КАК РОССИЙСКИЙ ПРЕМЬЕР ЗАГОВОРИЛ ГОЛОСОМ ТАТАРСТАНА С ЛЕГКОЙ РУКИ РАФАЭЛЯ ХАКИМОВА

Сегодня скончался Виктор Черномырдин - одна из ярчайших фигур российской политики и экономики 90-х годов, да и нынешнего десятилетия тоже. Тяжеловес, опытнейший «царедворец», он рубил с плеча – и от его высказываний вздрагивали московский Кремль и российский Белый дом. Зато на Виктора Степановича молились журналисты, радостно вытаскивая его перлы в заголовки своих материалов. Татарстану Черномырдин был самым верным другом еще с далеких 80-х. О взаимоотношениях Татарстана и Черномырдина газете «БИЗНЕС Online» рассказали известные татарстанцы.

ДРУГ ТАТАРСТАНА

Экс-премьер России, советник президента РФ и специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами–участниками СНГ Виктор Черномырдин скончался сегодня у себя дома в четыре утра по московскому времени от удушья. Последнюю неделю он официально находился на больничном.

У Виктора Степановича издавна сложились особые отношения с Татарстаном. Еще с тех давних времен, когда он, молодой и активный зам. генерального Оренбургского газоперерабатывающего познакомился с таким же молодым и активным управляющим трестом «Востокмонтажгаз» Мухамматом Сабировым. Они подружились, и оказалось, что это на всю жизнь. А когда в 90-х оба стали премьерами (Черномырдин – в России, Сабиров – в Татарстане), эта дружба, в том числе, помогла цивилизованно разбираться с острейшими противоречиями между рвущейся к самостоятельности республикой и встающей с колен Российской Федерацией.

Черномырдин сыграл одну из ключевых ролей в подписании в Москве 15 февраля 1994 года договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». С российской стороны этот договор подписали президент Борис Ельцин и глава правительства  Черномырдин, с татарстанской — президент РТ Минтимер Шаймиев и премьер-министр РТ Сабиров. К договору были подписаны не менее – если не более! – важные для республики 12 межправительственных соглашений. В результате Татарстан получил (можно сказать, вырвал) право участвовать в международных отношениях, самостоятельно вести свои внешнеэкономические дела, распоряжаться своими природными ресурсами…

 Черномырдин крепко подружился и с первым президентом РТ  Шаймиевым. Все эти годы Виктор Степанович бывал в Татарстане постоянно, приезжал практически на все значимые для республики события: непременно – на инаугурацию президента РТ, обязательно – на празднование 1000-летия Казани, с удовольствием – на открытие важных для РТ объектов…

В последний раз Черномырдин был в Татарстане в марте 2009-го (тогда еще в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла России в Украине) и принял участие вместе с Шаймиевым в торжественной церемонии открытия многофункционального культурно-спортивного комплекса на базе отдыха «Газовик» в пос. Пустые Моркваши Верхнеуслонского района.

Газете «БИЗНЕС Online» о Черномырдине и его крепких дружеских связях с Татарстаном рассказали представители деловой элиты республики.

ОН БЫЛ МАСШТАБНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Мухаммат Сабиров – экс-премьер-министр Татарстана (1989 – 1995гг.):

- Мы с Виктором Степановичем впервые познакомились очень давно, когда я был – с 1968 по 1981 годы управляющим трестом «Востокмонтажгаз». А Черномырдин тогда работал заместителем гендиректора по строительству Оренбургского газоперерабатывающего завода, того самого, к которому наш трест подводил от скважин газ для переработки. Во многом благодаря Черномырдину мы протянули из Оренбурга на Оргсинтез – а это сколько сотен километров – метанопровод. То есть оренбургский газ стал работать и в пользу Татарстана…

Именно Черномырдин сильно поспособствовал – хотя сегодня многие себе эти лавры присваивают – заключению договора о разграничении предметов ведения между органами госвласти России и Татарстана. Президентом страны тогда был Борис Ельцин, а премьером – Черномырдин. Договор и все 12 межправительственных соглашений к нему мы подписали в феврале 1994 года в большой степени благодаря Виктору Степановичу. Это очень важные, исторические документы. Такие было разработаны впервые в России, и, если бы ни Черномырдин, мы не смогли бы их подписать. Никто из других субъектов России не смог больше подписать такого уровня документы – ни до нас, ни после нас, хотя пытались очень многие. С моей точки зрения, самое важное – то, что мы подписали эти 12 межправительственных соглашений по основным направлениям экономической деятельности Татарстана. Мы, скажем, впервые определили взаимоотношения по налогам – раньше знали только, сколько платим, но не знали, куда идут эти налоги. А после подписания договора и соглашений отрегулировали и этот вопрос, и многие другие. Все это дало возможность республике пережить тяжелые 90-е годы.

Очень важным я считаю еще один момент, связанный с национальным движением. Его участники в начале 90-х настаивали на том, что надо отделиться от России. Но этого нельзя было делать! Помню, я тогда часто ходил на эти митинги, слушал эти лозунги – «Азатлык, азатлык!», выступал и разъяснял, что если Татарстан отделится от России, он экономически превратится в нищую республику. Наше богатство – нефть и попутный газ, но мы их никуда не сможем поставлять, потому что республика находится в центре России. Договор и межправительственные соглашения, с которыми нам здорово помог Виктор Степанович, позволили смягчить ситуацию, пойти цивилизованным путем. А не таким, когда – вперед за независимость, ура, шашки наголо! Это принесло бы большое несчастье людям…

Много полезного сделал для Татарстана Виктор Степанович и, так сказать, в неофициальном порядке, о чем мы не очень распространялись. Например, сильно помогал, когда надо было решать множество проблем, связанных с Елабугой (кстати, он принимал участие в выпуске здесь первого автомобиля «Шевроле-Блейзер» - ред.). Да и вообще помогал по всем направлениям развития Татарстана. Пригласил меня принять участие в визите в Америку, где мы встречались с вице-президентом США, господином Альбертом Гором, со многими американскими бизнесменами. Мы тогда даже заключили с американцами торговое соглашение.  

Черномырдин был не только высоким профессионалом, очень сильным руководителем, масштабной личностью, но еще и прекрасным человеком – Человеком с большой буквы. Он, в отличие от многих крупных чиновников, не пользовался в личных целях теми благами, к которым имел прямой доступ. Это скромный, великолепный человек.

Личные взаимоотношения у нас складывались самые дружеские, мы дружили семьями. Мы очень сочувствовали, когда в прошлом году у Виктора Степановича тяжело заболела жена, знаем, как бережно он за ней ухаживал, как переживал, когда она скончалась 12 марта нынешнего года…

Я собирался 15 ноября на неделю выехать в Москву, планировал обязательно встретится с Виктором Степановичем. Но не получилось. Вместо этого сегодня с горечью отправил соболезнование в связи с его кончиной…

ЧЕРНОМЫРДИН ЗАГОВОРИЛ ГОЛОСОМ ТАТАРСТАНА

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ:

- Виктор Степанович Черномырдин был очень прагматичным человеком. И у него не было политических предубеждений. В отличие от многих, он умел понимать, что твой партнер – тоже человек здравомыслящий, мнение которого стоит выслушать, пусть ты с ним и не согласен.

Черномырдин, конечно, прекрасно понимал интересы России, но и прекрасно понимал, что интересы Татарстана вовсе не противоречат интересам России. Такой прагматичный подход с его стороны помог довольно эффективно работать конкретным федеральным и республиканским министерствам, которые находили общий язык и, можно сказать, даже подружились, когда вырабатывали межправительственные соглашения. Ну президент Шаймиев и Черномырдин вообще стали друзьями.

Что касается договора между Казанью и Москвой о разграничении предметов ведения и полномочий, он шел тяжело больше по политическим, чем по экономическим вопросам – по ним начали договариваться еще при премьере России Егоре Гайдаре. Прежде всего, по простым экономическим вопросам, потом по межправительственным соглашениям. Тактика была такая – как Ельцин выразился, начнем с простого и будем переходить к самому сложному, к вопросу статуса.

Черномырдин не был человеком политизированным, поэтому экономически по договору довольно быстро находили общий язык. Это и сыграло большую роль в успешном подписании договора 15 февраля 1994 года. Там ведь вообще работала очень большая команда. Это было незаметно – ведь пресса писала о том, как встречаются Шаймиев с Ельциным. Но такие встречи были редкими и сначала тщательно готовились, тем более на экономическом уровне, межправительственном…

Конечно, при подготовке договора я от экономических вопросов был далек, работал в чисто политическом плане. Правда, бывал на заседаниях некоторых экономических комиссий, но сугубо для того, чтобы была стыковка с политикой.

Был интересный случай, когда я написал для Черномырдина речь – это когда он приехал в Казань поздравлять республику с пятилетием суверенитета. А чуть раньше я был в Москве, по другим вопросам зашел в федеральное министерство по делам национальностей, к министру Михайлову Вячеславу Александровичу. Они там готовились к этому пятилетнему юбилею суверенитета Татарстана, поэтому министр сразу заявил: сейчас с тобой некогда разбираться, иди в заднюю комнату, садись там и пиши речь Черномырдина к юбилею, только про суверенитет там ничего не пиши, это я сам добавлю. С этой речью жуткая спешка была, отправляли по факсу рукописные листы, вынимая их прямо у меня из-под рук… А поскольку спешка и, я считал, все равно потом будут править, я писал, как сам думаю, как сам умею, своим стилем. Обычно Шаймиеву я писал выступления в его стиле, Ельцину тоже, бывало, писал речь – и тоже в его стиле. А здесь не успел. И что получилось? В результате они там, в Москве, из того, что я написал, ничего не исправили. А что по суверенитету написал Михайлов, вообще исключили. И наши республиканские журналисты после выступления Черномырдина в Казани на юбилее  написали, что он заговорил голосом Татарстана…

Елена Чернобровкина

 

Справка

Черномырдин Виктор Степанович родился 9 апреля 1938 года в селе Чёрный Отрог Гавриловского района Чкаловской области

Родители – Степан Маркович и Марфа Петровна Черномырдины. Отец работал шофёром. В семье было пятеро детей.

После окончания в 1957 году орского технического училища №1  Черномырдин начал свою трудовую деятельность на орском нефтеперерабатывающем заводе им. Чкалова слесарем, машинистом компрессоров и насосов.

Отслужив в армии в 1957 - 1960 годах, вернулся на тот же завод, где работал машинистом и оператором, а затем и начальником технологической установки.

В 1962 году поступил в Куйбышевский политехнический институт, который окончил в 1966 году, получив диплом инженера-технолога.

По окончании института начал делать партийную карьеру и с 1967 по 1973 годы работал в Орском городском комитете КПСС инструктором, заместителем заведующего, заведующим отделом.

В 1968-1972 годах учился во Всесоюзном заочном политехническом институте, по окончании которого получил диплом инженера-экономиста.

В 1973 - 1978 возглавлял Оренбургский газоперерабатывающий завод, затем вернулся в органы КПСС (инструктор отдела тяжёлой промышленности ЦК).

В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Углублённая переработка сероводородного газа с применением новых компонентов».

С 1982 года – зам. министра газовой промышленности СССР. В 1983 году назначен заместителем министра – начальником всесоюзного промышленного объединения «Тюменгазпром».

В 1985 - 1989 – министр газовой промышленности СССР.

В 1989 – 1992 –председатель правления государственного газового концерна «Газпром».

30 мая 1992 года назначен заместителем председателя правительства России по топливно-энергетическому комплексу.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1984 - 1989) и депутатом Верховного Совета РСФСР (1985 – 1990).

В 1980-х годах состоялось знакомство Черномырдина с Борисом Ельциным, в то время первым секретарём Свердловского обкома КПСС.

14 декабря 1992 года на VII съезде народных депутатов России президент Ельцин, встретив неприятие большинством депутатов Егора Гайдара, поставил на рейтинговое голосование 5 из 18 кандидатур предложенных депутатскими фракциями на пост председателя совета министров, который был вакантен после отставки Ивана Силаева в сентябре 1991 года. Предложенная кандидатура Виктора Черномырдина была утверждена Верховным Советом России. Указом президента РФ от 14 декабря 1992 года № 1567 Черномырдин назначен председателем совета министров - правительства России.

С 14 декабря 1992 года по 26 мая 1998 года — постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации.

В мае 1995 был избран председателем всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия», которое набрало 10,1 % на выборах в Государственную думу в декабре 1995 года и сформировало в ней свою фракцию.

После победы в июле 1996 на президентских выборах Ельцина и вступления его в должность, правительство РФ 9 августа 1996, в соответствии с Конституцией, подало в отставку. Кандидатура Черномырдина была вновь внесена Ельциным на пост главы правительства и одобрена Думой 10 августа 1996 года.

После образования совета обороны РФ 25 июля 1996 года и до его упразднения 3 марта 1998 года на председателя правительства РФ Черномырдина были возложены обязанности заместителя председателя.

19 сентября 1996 года Ельцин подписал указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей президента Российской Федерации», передававший на время хирургической операции на сердце у Ельцина все президентские полномочия в полном объёме Черномырдину – после дополнительного указа, в котором будет сказано, с какого дня и часа Черномырдин станет по совместительству временно и. о. президента РФ. Во время операции на сердце Ельцина Черномырдин исполнял в соответствии с его указом обязанности президента РФ с 7.00 5 ноября до 6.00 6 ноября 1996 года.

23 марта 1998 года  Ельцин своим указом отправил в отставку правительство и возложил исполнение обязанностей председателя на Сергея Кириенко.

C 24 августа 1998 Черномырдин повторно исполнял обязанности председателя правительства, но дважды не был утверждён Госдумой, и на третий раз Ельцин внёс в неё кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого закончилось кратковременное возвращение Черномырдина к власти.

14 апреля 1999 года был назначен специальным представителем президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Союзной Республики Югославии. Освобождён от этой должности «в связи с выполнением возложенных на него задач» 7 октября 1999 года.

В 1999 году за миротворческие усилия на Балканах и деятельность в сфере внешней политики был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

В 2003 году вышла в свет книга Черномырдина «Вызов», в которой изложена точка зрения автора на события кризиса на Балканах.

В 1995 - 2000 годах – лидер движения «Наш дом — Россия».

В 1999 - 2001 годах был депутатом Госдумы России от Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 1999-2000 годах – председатель совета директоров ОАО «Газпром».

Имел воинское звание полковника запаса.

Черномырдин – потомственный казак, являлся полковником Оренбургского казачьего войска и генералом Запорожского казачьего войска. Почётный гражданин города Будённовска.

С 21 мая 2001 года по 11 июня 2009 года Черномырдин занимал должность Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Украине, специального представителя президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной.

11 июня 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев назначил Черномырдина советником президента РФ, одновременно возложив на него обязанности специального представителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами–участниками Содружества независимых государств.