Партия «Правое дело» превратилось в «Партию роста» с подачи федерального уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова
Партия «Правое дело» превратилась в «Партию роста» с подачи федерального уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова

«ПАРТИЯ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СРЕДНИЙ КЛАСС ОБЩЕСТВА»

В эту субботу партия «Правое дело» перестала существовать. На ее месте образовалась «Партия роста». Столь радикальные изменения произошли с подачи федерального уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, который в последний день февраля возглавил партийную струкртуру. Собственно, сам он еще в 2008 году являлся одним из ее основателей совместно с Георгием Бовтом и Леонидом Гозманом. И вот теперь Титов решил вернуться в политическое поле, но уже в коренным образом обновленную партию, но с сохранением ее либеральной ориентации. А фигура лидера демонстрирует близость структуры к Кремлю, который, судя по всему, ничего не имеет против появления в парламенте подобных сил, занимающих конструктивную позицию по отношению к властям.

Съезд открыли показом мультфильма середины 2000-х годов про Хрюна Моржова и Степана Капусту. «Почти то же самое, кроме одного. Степан говорит Хрюну: «Что ты, свинья, будешь делать, если нефть подешевеет?» Тогда еще все жили в старой парадигме, нефть росла, все было в будущем. Все надеялись, что все будет хорошо ближайшие годы, но, к сожалению, этого не случилось. Наше государство эти 10 лет не использовало для диверсификации экономики. В результате сегодня нефть подешевела, все становится в экономике под большим серьезным вопросом», — напомнил Титов, поднявшись с места. На сцене на обычных стульях, выставленных в два ряда, его окружили партийные соратники. Получалась весьма камерная обстановка, тем более большая часть просторного конференц-зала МГИМО, где и проходило столь важное собрание, пустовала.

В этой атмосфере «для своих» Титов продолжал напоминать (а может, для кого-то это стало новинкой), кого представляет их партия, кем являются они сами. «Мы партия, которая представляет средний класс общества. Мы люди, которые активны, профессиональны, которые думают. Таких людей в нашем обществе много. Мы оцениваем средний класс в 10 - 15 миллионов человек в стране. Самая активная часть общества. Эти люди в 90-е, еще на заре демократии, ходили реально голосовать, ходили на митинги, стояли и защищали Белый дом», — рассказывал он.

По ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», большинство в зале составляли люди среднего возраста, которые в те уже далекие 90-е действительно только начинали взрослую жизнь. Но, как заверил Титов, «во многом разочаровались», перестали заниматься политической работой, «скрылись в своих норках» и просто работали, просто жили, просто вели бизнес. «Не ходили ни голосовать, ни выбирать», — добавил бизнес-омбудсмен.

«А теперь решили, что выбрать надо бы их самих», — подумалось нашему корреспонденту. Титов, будто прочитав эти мысли, продолжил: «Сегодня наши рабочие места под угрозой, сегодня вся страна под угрозой, — звучало это устрашающе, но бизнес-омбудсмен быстро сменил тон. — Мы решили все-таки создавать партию. Сегодня надо опять идти в политику, потому что надо менять экономику. Нам нужна новая экономика, конкурентная, не старых косных сырьевых компаний, нужна активная живая экономика миллионов людей с предпринимательской инициативой, энергией конкуренции. Нам нужна экономика тысячи промышленных предприятий, агрокомпаний, инновационных гениев. Нужна экономика, которая базировалась бы на справедливой, честной, эффективной социальной системе. Нам нужен рост. Все должно быть подчинено росту». Такие экономика и политика, естественно, никоим образом не вяжутся с реализуемой правительством и ЦБ политикой, против которой уже не раз восстает не только Титов, но и все деловое сообщество. Но воз, как известно, и ныне там.

Борис Титов
Борис Титов

«САМОЙ ВАЖНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА»

От экономики Титов перешел к политике, огласив лозунгами манифест своей новой партии, которая, надо заметить, в те минуты пока еще была старой (то есть за смену названия еще не голосовали): «Мы за политические свободы тоже, за свободу выбора для себя, как и политического выбора! Мы за свободу ездить, перемещаться. Для нас идеал — мир без границ. Мы за свободу информационного пространства, мы за свободу интернета».

И тем не менее самой важной все-таки оставалась для партии экономическая свобода (не зря же «Правое дело» позиционировало себя как защитников МСБ). «Самой важной является свобода экономическая, свобода работать и зарабатывать, свобода предпринимать», — заявил Титов. Из всего уже сказанного он вывел, наконец, национальную идею — рост новой конкурентной современной экономики ради роста благосостояния каждого гражданина. А еще недавно Владимир Путин заявлял, что никакой другой национальной идеи, кроме патриотизма, и быть не может... Но в партии Титова ее обозначали иначе.

Более того, есть у них еще и свой «путь», и программа «Экономика роста», подготовленная Столыпинским клубом. Впервые эту программу представили на инвестиционном форуме в Сочи в сентябре прошлого года. Из-за того, что там же довольно долго выступал советник президента РФ Сергей Глазьев, многие интерпретировали это как то, что именно он и был главным идеологом. Уже позднее сам Титов на встрече с журналистами обращал особое внимание, что «Экономика роста» писалась коллективом авторов, но главным идеологом был председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы» Яков Миркин, который тоже сидел на сцене, но, судя по всему, в партию пока не вступил, по крайней мере, среди членов генсовета и федерального политсовета он на сайте на значится.

4,5-минутный видеоролик с основными идеями «Экономики роста» тоже показали. «Это взгляд предпринимателей, которые умеют зарабатывать деньги и каждый день сталкиваются с экономической реальностью и экономистами, которые могут оценить ситуацию со стороны», — говорил приятный мужской голос в презентации. Дальше он повествовал о том, что российская экономика сегодня «в системном кризисе», причем первый звоночек прозвучал еще в 2011 году, когда цены на нефть были высокими, а темпы роста ВВП «пугающе медленными». «Выход из системного кризиса только один — стране нужна новая экономика, экономика роста», — напирал голос еще увереннее и продолжал комментировать динамично сменяющиеся слайды.

«Экономическая тема сложная, сложно говорить простым языком об очень непростых вещах. Яков Моисеевич стоял у истоков программы», — Титов представил всем Миркина, очевидно, надеясь, что тот сейчас расскажет о своей программе человеческим языком. Ожидания не оправдались, экономист говорил своим профессиональным языком еще дольше, чем шла презентация. «Видите, это очень сложное дело — экономика, в двух словах не опишешь», — прервал его Титов.

Татьяна Марченко
Татьяна Марченко

«ПАРТИЯ РОСТА» СУЩЕСТВУЕТ!

«Мы знаем, как идти дальше, чтобы звать за собой людей. Для того, чтобы звать за собой людей, мы должны сегодня правильно строить партию, мы должны стать эффективным действенным инструментом, чтобы победить, пройти в Госдуму и стать одной из парламентских партий страны», — продолжил бизнес-омбудсмен. Очевидно, он полагал, что ни со старым названием, ни со старыми логотипом и символикой в парламент страны не попасть. Поэтому и был затеян ребрендинг. В итоге желто-черные полоски сменились бело-голубым логотипом со стрелочкой, указующей вбок и вверх, а «Правое дело» превратилось в «Партию роста».

Замлидера партии Татьяна Марченко в своем выступлении рассказала об эволюции названия. Если в 2008 году название точно отображало идеологию и место партии на политическом ландшафте России, то к 2016 году назрела пора перемен. «Шли годы, менялись лидеры, а с ними идеология «Правого дела». Партия взрослела, набиралась опыта и к выборам 2016 года подошла в очередной раз обновленной и окрыленной, — пояснила Марченко. — В новую жизнь с новой программой и новыми амбициозными целями, а также новыми лидерами, которые пришли не только с правого фланга, партия должна выйти с новым именем, с новым современным брендом».

Сначала хотели взять за основу уже раскрученное название «Деловая Россия», но отказались. «Партия — это не одна «Деловая Россия», в тот момент уже примкнули и «ОПОРА», и ТПП, и АСИ, и ряд других деловых организаций», — пояснила заместитель Титова. Далее появилась идея обозваться «Новой партией». «Но очень скоро стало понятно, что смысловой нагрузки нет, нет идеологии», — отмела вариант Марченко.

Следующее название «Наше дело» «два дня нравилось», пока не поняли, что это же Cosa Nostra. Вероятно, с итальянской мафией ничего общего иметь соратникам Титова не хотелось. Тогда придумали вариант «Люди дела». «Опять же сигнала в общество никакого нет», — добавила Марченко. Наконец, после долгих раздумий появилось сложное название со сложной символикой «Правое дело — партия роста». На экране в это время появился какой-то сложносочиненный символ, отсылающий куда-то к плакатам времен «Окон РОСТА». «Пошли по пути упрощения. Создавая новое, мы хотели выглядеть не такими, как все», — пояснила замлидера партии. В итоге осталась только вторая часть сложного названия — «Партия роста».

Над новой символикой «Партии роста» работал британский дизайнер Майкл Вульф. «Чем проще эмблема, тем лучше она запоминается. Современное и убедительное видение будущего», — отметила Марченко. Во сколько обошелся дизайн новой партии, Титов в беседе с журналистами не стал уточнять, сославшись на коммерческий договор, однако заметил, что порой отечественные дизайнеры оказываются дороже зарубежных.

— Можно менять цвета: белый фон и синий логотип, стрелка на фоне неба — это флаг. Нравится вам? Нет? — поинтересовалась Марченко.

— Голубой цвет... что-то сомнительно, — вставил сидевший перед нашим корреспондентом делегат, но его никто не услышал. А он в итоге проголосовал за, как и все почти, кроме двух человек.

Но перед этим историческим моментом слово попросил предыдущий лидер уходящего в прошлое «Правого дела» Вячеслав Маратканов. «Я думаю, что старое название «Правое дело» навсегда останется в наших сердцах, оно будет с нами, — пафосно и, казалось, с волнением говорил он. — Но любая дорога начинается с первого шага. Сейчас мы делаем первый шаг. В любом случае наше дело правое и победа будет за нами».

— Партия «Правое дело» уходит в историю, но эта история вместе с нами, — ободрил его Титов.

Проголосовали.

— «Партия роста» существует! — торжественно объявил ее лидер.

«ВСЕ САМОЕ ХУДШЕЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ПРИНИМАЕТСЯ В РОССИИ»

Далее Титов предложил поговорить конкретно по каждому направлению, которое в «Партии роста» курируют отдельные люди. Например, известный своими жесткими высказываниями бизнесмен Дмитрий Потапенко отвечает за малый и средний бизнес. Напомним, что еще в середине недели он выступал на московском экономическом форуме, организуемом Константином Бабкиным из «Партии дела», а уже в конце недели числился в политсовете «Партии роста». «Постараемся быть услугой или, я не побоюсь этого слова, товаром, который будет востребован на избирательном поле», — заверил он собравшихся. В своем выступлении Потапенко сетовал на то, что Россия как сидела, так и сидит на «нефтяном коле». «Мы там красиво обустроились, всех все устраивает. Это не устраивает малый и средний бизнес и тех, кто не входит в логотипы с мишками», — объявил предприниматель.

За аграрный сектор в партии ответственен председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко, который признался, что никогда ни в какой партии не состоял. «Я хочу быть уверенным в том, что я делаю все, что возможно, чтобы на госуровне принимались решения, которые будут помогать мне и таким, как я, работать и развиваться», — мотивировал он свое решение. В целом же Даниленко указывал на то, что аграрный сектор в России самый «недоосвоенный ресурс». «У нас колоссальный потенциал роста. Мы можем производить продовольствия в четвре раза больше, чем производим на сегодняшний день. Можем не только себя обеспечивать, но можем быть крупнейшим поставщиком продовольствия в мире», — обещал он.

— Наше сельское хозяйство зерном заменит нефть, и все будет тогда зависеть от экспорта зерна, — пошутил Титов.

— С нефтью мы не можем влиять на рынок, а с продовольствием много что можем делать, — серьезным тоном ответил президент группы компаний «Амбика-агро», председатель российско-египетского делового совета Михаил Орлов.

Инновации в «Партии роста» курирует интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, который уверен, что одними только технологичными законами можно стимулировать энергичных и инновационных специалистов стремиться в страну. Но! «В России сложилась очень четкая вертикаль власти. Ни одна страна не может так быстро принять закон, как в России. В технологическом плане законы оставляют желать лучшего, — возмущался он. — Все самое худшее, что можно сделать, принимается в России. Основное, что позволит стимулировать инновационный процесс, не принимается. Россия до сих пор живет в телефонном праве, законы, регулирующие интернет, были приняты 50 - 70 лет назад». Свою задачу в партии Мариничев видит в том, чтобы создать закон по киберпространству, стимулировать инфраструктуру, стимулировать активных, умных, предприимчивых людей, которые будут стремиться в Россию, чтобы реализовать себя.

Оксана Дмитриева
Оксана Дмитриева

«МЫ ЗА ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ РАСТИ»

На предстоящие в сентябре выборы в Госдуму «Партия роста» намерена выдвигаться в коалиции. Пока блоковое соглашение заключено только с «Партией профессионалов» бывших справедливороссов Ивана Грачева и Оксаны Дмитриевой. Поэтому их появление на съезде отнюдь не было случайным. Оксану Генриховну Титов представил как самого лучшего специалиста в социальной политике.

«Кумир очень многих — Евгений Максимович Примаков, который возглавлял ТПП, нас собирал и напутствовал: «Мы за бизнес, когда интересы бизнеса совпадают с интересами народа. Но если интересы бизнеса противоречат интересам народа и общества, то мы за народ». Я думаю, что это должно стать лозунгом, целью и основной идеологией нашей политической коалиции», — заявила со сцены Дмитриева, чем заслужила аплодисменты зала.

По ее мнению, «Партия роста» должна дать абсолютно всем «альтернативу и стимул к развитию, свет в конце тоннеля». «Мы за всех тех, кто хочет расти. Мы всем должны дать эту перспективу», — четко говорила она. Еще раз зал аплодировал Дмитриевой, когда она рассуждала о том, что если реформа эффективная и удачная, то она и популярная. «Мы партия только популярных реформ!» — объявила депутат.

При этом она обратила внимание, что идеология правых в народном сознании уже давно вызывает негативные ассоциации, но и тут она видит выход. «Мы должны побеждать с нравственных позиций. Либерализм и правое либеральное направление в общественном сознании стало синонимом безнравственного цинизма. Нравственный рост, когда побеждает, умнейший, сильнейший, наиболее талантливый, наиболее эффективный. Так мы должны побеждать!» — закончила Дмитриева.

— Если с нами такие политики, то мы победим, — объявил Титов.

Иван Грачев
Иван Грачев

«Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ СОГЛАШЕНИЯ НИ С ОДНОЙ ПАРТИЕЙ»

Теперь главная цель партии — пройти в Госдуму. На большинство в парламенте Титов не надеется, хоть и признает, что бороться за это надо. «Пока наша аудитория — средний класс нашего общества — очень слаба. Невозможно рассчитывать, что нас поддержит абсолютное большинство», — отметил он. Тем не менее бизнес-омбудсмен уверен, что даже небольшое присутствие в нижней палате позволит «Партии роста» стать эффективной. «Я уверен, что та новая Дума будет постепенно становиться все менее сырьевой», — обозначил он главную задачу своей партии, конечно, если та все-таки пройдет в парламент. При этом более глобальная цель нового политического объединения — «восстановление доверия людей к рынку, демократии, капитализму с человеческим лицом».

Чтобы увеличить свои шансы на попадание в Госдуму, «Партия роста» готова вступать в коалицию с другими политическими объединениями. «Я не исключаю соглашения ни с одной партией, которая выступает на правом фланге, — заявил Титов журналистам. — Например, «Гражданская платформа». Мы можем вести переговоры со всеми партиями, даже с такой, как «Яблоко», но это пока только мысль, никаких переговоров пока нет. Но эти переговоры должны быть на базе нашей «Экономики роста», подхода к развитию страны с точки зрения политики. Мы за то, что «Крым наш» и за сильную политику. Если «Яблоко», например, скажет, что «Крым наш», а по экономике мы достаточно близки, тогда мы можем договариваться с любой политической силой».

А вот своим основным конкурентом на выборах Титов видит прежде всего КПРФ. «Коммунисты реально завоевывают все больше и больше голосов от предпринимателей. В этом смысле мы хотим им сказать: «Не верьте». Они могут им сейчас красиво песни петь, а потом, когда придут к власти, тут же повысят налоги, сделают все, чтобы повысить пенсии и зарплаты, чтобы было хорошо только работникам, но никак не предпринимателям, которые несут на себе основное бремя всех проблем», — обозначил свою позицию бизнес-омбудсмен.

Помимо них конкуренты «Партии роста» — все те, кто работает с той же целевой аудиторией. Среди них Титов назвал «Яблоко, «Парнас», «Партию дела». Но с любыми из них Титов готов заключить соглашение при условии признания ими «Экономики роста». «Если поддержат нашу либеральную программу, то в этом случае у нас есть повод для объединения», — добавил он.

На данный момент свои шансы на выборах бизнес-омбудсмен оценивает, в отличие от многих политологов, весьма оптимистично. «Мы оцениваем шансы как очень высокие, больше 10 процентов», — заверил он нашего корреспондента. С ним согласился и Даниленко: «Я считаю, шансы очень хорошие. Тот сегмент, на который партия ориентируется, очень приличный. От 5 до 10 процентов сегмент электората на сегодняшний день. Надо достучаться и убедить, что это люди, которые могут отражать интересы»

В список генсовета партии на сайте включен президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал

Так же позитивен в оценке перспектив и Грачев, который убежден, что такая партия нужна. «Я думаю, все шансы есть пройти... Партия стабильности, порядка, чиновников, которые изначально заточены, чтобы отнимать и делить, обеспечивает гарантированно застой, если эта партия не сбалансирована какой-то силой, которая говорит, что мы будем растить страну. Она нужна. Отсюда, на мой взгляд, если страна правильно осознает потребность, а партия сумеет эту мысль довести, я думаю, что абсолютно реально преодолеть 5 процентов», — поделился он своими мыслями с нашим корреспондентом.

На сегодняшний день, как заявил Титов, региональные отделения созданы практически во всех субъектах страны, в том числе и в Татарстане. «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что в республике пока немногочисленное отделение «Партии роста» возглавил ректор негосударственного Института социальных и гуманитарных знаний Александр Пономарев. Так же активно работает в этом направлении в Татарстане президент «Алмаз-Холинга» Флун Гумеров, который входит в федеральный политсовет «Партии роста». Кроме того, в список генсовета партии на сайте включен президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал. К слову, последний еще в конце 2012 года заявил, что оставаться в партии «бессмысленно», так как она «деградировала». Выяснить мотивы возвращения Сигала в «Партию роста» корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось. Накануне на телефонный звонок бизнесмен не ответил.