Алексей Улюкаев Алексей Улюкаев Фото: kremlin.ru

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ МИНИСТР

В пятницу министр экономики России Алексей Улюкаев провозгласил окончание экономического кризиса в России. Правда, сам же признал, что по итогам первого квартала экономика все еще будет в рецессии. Плохую статистику министр компенсирует её позитивной интерпретацией: «Оценка ВВП с очищенной сезонностью (по итогам первых трёх месяцев текущего года) — не плюс точно. Это настолько близко к нулю, что я не меняю свою позицию, что, начиная с третьего квартала прошлого года, мы из рецессии вышли».

The Insider в такой степени восхитился непоколебимым оптимизмом министра, что решил вспомнить все те случаи, когда Улюкаев торжественно провозглашал окончание кризиса и заявлял, что «дно пройдено». По подсчетам The Insider (вероятно, далеко не полным) господин Улюкаев в эту пятницу нащупал уже десятое дно. Прежде чем напомнить читателям все встречи Улюкаева с дном, The Insider приводит официальную инфографику Росстата, указывающую на то, что с начала 2015 года промышленное производство в России (с исключением сезонного фактора) из состояния падения не выходило.

ДНО № 1

Свое первое дно министр Улюкаев нащупал аж 31 января 2014 года. В то время президентом Украины был еще Янукович, ни о каких санкциях не было и речи, доллар стоил 45 рублей, нефть стоила $106 долларов за баррель, Борис Немцов был жив, страна ждала олимпиады в Сочи.

«Мне представляется, что низшую точку мы прошли в районе третьего квартала прошлого года, наметились довольно обнадеживающие симптомы постепенного выправления ситуации», — сказал Улюкаев на коллегии министерства, посвященной итогам деятельности за прошлый год.

ДНО № 2

На второе дно Улюкаев погрузился в январе 2015 года. На заседании правительства 21 января он заверил, что все негативное, что могло произойти, уже произошло в декабре-начале января и, что основная задача на 2015 год — удержаться в районе этого дна, не провалиться сквозь него".

Улюкаев также заявил, что «мы видим элементы стабилизации», пообещал снижение инфляции и увеличение положительного сальдо торгового и платежного баланса. Он добавил, что «мы нащупали нижние границы рисков, с которыми столкнулись в декабре прошлого года, стали проявляться адаптивные возможности российских предприятий и отраслей».

Примечательно, что именно в эти дни наблюдалось резкое падение рубля — в январе 2015 года курс российской валюты упал с 56 до 65 рублей за доллар. И это несмотря на то что цена на нефть тогда даже временно немного выросла (с 50 до 60 долларов за баррель).

ДНО № 3

Третье дно министр ощутил в марте 2015 года. 16 марта на встрече с фракцией партии «Единая Россия» в Госдуме он заявил, что наиболее сложные кризисные периоды для ряда секторов, в том числе для финансового, уже пройдены. «Факторы, которые работают в минус, носят ограниченный характер. По ряду позиций мы проходим или уже прошли наиболее острые зоны. Если возьмем финансовую стабильность и положение банков, то мы уже прошли худшую часть дистанции в декабре» — заявил Улюкаев.

Вскоре после этого выступления появилась статистика за первый квартал 2015 года: ВВП России уменьшился на 2,4% (при росте на 0,4% в четвёртом квартале 2014 года).

ДНО № 4

На четвертое дно Алексей Улюкаев провалился 27 июля 2015 года, тогда он пообещал, что «начиная с третьего квартала будет корректировка в положительную сторону». Он добавил, что уже виден результат антикризисной политики властей. «Мы видим, что снижается динамика спада. Мы в ближайшие недели ожидаем изменения траектории движения, сначала месяц к месяцу положительного развития, а затем в 2016 году экономического роста год к году».

По оценкам Улюкаева в 2015-м спад ВВП не должен был превысить 2,6-2,8 процента.

Траектория движения, меж тем, не изменилась ни в ближайшие месяцы, ни в 2016 году, а спад в 2015 году оказался существенно выше (3,7%).

ДНО №5

25 августа в Куала-Лумпуре Алексей Улюкаев заявил, что российская экономика нащупала «дно» и итоги четвертого квартала будут заметно лучше третьего. «Если очищенная от сезонности месяц к месяцу у нас около нуля, но в июне было около нуля — минус 0,1, а в июле — около нуля плюс 0,1. Это все очень хрупко, но видно, что мы где-то на дне лежим, или как назвать это движение».

The Insider затрудняется ответить на вопрос о том, как называется «движение», когда «мы где-то на дне лежим», и можно ли назвать это движением вообще.

ДНО №6

Шестого дна Улюкаев достиг 2 октября 2015 года. В интервью телеканалу «Россия 24» он заявил: «Начиная примерно с июня экономика начала оставаться в состоянии неустойчивого равновесия, то есть показатель ВВП месяц к месяцу, очищенный от сезонности, — это ноль... То есть дошли до низшей точки, но не повышаемся... Поэтому та цифра, на которую мы ориентируемся — за 8 месяцев у нас было минус 3,8%, думаем, до конца года цифра минус 3,8-3,9% сохранится».

Улюкаев все еще выражал определенный оптимизм насчет будущего, но уже не такой задорный, как ранее: «На следующий год мы прогнозируем некоторое статистическое фиксируемое улучшение ситуации — плюс 0,7%, но мы должны понимать, что 0,7% — это существенно меньше, чем среднемировой рост».

ДНО №7

В ноябре 2015 года Улюкаеву удалось пощупать дно дважды подряд. Сначала это произошло с ним 13 ноября, заголовок на телеканале «Вести» вышел очень поэтичным: «МЭР: мало оттолкнуться от дна, нужно еще и выплыть!». Вот что тогда заявил министр:

«Начиная с 2016 года мы рассчитываем на восстановление экономического роста, пока небольшого. У нас по прогнозу 0,7% роста ВВП в 2016 году. Мы где-то со второго квартала должны выйти на плюсовые показатели. Мы исходим из того, что это связано с восстановлением постепенного потребительского спроса и с тем, что будут восстанавливаться материальные запасы в экономике».

А 23 ноября Улюкаев торжественно объявил, что «поквартальные оценки показывают, что рецессия, по ее определению, завершилась». И снова кремлевские СМИ затрубили об окончании кризиса.

Уже очень скоро, впрочем, оказалось, что рецессия никуда не делась, и потребительский спрос возвращаться не спешит: опрос Левада-цента показал что рекордные 70% россиян тратят больше половины своего дохода на еду.

ДНО №8

В декабре 2015 года Улюкаев снова дважды прочувствовал дно. Сначала 9 декабря на «правительственном часе» в Совете Федерации он отрапортовал, что «точку спада мы прошли где-то в середине этого года. И ещё полтора месяца назад хорошим тоном было над этим посмеиваться, а сейчас уже все согласны с тем, что мы прошли низшую точку».

Кого подразумевал Улюкаев под «всеми», не очень ясно, так как в том же декабре все опрошенные The Insider экономисты выражали сомнение в том, что в ближайшее время экономика России сможет подняться с «пятой точки».

Через несколько дней Улюкаев сначала извинился за прошлые промахи ...

«К сожалению, ситуация в ноябре немножко ухудшилась и та тенденция, которая у нас была четыре месяца, с июля по октябрь, в ноябре не подтвердилась. Мы имеем маленький отрицательный результат и по промышленному производству и по ВВП со снятой сезонностью»

...и тут же снова повторил извечный тезис про пройденное дно:

«С июня-июля экономика в измерении месяц к месяцу перестала падать, в сентябре (с учетом сезонной корректировки) выросла на 0,3 процента, а в октябре — на 0,1 процента под влиянием позитива в добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, транспорте и отчасти обрабатывающих производствах. В связи с этим Алексей Улюкаев объявил о том, что „дно“ экономического кризиса было пройдено Россией летом» — пишет Российская газета.

ДНО №9

Девятого дна Улюкаев достиг в январе 2016 года на встрече с Владимиром Путиным. Российская экономика прошла «дно» в конце второго квартала 2015 года, после чего наметилось движение в позитивную сторону, объяснил министр президенту. «Действительно заложены хорошие основы, надо теперь ими умно распорядиться. И мне кажется, что мы сможем с умеренным, осторожным оптимизмом входить в год», — добавил Улюкаев.

Это свое заявление Улюкаев сделал, несмотря на только что опубликованную годовую статистику: ВВП сократился за год на 3,7%, инвестиции упали на 8,4%, промпроизводство на 3,4%, оборот розницы (по данным декабрь к декабрю) упал на 15%, реальные зарплаты упали на 9,5%. И как уже писалось выше, далее в первом квартале рецессии суждено было продолжиться.

The Insider, 23.05.2016