«ЗАЩИТИЛ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ «ПРОИЗВОДСТВО ПЛАВЛЕНОГО СЫРА»

Алмаз, расскажите о себе.

— Родился в 1981 году в Казани. Окончил пищевой факультет КНИТУ-КХТИ, получил профессию экобиотехнолога. В принципе, я должен был работать на очистных сооружениях «Оргсинтеза» или «Водоканала».

— Но вы туда не пошли...

— Дело в том, что параллельно с учебой в вузе я работал сыроделом на молочном заводе «Эдельвейса».

— Разве вас сыроварению в институте учили?

— Не учили, но я защищал дипломную работу по теме «Производство плавленого сыра». На тот момент, когда я начал учиться, пищевому факультету и 10 лет еще не было, он только развивался, и, как я понимаю, еще не было четких рамок по специальности. Нам дали знания химии, биохимии и микробиологии, то есть самую суть. А принципы жизнедеятельности микрофлоры приблизительно похожи.

— Не удержусь и спрошу не по теме: как вы считаете, у нас можно делать хороший сыр на уровне популярных зарубежных брендов?

— В России качество молока низкое. Зачастую у нас борются за количество, а не за качество. А вот фермы «Красного Востока Агро» были построены уже на современный лад: голландские коровы, импортное оборудование. Коровы возле дорог не гуляют, их кормят определенным кормом, пищевой баланс регулируется. Соответственно, выход молока понятен. А некоторые хозяева и после антибиотиков молоко сдают, что категорически запрещено.

А вообще, если честно, я не сильный гурман, и мне сложно сравнивать. Пробовал и импортный сыр с плесенью, но наш, татарстанский, мне больше нравится, потому что я знаю, из чего он делается. И к нашему сыру я привык с детства.

— По окончании вуза остались работать в «Эдельвейсе»?

— Нет, меня сагитировали поехать в Чистополь работать в компании «Чистое поле» (Чистопольский молочный комбинат). Там я проработал всего полгода и вернулся в Казань, где меня пригласили работать в компанию «Алтика» — дистрибьютера Чистопольского молочного завода. В ней и работаю вот уже 11 лет, сегодня являюсь старшим менеджером.

КАК ПОСРЕДНИКИ ПОМОГАЮТ БИЗНЕСУ

— Чем занимается «Алтика»?

— Наша компания работает по формуле b2b — бизнес для бизнеса. Наши клиенты — предприятия-изготовители молочной, кондитерской, хлебобулочной продукции. Например, для сети «Бахетле» мы поставляем сливки для декорирования тортов.

— То есть «Алтика» — посредник?

— Да, посредник, но я хочу объяснить необходимость этой деятельности на конкретном примере. Возьмем те же сливки для декорирования тортов: их производитель находится в Магнитогорске.

— Где?!

— Да, в Магнитогорске, но эти сливки растительного происхождения. А до Магнитогорска — тысяча километров. Сливки надо привезти и складировать в холодильнике. Мало того, производитель требует предоплату. Кто это может сделать? Посредник, который предоставляет все эти услуги. Мы рассчитываемся с производителем наперед, 20-тонными машинами привозим продукцию сюда, размещаем ее в свои собственные холодильники, а потом по мере необходимости поставляем ее своим клиентам, причем с рассрочкой платежа.

Кроме всего, мы несем риски, поскольку Магнитогорск до сих пор остается городом, где на дорогах встречаются бандиты. К фуре с чужими номерами подъезжают ребята и говорят: если хотите обеспечить себе безопасность, вот вам наша визиточка, мы вас проводим... В оба конца сопровождают. Суммы за такие услуги, правда, не огромные, всего 200 - 300 рублей в один конец, но все это накладывается, и это риск.

— А что, ближе эти сливки не делают?

— Магнитогорская компания 10 лет назад была первой, кто заместил импортную продукцию отечественной. Сегодня, конечно, есть и производители поближе, например, в Нижнем Новгороде. Но мы уже 10 лет работаем с партнером из Магнитогорска и нормально работаем.

— Кризис на работе компании сказывается?

— Да, поскольку многие наши клиенты — производственные предприятия — сильно закредитованы, и сегодня у них проблемы.

— Что входит лично в ваши функции?

— У нас нет четкого разделения функций, все менеджеры практически занимаются всем — от закупки, доставки товара до работы с клиентской базой. А в целом в нашей компании работают около 30 человек.

«ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА ЛЕГКИЕ НАПИТКИ — ЭТО НЕПРАВИЛЬНО!»

— Вы прислали вопрос на интернет-конференцию с участием руководителя Госалкогольиспекции Татарстана Игоря Марченко. Вы сами-то алкоголь употребляете?

— Хорошее красное вино, почему бы и нет?

— Напомню, как вы сформулировали свой вопрос: «Если государство перестанет зарабатывать на алкоголе за счет высоких акцизов, а вместо этого предоставит покупателю безопасный недорогой алкоголь, будет ли меньше производиться суррогатной продукции?» Чем вызван вопрос?

— Как-то ехал в автомобиле и слушал радио, а там как раз обсуждалась эта тема. Если честно, есть близкие, которые спиваются, и я не знаю, что с этим делать.

— Как вы считаете, если водка будет стоить меньше, люди больше начнут спиваться?

— Нет, это не влияет. Считаю, что для профилактики алкоголизма надо больше работать с аудиторией через СМИ, активнее пропагандировать здоровый образ жизни. Мы же начали меньше курить. Это стало уже просто немодно. В моем окружении, к примеру, курят уже меньше.

Долгое время «Красный Восток» пивом нас просто заливал, даже пивные фестивали устраивал. Но и от этого тренда стали потихонечку отходить. Вот хотят запретить продавать пиво в баллонах на 2,5 - 3 литра. Думаю, что это правильно. Лично видел такую картину: около детского сада стоят две молодые девушки и пьют пиво из большого баллона. Даже в меня столько не влезает! Лучше бутылочка хорошего пива за эти же деньги.

Считаю, с молодежью надо активнее работать, чтобы она как можно меньше употребляла алкоголь, в том числе и легкие алкогольные напитки, потому что алкоголизм начитается именно с легкого алкоголя. Переориентация молодежи на легкие напитки — это неправильно! Я вижу людей, которые уже пьют по 5 - 6 литров пива в день и считают, что они не пьяницы. Но пиво выводит людей из нормального состояния даже больше, чем водка. Крепкий алкоголь — это яд, и человек, выпив два стакана водки, просто теряет сознание, ему становится реально плохо, на следующий день его мучает похмелье. И есть надежда, что многие, помня это состояние, больше пить не будут. А от пива никого не крутит, пиво обманчиво, поэтому оно гораздо хуже по последствиям.

НУЖНА НЕ АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, А АЛКОГОЛЬНАЯ

— А как относитесь к тому, что «алкогольные» деньги в какой-то степени спасают республиканский бюджет?

— В 2008 году делали анализ: Россия собирает за акцизы на алкогольную продукцию 157 миллиардов рублей, а ущерб от последствий алкоголизации — дети-инвалиды, потери экономики из-за нетрудоспособности части населения, затраты на содержание наркологов и больниц, рост числа преступности — составляет 1,7 триллиона рублей ежегодно. Например, недавно в Ярославле произошел взрыв бытового газа. По версии МЧС, трагедия произошла по вине алкоголика, который жил на втором этаже. Сколько потребуется денег, чтобы расселить жильцов?

Что касается увеличения акциза и стоимости алкоголя, то тем самым государство не с алкоголизмом борется, а пытается больше средств получить в бюджет. И ЕГАИС внедряется для этого же — они каждую бутылку хотят учесть, чтобы с каждой был собран акциз.

— Государство уже много раз пыталось бороться с алкоголизмом, в том числе и виноградники вырубали...

— Это была антиалкогольная политика, а нужна алкогольная, чтобы привить населению культуру правильного пития. Этому воспитывать нужно.

— Каким образом?

— По СМИ вся такая информация пойдет с ограничением 18+, поэтому здесь креативность мышления нужна... Конечно, воспитание начинается с семьи, но беда в том, что у нас много неблагополучных семей. Помню, в студенческие годы мы употребляли алкоголь, чтобы раскрепоститься, снять зажатость. С годами такая потребность проходит. Я, например, часто в гости езжу на автомобиле за рулем, поэтому вообще не пью, но мне все равно хорошо.

А нынешняя молодежь и так уже раскрепощена, ей не требуется какой-то допинг.

«МОИ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ СОВПАДАЮТ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ»

— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»? Ваше мнение о нашей работе?

— Читаю «БИЗНЕС Online» лет пять, читаю каждый день, даже в выходные. Мои взгляды на жизнь совпадают с мнением редакции. Часто читаю рубрику «Персона», чтобы что-то почерпнуть для себя. Ваша газета для меня — источник информации на 70 - 80 процентов. Иногда даже кажется, что уже лишнего читаю, но дискуссии в комментариях затягивают. Хотя сам комментирую редко и вопрос на интернет-конференцию впервые отослал.

Алмаз, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!