ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINЕ»  СЧИТАЮТ, ЧТО ПРИЧИНА ОТМЕНЫ  РЕЙСА «МОСКВА – КАЗАНЬ» КРОЕТСЯ В  БИЗНЕС-МОДЕЛИ АВИАДИСКАУНТЕРА

Пассажиры Авиановы, купившие билеты на рейсы Москва - Казань, неожиданно узнали, что с 31 октября  полеты по этому маршруту прекращаются. В компании отмену вылетов объяснили низкой сезонной загрузкой, однако, эксперты связывают отмену рейсов до столицы с более глубокими проблемами Авиановы, в свое время взорвавшей рынок авиаперевозок Татарстана фантастически низкими ценами.

КАЗАНСКАЯ СПЕЦИФИКА

Известный авиадискаунтер «Авианова» с 31 октября прекращает полеты по направлению Москва – Казань. Оптимизация маршрутной сети, по заверениям руководства компании, связана с нерентабельностью перевозок в зимний сезон. Пассажиры, которые уже приобрели билеты на отмененные рейсы, были заранее проинформированы о прекращении полетов через электронную почту и по телефону из центра бронирования. Отметим, что рейсы авиадискаунтера составляли примерно 11% от общего числа полетов по направлению Москва - Казань.

Управляющий проектом «Авианова» Эндрю Пайн прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию с отменой рейсов по направлению Москва -Казань.

-  С чем связано решение об отмене рейсов? Когда оно было принято? Какая компенсация будет предоставлена пассажирам, уже купившим билеты?

- Мы оптимизируем свою маршрутную сеть в преддверии зимнего сезона. Спрос на некоторых направлениях неизбежно зависит от сезона, и одно из таких направлений – Казань. Мы рассчитываем вернуться на направление Москва – Казань так скоро, как это только будет возможно. Все пассажиры были заранее проинформированы о прекращении полетов в Казань, им был предложен ваучер «Авианова», эквивалентный 110% от стоимости полета, или возврат денежных средств в полном объеме.

- Сколько рейсов в целом по этому направлению было? Как они наполнялись, пользовались ли спросом? Сколько билетов продавалось на один рейс и по какой цене? Как это зависело от сезона?

- На направлении Москва – Казань мы выполняли три рейса в неделю, загрузка на которых была стабильно высокая. Наши фирменные тарифы от 250 рублей действуют на всех направлениях, и Казань не была исключением. Согласно статистике, треть билетов на каждом рейсе продается именно по этому минимальному тарифу.

- Будут ли перелеты по этому маршруту в ближайшем будущем восстановлены? С чем восстановление будет связано?

- Возможно, мы возобновим полеты следующим летом.

- Будут ли прекращены или видоизменены полеты по другим направления (по Татарстану и России)?

- Мы продолжаем агрессивно развивать нашу маршрутную сеть. В настоящий момент мы планируем пополнение флота и продолжим открывать новые направления и вводить дополнительные частоты на существующих маршрутах. Уже в начале ноября мы начинаем полеты из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград и увеличиваем количество рейсов в Уфу. Что касается Татарстана, мы продолжаем выполнять полеты в Набережные Челны и, возможно, в следующем году увеличим количество рейсов на этом направлении. Мы не уходим из региона. Рынок Татарстана очень положительно отреагировал на наши фирменные тарифы от 250 рублей – и спрос не зависит от сезона. Казанское направление в этом смысле имеет свою специфику. В целом мы довольны результатами на рынке Казани, но с учетом стремительного развития Авиановы, вынуждены оптимизировать нашу маршрутную сеть и корректировать расписание, чтобы в большей степени соответствовать спросу.

РЫНОК НЕ ЗАМЕТИТ ПОТЕРИ?

Напомним, что год назад предложения Авиановы на рынке авиаперевозок Татарстана произвели эффект разорвавшейся бомбы – за 250 рублей возить из Казани в Москву не бралась ни одна другая авиакомпания. Однако, уже в декабре 2009 года, через месяц после того, как громкие планы были озвучены, компания была вынуждена отметить около ста рейсов по всей России, в том числе в Набережные Челны (Бегишево) и Казань (об этом писала газета «БИЗНЕС Online»).

И вот, как видим, история повторяется. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты, впрочем, считают это закономерным. 

Магомед Закаржаев – директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Свято место пусто не бывает. Думаю, что по таким дешевым ценам никто летать не будет. Авианова объявляла себя серьезным дискаунтером, но изначально было понятно, что в России нет условий для таких серьезных дискаунтеров, как Air Berlin. Аэропорт один, услуги стоят одинаково. Сэкономить на форме одежды летчиков и на неуборке салона вряд ли возможно. В свое время SkyExpress заявлял себя, как серьезный дискаунтер, но это была просто маркетинговая акция – компания стала обычной. Они сами потом и говорили, что в России дискаунтером быть невозможно, так как для того, чтобы авиация не погибла окончательно, на нее должны быть серьезные цены. В Авианове же были постоянные задержки рейсов и жалобы пассажиров. Сейчас пассажиры просто рассосутся по другим рейсам. Рынок не заметит потери бойца, в общем-то.

Артур Насрутдинов – руководитель отдела маркетинга ОАО «Ак Барс Аэро»:

- Направление Казань – Москва – одно из самых популярных для жителей и гостей Татарстана. И большинство авиакомпаний, выполняющих рейсы из казанского аэропорта, стремятся получить разрешение на ежедневные перелеты в Москву. Доля рынка перевозок на московском направлении сегодня составляет 50% от общего разлета из Казани.

Авианова, имея в активе самолетный парк из пяти самолетов А-320, предназначенных для полетов до 4900 километров, приняла решение об эксплуатации их на коротком плече Казань – Москва – 800 километров. Соответственно, коммерческая эффективность была приближена к нулю. Можно было говорить о рентабельности лишь при 100-процентной загрузке салона, а это 170 пассажиров ежедневно. Это не удалось сделать даже в высокий летний сезон. В среднем заполняемость составляла 76-82 процента. Естественно, в низкий зимний период компания будет нести значительные финансовые потери на казанском направлении.

Уход авиаперевозчика с низкими тарифами может повлиять на тарифную политику авиакомпаний, продолжающих выполнение рейсов Казань – Москва.

Азат Хаким - директор авиакомпании «Тулпар»:

- У Авиановы по рейсу Москва – Казань очень неудобное расписание, поэтому люди нечасто летали. Особенно деловые люди, бизнесмены, которых компания ничем не прельстила. Во-вторых, направление на Шереметьево само по себе было не очень востребовано. Гораздо чаще летали в Домодедово и Внуково. В-третьих, у компании могло не хватать самолетов. В любом случае отказ от рейсов логичен: они были убыточными для компании. На авиарынок отмена рейсов сильно не повлияет. Кто летал в Домодедово, так и будет туда летать. Те, кто летал на самолетах Авиановы, будут летать на ЮТэйр, там тоже довольно дешевые билеты, Трансаэро. Возможно, SkyExpress придет на наш рынок.

Не удивлюсь, если Авианова уйдет из Татарстана. Сегодня любой перевозчик lowcost, который заявляет о себе, в нашей стране будет убыточным. Пока не пришло время для  lowcost в России, у нас нет платежеспособного населения, в отличие от Европы, Австралии, Америки. Идея lowcost преждевременна для России, так уровень доходов оставляет желать много лучшего.

Надежда Замалиева

 

Справка

Авианова – проект инвесткомпании А1, входящей в Альфа-групп, и американского инвестфонда Indigo Partners. Согласно ЕГРЮЛ, 51% акций Авиановы принадлежит ООО "Луч", а 49% – кипрской компании "Эль Орбиса Инвестментс", которая одновременно владеет 99,99% акций ООО "Луч".

Авианова – вторая после Sky Express российская бюджетная авиакомпания. Первый рейс авиакомпания совершила 27 августа 2009 по маршруту Москва – Сочи.

На данный момент компания арендует пять самолетов Airbus A-320 на 180 мест каждый. Штат компании насчитывает более 100 человек. Стоимость билетов начинается с 250 рублей (без учета аэропортовых сборов, страховок и т.д.).