начале кризиса СМИ сообщали, что «Бахетле -Агро» было реализовано некому инвестору. Но, похоже, это было не более, чем формальная сделка.
В свою очередь в числе заемщиков «Бахетле-1» фигурируют ООО «Бахетле» (841, 8 млн. рублей) и ООО «Крез и К» (203, 8 млн. рублей).
EBITDA РАСТЕТ, А ВЫРУЧКА ПАДАЕТ
По итогам 2009 года выручка компании составила 4,9 млрд.руб., что на 7,4% меньше аналогичного показателя по 2008 году. Для кризисного и даже во многом катастрофичного года – это терпимо. Интересно, что на получение такого показателя выручки компании прежде всего, возможно, повлияло сокращение продаж продукции собственного производства (14% за год). Отметим, что доля этой продукции в структуре выручки Бахетле-1 неуклонно падает на протяжении трех последних лет с 2007 года. Хотя, отметим, именно благодаря собственной продукции (выпечке, готовым блюдам) и стал широко известен бренд «Бахетле», чей слоган и позиционирование звучат как «Гипермаркет домашней еды».
Согласно данным отчетности, львиная доля выручки обеспечивается за счет продаж продукции других производителей – 62,7% (+7,2% за три последних года).
Положительным моментом является рост величины чистых активов компании. За три года они выросли практически на 100% и на конец 2009 года составили 71,6 млн.руб. Показатель EBITDA компании также имеет положительную динамику (+61% за три года). Таким образом, количество денежных средств, которое компания может потратить на обслуживание своего долга постоянно увеличивается.
ЗАЛОЖНИКИ ЭКСПАНСИИ
Как следует из отчетности, ритэйлер в кризисный год активно боролся с издержками и в частности серьезно сократил свой штат. Так, на конец 2009 года среднесписочная численность сотрудников Бахетле-1 составляла 2,9 тыс. человек против 4 тыс. человек в 2008 году. Минус 28% персонала - это серьезная антикризисная стратегия!
Собственные оборотные средства имеют отрицательные значения за все периоды. Это говорит о том, что компания вынуждена прибегать к привлечению заемного капитала. Весь капитал компании практически на 100% состоит из заемных источников финансирования. Средства необходимы компании для экспансии сети и открытие новых магазинов – как известно, Бахетле ведет активную экспансию, причем не только в Татарстане, но и в Москве.
Также более чем в шесть раз сократилась чистая прибыль. Получение такого результата связано с уменьшением величины полученных компанией процентов в 2,8 раза, а также с ростом величины пеней и штрафов, связанных с неуплатой налогов компании в 1,7 раза.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДОМАШНЕЙ ЕДЫ
В 2009 году крупнейшими кредиторами сети являлись Ак барс банк (выдал 575,5 млн. рублей), Сбербанк (528,9 млн. рублей) и «Банк Москвы» (571,8 млн. рублей). Правда, за 3 месяца 2010 года кредиторская задолженность перед этими банками снизилась на 250 млн. рублей: Ак Барс банк (498,9 млн. рублей), Сбербанк (502, 6 млн. рублей), «Банк Москвы» (417, 9 млн. рублей).
Помимо этих трех крупнейших кредиторов партнерами Бахетле в разное время были «Девон-Кредит», «Кредит Европа Банк», «Зенит», «ЮниКредитБанк», «Энергобанк», банк Казани и Акибанк.
Всего за 1 квартал 2010 года в структуре кредиторской задолженности кредиты, срок наступления платежа которых составляет до одного года составляют 1,114 млрд. рублей, а более года – 1,121 млрд. рублей.
В 2010 году ритэйлеру предстоит выплатить (часть уже должна быть погашена) по обязательствам ООО «Бахетле-1» солидную сумму - 1,1 млрд. рублей.
РАСТИ ЗА СЧЕТ КАЗАНИ
Как указывается в отчете, группа «Бахетле» планирует и далее развиваться магазины формата «премиум». По оценкам ритэйлера, сейчас в столице Татарстана 18 % розничного оборота продуктов питания занимают сезонные рынки и базары, 22-25 % – одиночные продуктовые магазины и только 15 % – крупные розничные продовольственные сети. В компании ожидают, что доля крупных розничных сетей будет прирастать за счет сокращения доли рынков, павильонов и одиночных магазинов и в конце 2009 году должна была достичь 25 % от продовольственного розничного рынка. Поэтому ритэйлер рассматривает татарстанскую столицу как один из главных источников роста.
К тому же в Казани практически нет конкурентов "Бахетле", к которым ритэйлер относит сеть "Седьмой континент - VIP", "Калинка Стокманн", "Глобус Гурмэ", "Алые паруса", развивающиеся в формате VIP, Real, а также ряд независимых супермаркетов.
Алена Матвеева
Арслан Минвалеев
Наименование показателя |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
Выручка от реализации (тыс.руб.), в т.ч. |
3 381 351 |
5 307 893 |
4 913 291 |
доля продукции собственного производства, % |
32,5 |
27,4 |
25,3 |
доля вино-водочных изделий, % |
12,0 |
10,0 |
12,0 |
доля прочей продукции, % |
55,5 |
62,6 |
62,7 |
Краткосрочные кредиты и займы, тыс.руб. |
800 301 |
810 206 |
957 402 |
Долгосрочные кредиты и займы, тыс.руб. |
1 973 362 |
1 803 913 |
1 353 658 |
Собственные оборотные средства, тыс.руб. |
-355 003 |
-343 721 |
-320 878 |
Проценты к уплате, тыс.руб. |
179 765 |
364 848 |
362 512 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
24 404 |
30 936 |
4 764 |
Коэффициент концентрации заемного капитала |
0,99 |
0,98 |
0,98 |
Среднесписочная численность, чел. |
1756 |
4 032 |
2 907 |
EBITDA, тыс.руб. |
264 770 |
397 266 |
426 365 |
Чистые активы, тыс.руб. |
35 937 |
66 873 |
71 637 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.