Чтобы выбраться из убытков, КАМАЗу нужно производить минимум 36 тысяч автомобилей, заявил накануне на пресс-конференции по итогам собрания акционеров Сергей Когогин. При этом пока что в планах на 2016 год только 32 тысячи машин. О том, сколько социальных пособий для работников ждет автогигант в этом году, молчаливом Сергее Чемезове и засекреченным выборах совета директоров, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Я РАССЧИТЫВАЛ, ЧТО В ИЮНЕ ПЕРЕВОД АКЦИЙ ЗАВЕРШИТСЯ...»
Процесс деофшоризации 23,54% акций КАМАЗа, которые сегодня держит кипрская компания с российскими бенефициарами Avtoinvest Limited, может завершиться в июле. Об этом на пресс-конференции с участием президента РТ Рустама Минниханова накануне в рамках годового собрания акционеров ПАО «КАМАЗ» сообщил «БИЗНЕС Online» гендиректор компании Сергей Когогин.
«Все запущено, — подтвердил Когогин. — У нас основная тема перевода этих акций в российскую юрисдикцию связана только с одним — любое движение акций должно идти с одобрения всех участников соглашения — это «Ростех», Avtoinvest и Daimler. Со стороны Daimler возражений нет, но юридические процедуры требуют длительного времени. Я рассчитывал, что в июне это завершится, но сейчас может быть в июле».
Напомним, сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), кипрская Avtoinvest Limited (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%). Для перевода акций Avtoinvest Limited в Россию учредителями компании было основано отечественное ООО «Автоинвест», которое и станет правопреемником офшора. 30% капитала «Автоинвеста» принадлежат Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед», который принадлежит президенту «Ви холдинга» Виталию Мащицкому, и еще 20 % — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов, бенефициаром которого является видный член консорциума акционеров КАМАЗа Рубен Варданян. Таким образом, после передачи этого пакета акций ООО «Автоинвест» 11,77% акций КАМАЗа будет контролировать Мащицкий, 7,062% — Когогин и 4,708% — Варданян.
Согласно годовому отчету КАМАЗа, предоставленному акционерам, к концу 2015 года акции автогиганта стоили на 37% больше, чем на конец 2014-го. В конце года, а именно 26 декабря, их стоимость достигла годового максимума в 46,65 рубля, минимум был зафиксирован 5 января — 26,15 рубля. О том, что в этом году акционеры снова не получат дивидендов, было известно и раньше — с момента публикации бухгалтерской отчетности за прошлый год. Не получит вознаграждений и совет директоров — прибыль не распределяется из-за отсутствия таковой. Напомним, по итогам 2015 года компания понесла чистый убыток в размере 2,4 млрд. рублей по МСФО (по итогам 2014 года КАМАЗ заработал 211 млн. рублей). Также автогигант отчитался о выручке в 97,5 млрд. рублей, что на 12% меньше, чем в 2014 году (110,6 млрд. рублей). Убыток КАМАЗа по РСБУ составил 4,2 млрд. рублей при выручке 86,7 миллиарда. По отчету компании, на формирование убытка повлияли в первую очередь рост цен на металлы (занимают 14% в структуре потребления ключевых ресурсов) и на импортные комплектующие (23%). При этом российский рынок грузовиков за год упал на 45%.
«ВЫХОД НА БЕЗУБЫТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ НЕ ГАРАНТИРОВАН»
Финансовые показатели на пресс-конференции Когогин оценил позитивно. «Свое положение на рынке России мы упрочили, по итогам 6 месяцев показали рост [доли на] 37 процентов — это хорошее достижение, — заявил гендиректор. — Борьба с затратами не может быть бесконечной. Мы сокращаем затраты уже несколько лет, сейчас, как правило, серьезные шаги по сокращению требуют финансирования. У нас большой инвестиционный бюджет, не так просто все это. Выход в этом году на 32 тысячи производства и продаж автомобилей — это еще не гарантированно безубыточный уровень. По оценке наших экономистов, нужно производить минимум 36 тысяч автомобилей — это та цель, которую мы перед собой ставим».
В утешение Когогин сообщил о незапланированном росте продаж тягачей 5490. «Дважды в этом году мы пересматривали бизнес-план в сторону увеличения именно по этой модели. В прошлую неделю директор Торгово-финансовой компании доложил, что ему осталось законтрактовать 54 автомобиля производства декабря месяца. Контракт — это не подпись, это выплата аванса. Такова ситуация по нашему новому модельному ряду. Мы проделали большую работу, и сегодня клиент отвечает тем, что он готов платить. Перевозчики Набережных Челнов за первые четыре месяца уже имели 600 автомобилей. Следующий этап — это самосвалы. У нас задача в июле получить сертификат на них».
Минниханов напомнил на собрании, что в этом году КАМАЗ снова может рассчитывать на финансирование временной занятости персонала по программе минтруда РФ, по которой год назад он получил 89% региональных средств, отпущенных на софинансирование программы.
«Основная часть нагрузки — это, конечно, федеральная часть, но и республика участвует, — уточнил Минниханов для „БИЗНЕС Online“ . — Это нужно было защитить, деньги не просто так раздавали. В прошлом году те параметры, которые были заложены, мы выполнили. В этом году программа значительно меньше, но тем не менее нам нужно еще время, чтобы рынок стабилизировался. Где-то на 90 с лишним процентов при формировании нашей заявки доказательной базой была поддержка КАМАЗа». Как мы писали ранее, в этом году субсидии по программе минтруда России будут предоставлены 11 регионам, наибольший объем средств — 299,4 млн. рублей — достанется Татарстану. Судя по объему софинансирования, почти все эти средства заберет автогигант.
Почему-то очень осторожно на собрании был затронут вопрос состава совета директоров ПАО «КАМАЗ» на ближайший год. На собрании председателем СД Сергеем Чемезовым, который на этот раз, заметим, практически не высказывался публично, было предложено избрать СД корпорации на ближайший год в прежнем количестве членов, однако акционеры были предупреждены об особом порядке голосования, при котором предлагаемый состав совета оглашен не был. Когогин в рамках пресс-конференции заявил «БИЗНЕС Online», что состав СД, который будет утвержден по итогам голосования, ему неизвестен.
«У нас в совет директоров по положению входят 11 членов, в этой части положение не менялось. Что касается состава, он станет известен после подсчетов результатов голосования. Я голосовал за состав совета директоров тем пакетом, который мне принадлежит, только и всего», — уклончиво ответил Когогин.
Напомним, ранее СМИ писали, что в СД КАМАЗа могут войти первый зампредседателя Внешэкономбанка Андрей Сапелин, советник ректора Московской школы управления «Сколково» Гор Нахапетян и руководитель правового управления компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Ваган Баблоян. В случае утверждения их кандидатур акционерами соответствующему количеству членов совета придется покинуть состав. В настоящее время в совет входят кроме Чемезова и Когогина Михаил Бройтман, Рубен Варданян, Александр Васильев, Владимир Дмитриев, Игорь Завьялов, Сергей Скворцов, Ильдар Халиков, Вольфрам Шмид, Геральд Янк. Предполагается, что СД КАМАЗа может покинуть Дмитриев — бывший председатель ВЭБа, отправленный в отставку в феврале текущего года, поскольку у Внешэкономбанка есть кандидатура на смену — это Сапелин. Итоги голосования станут известны спустя четыре рабочих дня с закрытия собрания, то есть 30 июня.
Финансовые показатели по данным о регистрации автотехники
ДЛЯ УЧАСТИЯ В «ДАКАРЕ-2017» КАМАЗУ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ 3 МЛН. ЕВРО
Отдельного внимания заслужила тема участия команды «КАМАЗ-Мастер» в «Дакаре-2017». Напомним, руководитель команды Владимир Чагин заявил о возможном выходе команды из гонки, поскольку в этом году один из основных спонсоров команды — Внешэкономбанк — не смог принять участия в финансировании подготовки к соревнованиям. Когогин в ответе на вопрос о перспективах команды отослал журналистов к своему «исчерпывающему комментарию, данному на питерском форуме». Тогда он заявил, что поиски нового спонсора ведутся с участием правительства России и что главная проблема команды — не в «Дакаре-2017», а в следующей гонке 2018 года, под которую организаторы изменили регламент. По новым требованиям через два года в гонке смогут участвовать только грузовики с 13-литровым двигателем, что отсекает от участия исключительно машины «КАМАЗ-Мастера», разработанные под текущие, причем тоже весьма свежие, требования с ограничением объема двигателя 16 литров. Что же касается 2017 года, «БИЗНЕС Online» писал по данным своих источников, что на замену ВЭБу может прийти Сбербанк, о чем банк уже получил поручение, но пока не отреагировал.
Динамика котировок акций КАМАЗа в 2015 году
«С моей точки зрения, чего-то сверхъестественного с командой не происходит, — добавил Когогин к сказанному ранее. — Основная проблема возникла из-за того, что второй учредитель некоммерческого партнерства „КАМАЗ-Мастер“ — Внешэкономбанк — по определенным причинам не может выполнять своих финансовых обязательств. Все остальные спонсоры даже увеличили свое участие. Например, Внешторгбанк на 30 процентов поднял стоимость своего участия. Основные финансовые проблемы в том, что каждая гонка стоит серьезных денег. Мы привыкли жить спокойно и хорошо — мы участвовали в гонках „Африка-рейс“, „Дакар“, участвовали во всех этапах чемпионата России, активно вели тренировки в Казахстане. Сейчас мы будем вынуждены пересматривать бюджет и количество участников гонки».
Касательно замены ВЭБа на Сбербанк Когогин заявил «БИЗНЕС Online», что вместе с президентом РТ они предприняли ряд шагов по замещению спонсора, но пока четких выводов нет.
«Вопрос решается на федеральном уровне, — продолжил Минниханов. — Соответствующее обращение есть, а когда будет решение, мы озвучим, кто будет титульным спонсором. Основной, конечно, КАМАЗ, но один он не справится. Есть положительные поручения президента страны и Дмитрия Анатольевича. Но они же технические требования меняют. КАМАЗ победил — вылезли новые требования. Они требуют совершенно других инвестиций, времени».
«Только что прошли путь тяжелейший по созданию спортивного мотора с Liebherr, — добавил Когогин. — Мотор получился. Представьте себе, затраты на создание спортивного мотора — от 5 до 6 миллионов евро. Это уже проблема».
Для участия в ближайших же соревнованиях, по словам Когогина, КАМАЗу нужно еще четыре новых автомобиля — это еще около 3 млн. евро. На сегодня готова только одна машина.
Информация об облигациях, находящихся в обращении на конец 2015 года
ПРОДАЖИ В РОССИИ ПАДАЮТ, ЭКСПОРТ РАСТЕТ
Возвращаясь к озвученным на собрании показателям, напомним, что в 2015 году КАМАЗом было реализовано 29,7 тыс. грузовиков, из них свыше 23 тыс. — на российском рынке, свыше 6,5 тыс. — на экспортном. Отметим, что в 2015 году КАМАЗ, способный выпускать 71 тыс. грузовиков в год, смог загрузить свои мощности на 39,8%. Продажи упали с 38,7 тыс. в 2014 году — они падают ежегодно с 2012 года, когда этот показатель равнялся 45,5 тыс. автомобилей. В целом за год на российском рынке продажи «КАМАЗов» упали на 29%, на экспортных — выросли на 8,2%. Постепенно растут и продажи автобусов — с 535 штук в 2014 году до 727 (+35,9%). Прицепов и полуприцепов продано меньше на 21,9% — 3,1 тыс. штук против почти 4 тыс. в 2014 году. Реализовано запасных частей по договорам комиссии на сумму 8,45 млрд. рублей, по договорам поставки — на сумму 3,48 млрд. рублей. Размер инвестиций за 2015 год составил без малого 6 млрд. рублей.
Рынок тяжелых грузовиков (полной массой свыше 14 т) снизился за год на 45% — на КАМАЗе это объясняют снижением объемов строительства, транспортных услуг, обрабатывающей промышленности, инвестиций в основной капитал и спроса на инвестиционные товары. Рынок грузовиков полной массой от 8 до 14 т снизился на 13%, причины те же.
Прогноз на текущий год выглядит привлекательнее. КАМАЗ рассчитывает продать в России 25 тыс. грузовиков, еще 7 тыс. отправить на экспорт и выручить с учетом реализации автобусов, прицепов, запчастей и прочего 112,1 млрд. рублей. EBITDA по прогнозу должна составить 5,72 млрд. рублей. В годовом отчете КАМАЗ заявляет и символическую прибыль в размере 51 млн. рублей, хотя на пресс-конференции Когогин сказал, что 32 тыс. автомобилей недостаточно для выхода на рентабельность.
К 2020 году, по актуальной версии стратегии, выручка КАМАЗа достигнет 230 - 270 млрд. рублей по МСФО с долей экспортных продаж на уровне 20 - 30%, для чего придется вложить в производство еще 60 - 80 млрд. рублей. Свою актуальную долю на российском рынке тяжелых грузовиков КАМАЗ оценивает в 51%. В сегменте магистральных тягачей доля увеличилась с 4% до 16% за год, и на данный момент завершена технологическая подготовка производства для выпуска автомобилей семейства 5490. Стартовал также серийный выпуск двух новых моделей грузовиков, созданных в сотрудничестве с Daimler AG, — седельного тягача «КАМАЗ-65206» и бортового магистрального автомобиля «КАМАЗ-65207».
Среди достижений прошлого года авторы отчета также отмечают разработку электробусов совместно с российской инжиниринговой компанией Drive Electro. Электробусы прошли испытания и готовы к запланированной в этом году тестовой эксплуатации в Москве и в Иннополисе. Тестируется беспилотник, разработанный вместе с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologie. В рамках госпрограммы AutoNet на сегодня реализованы несколько режимов движения беспилотника: дистанционное управление, движение по заданному маршруту с помощью навигатора, автоматическое движение по известному маршруту и за ведущим автомобилем.
КАДРЫ СОКРАТИЛИСЬ НА 6%, ЗАРПЛАТА — НА 3,6%
Доля экспорта «КАМАЗов» составила по итогам года 22%. Основные направления — это Казахстан, Туркменистан, Вьетнам, ОАЭ, Литва. На долю стран СНГ пришлось 74,6% от общего объема экспорта. В настоящее время географию продаж КАМАЗ расширяет за счет Африки (Ангола, Египет, Южная Африка), Азии, Латинской Америки (Перу).
Между тем в апрельском интервью Когогин сообщал о заморозке работ на одном из крупнейших рынков — в Индии, хотя, согласно отчету, «КАМАЗ Моторз Лимитед» по-прежнему ведет технологическую подготовку сборочного производства. Вероятно, речь идет уже не об СП, а о сборке по контракту — о таких перспективах во втором полугодии Когогин тоже упоминал. Новой стратегической целью станет Китай — на этот рынок КАМАЗ рассчитывает выйти в ближайшие годы.
Девальвация рубля помогает КАМАЗу укреплять свои позиции на рынках дальнего зарубежья, в первую очередь в сравнении с китайским автопромом. Особенно порадовал камазовцев в прошлом году Вьетнам, где было продано 743 автомобиля, а доля камазовского экспорта выросла с 2,3% до 11,3%. На продажи в странах СНГ девальвация не повлияла, так как их национальные валюты тоже подешевели. В целом экспорт на рынки дальнего зарубежья вырос на 44,9%. В качестве негативных факторов, влияющих на экспортные рынки, указываются снижение цен на энергоносители, из-за чего уменьшились и бюджетные расходы стран, зависимых от экспорта нефти и газа; девальвация в странах СНГ; нестабильность на Ближнем Востоке из-за военного конфликта в Сирии; замедление экономического роста Китая, что влияет на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки; политические проблемы в Афганистане, влияющие на всю Среднюю Азию.
Добавим также, что за прошлый год численность персонала автогиганта сократилась на 6% до 36,7 тыс. человек. Снизилась и средняя зарплата — к концу года на предприятиях группы она составила 28,6 тыс. рублей, что на 3,6% ниже уровня 2014 года. За 2015 год количество нерабочих дней и простоев по подсчетам авторов отчета составило ровно два месяца — 60 дней. Расходы на оплату труда таким образом сократились на 9,4% до 12,6 млрд. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.