Проблема миграции организаций давно находится в зоне особого  внимания  Управления ФНС  по Республике Татарстан. Она не  носит локального характера  и имеет место и в других субъектах Российской Федерации. Связана она, как правило, с теми намерениями, которые имеют налогоплательщики  и уровня контроля  налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Мониторинг межсубъектной миграции организаций показал, что в этом году в Республику  Татарстан  пришли 588 организаций, а покинули территорию – 1829. Вместе с тем, количество вновь регистрирующихся организаций и индивидуальных предпринимателей возрастает с каждым годом.

Справочно. По состоянию на 1 января  2010 года  на учете в налоговых органах  республики состояло 96 тысяч юридических лиц и                      115 тысяч  индивидуальных предпринимателей. За 2009 год прирост организаций – 7 процентов (+6,3 тысячи), индивидуальных предпринимателей -   15 процентов (+14,9 тысяч). 

За 9 месяцев 2010 года вновь зарегистрировано 8 тысяч организаций и 28 тысяч предпринимателей.

Попробуем разобраться в чем причина  миграции отдельных организаций?

Как показало исследование вопроса в большинстве это связано с тем, что организации с  помощью смены адреса пытаются уйти от уплаты налогов и имеющейся задолженности, а также планируемых налоговых проверок.

Пятнадцать процентов пришедших  в республику юридических лиц имеют признак «транзита», т.е. состояли на учете в налоговом органе по предыдущему месту нахождения менее одного года.

Действующее законодательство максимально  упростило процедуру государственной регистрации и внесения изменений в учредительные документы, в том числе при смене места нахождения. Это повлекло  за собой возможность создания номинальных юридических лиц. Указанные организации регистрируются по фальсифицированным  документам, утерянным паспортам, фиктивным договорам аренды, по адресам, так называемых, адресами массовой регистрации и  используются  в схемах по уклонению от уплаты налогов.

Все адреса массовой регистрации известны налоговым органам (их в республике 708,  по которым в настоящее время зарегистрировано 16,5 тысяч юридических лиц). Конечно, нельзя сразу сказать, что все эти организации являются «проблемными» фирмами, для констатации этого необходимо проведение целого комплекса контрольных мероприятий с использованием прав, предоставленных налоговым органам положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная работа начинается на этапе государственной регистрации в виде мероприятий по проверке подлинности подписей и печатей нотариусов, которые удостоверяют на заявлениях подписи заявителей; паспортных данных физических лиц, выступающих в качестве  учредителей и директоров регистрируемых организаций, по базе данных недействительных паспортов; достоверности сведений, касающихся адреса места нахождения организации, указанного в заявлении о регистрации.

За 9 месяцев текущего года выявлено 120 фактов использования сведений недействительных (утерянных) паспортов физических лиц, 17 случаев подделки подписей и печатей нотариусов, 218 случаев указания недостоверных сведений об адресе организации. Во всех случаях отказано в государственной регистрации и 159 материалов по фактам подделки документов направлены в органы МВД,15 должностных лиц  дисквалифицировано по статье 14.25 КоАП РФ.

 Способствует регистрации организаций используемых  в схемах уклонения от уплаты налогов, а в дальнейшем и миграции организаций и низкая правовая культура граждан. Как правило, «проблемные» фирмы регистрируются с использованием чужих паспортных данных. За небольшую плату пенсионеры, безработные и студенты дают воспользоваться своими документами. О возможных последствиях при этом не задумываются. Настоящие владельцы фирм остаются "в тени".  

Хотелось бы обратить внимание, что для некоторых граждан миграция неблагонадежных налогоплательщиков является доходным бизнесом. Нередко прослеживается уход организаций на одни и те же адреса, с одними и теми же руководителями и участниками. При этом налоговые органы сталкиваются и со случаями, когда целенаправленно приобретаются нежилые помещения для регистрации по этим адресам фирм из других регионов.

Как уже было сказано выше, в течение девяти месяцев                  2010 года снялись с учета в связи с изменением места нахождения в другие субъекты Российской Федерации - 1 829 организаций. При этом причинами миграции части организаций явилось проведение в их отношении контрольных мероприятий.

В  отношении   67 налогоплательщиков, мигрировавших с территории Республики Татарстан в этом году, о которых говорилось в докладе руководителя налоговой службы Сафиуллина М.А.  на совместном совещании финансовых и налоговых органов,  это связано с завершением контрольных мероприятий. Общая   задолженность   по  результатам этих налоговых проверок  – около 800,0 млн.рублей.

Справочно.По результатам контрольной работы за 9 месяцев 2010г. доначислено    6,4 млрд.рублей, взыскано –  3,8 млрд.рублей  или 60 процентов от доначисленных сумм.  Охвачено выездными налоговыми проверками      было  878 налогоплательщиков или 0,4 процента от стоящих на учете.

Тот факт, что  в большинстве случаев подобного рода организации  не обжалуют решения налоговых органов ни  в досудебном, ни в судебном порядке, говорит о том, что  налоговые органы проводят  мероприятия налогового контроля  строго в рамках Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия камерального контроля на основе бухгалтерской отчетности и представленных налоговых деклараций проводятся постоянно. Для выездных налоговых проверок организации отбираются на основе углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности исходя из Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных  ФНС России (налоговая нагрузка ниже  среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли, значительные суммы налоговых вычетов, неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения  и др.)

То, что у данных 67 налогоплательщиков не было  намерения прозрачно вести свою деятельность,  следует из следующего факта -  на сегодняшний день почти половина из них продолжили дальнейшую миграцию.

Что касается величины мигрировавшего бизнеса и его значения для экономики республики, то надо сказать, что сумма налогов, заявленная самостоятельно этими организациями составляет от 0 до 6% от суммы неуплаченных налогов, доначисленных налоговыми органами.

Выездные налоговые проверки в отношении 10 указанных организаций проводились  с  участием органов внутренних дел.  Доначислено налогов и сборов в сумме 222   млн.рублей. 

Несовершенство законодательства  в части государственной регистрации  пока оставляет недобропорядочным плательщикам лазейку для уклонения от уплаты налогов в форме миграции в другие регионы. Налоговые органы республики всеми законными методами противодействуют такой миграции фирм. Информация о неблагонадежных фирмах размещается в открытом доступе - на сайтах налогового ведомства. На сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru публикуются сведения о дисквалифицированных лицах, об адресах "массовой регистрации" фирм. Зная ИНН или ОГРН организации, можно проверить, совпадает ли фактическое место ее нахождения со сведениями, заявленными при государственной регистрации, не собирается ли фирма ликвидироваться.

Кроме того, налоговые органы республики вышли с предложениями в Комитет Государственного совета по бюджету, налогам и финансам Республики Татарстан, прежде всего, в части внесения изменений в  Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

Среди  предложений налоговых органов - разрешение налоговому органу приостанавливать государственную регистрацию, в случае если в отношении юридического лица, представлены документы на смену адреса  в ходе выездной налоговой проверки, наличии производства по делу об административном или налоговом правонарушении, или  при неисполнении обязанности по уплате доначисленных  платежей.

Часть предложений нашла отражение в проекте федерального закона № 164018-5, который в настоящее время готовится к рассмотрению в Государственной Думе Российской Федерации, которое запланировано 16 ноября 2010 года.