ГЛАВА МЧС РАСКРИТИКОВАЛ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РАССКАЗАЛ ПОДРОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕОСНАЩЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

 

Сегодня в казанском ГТРК "Корстон" прошло расширенное заседание научно-технического совета МЧС России, на котором специалисты обсудили концепцию готовящейся программы переоснащения федеральной противопожарной службы МЧС России новой техникой. Глава МЧС Сергей Шойгу неожиданно горячо раскритиковал, а потом также неожиданно горячо похвалил машиностроительные заводы Татарстана, сотрудничающие с его ведомством, – в том числе КАМАЗ, Казанский вертолетный завод и КАПО им. Горбунова. Выступление харизматичного министра записал корреспондент «БИЗНЕС Online».

 

ВЫ НЕРАСТОРОПНЫ!

 

Мероприятие, прошедшее сегодня в ГТРК "Корстон", официально называлось заседание научно-технического совета МЧС России по теме "Разъяснение концепции программы переоснащения федеральной противопожарной службы МЧС России современными образцами техники и оборудования и основных подходов к ее реализации".

 

В его рамках глава МЧС Сергей Шойгу и президент РТ Рустам Минниханов подписали соглашение о передаче друг другу некоторых полномочий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и другом взаимодействии до конца 2016 года.

 

Приглашенные на заседание руководители крупнейших предприятий России рассказали, какие новейшие разработки они готовы предложить пожарной службе МЧС. Выслушав их презентации, Шойгу выступил с получасовой речью, в которой рассказал о своем видении будущего отечественного машиностроения и раскрыл некоторые детали программы технического переоснащения и модернизации пожарной службы МЧС с общим объемом финансирования 54 млрд. рублей. Программа будет реализована за три года. Предложив представителем российских предприятий побороться за участие в программе, Шойгу раскритиковал их за нерасторопность в модернизации производств и внедрении новейших разработок. Приводим выступление министра с некоторыми сокращениями.

 

"ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ТЕХНИКУ РУКАМИ"

 

- Давайте будем делать технику руками. Она должна служить нам каждый день, быть постоянно в строю. Мы не готовимся к войне, мы воюем каждый день! А ситуация этого лета показала, что 37 процентов техники у МЧС уже устарело и подлежит списанию. При этом вы заявляете о готовности ремонтировать, но только определенную часть техники, – шасси или агрегаты надстройки. А нам надо ремонтировать всю машину целиком.

 

В системе МЧС работают тысячи опорных пунктов ремонта техники. Электрики, токари, слесари – все они содержатся за счет боевых расчетов пожарных. Хочу вам сообщить, что мы будем выводить все обслуживание нашей техники на аутсорсинг. Это десятки тысяч автомобилей! Мы будем делить цену ремонта техники на год и выставлять эту работу на торги. Подчеркиваю – это по всей стране большие сервисные центры с неплохим оснащением.

 

БЕСПИЛОТНИКИ И ЛАЗЕРНЫЙ МОНИТОРИНГ

 

- Следующий момент. Пожары показали, что нам уже по-взрослому, серьезно, нужны комплексы беспилотных летательных аппаратов. Нам нужны мотодельтапланы – не игрушечные, а настоящие. Такие дельтапланы мы будем заказывать, чтобы проводить разведку пожарной безопасности, потому что одна из главных задач в борьбе с лесными пожарами – это раннее обнаружение.

 

Нам нужны лидарные комплексы, которые позволят с помощью лазерного мониторинга выявлять очаги возгорания в радиусе 36 километров. Мы внесем такое предложение на законодательном уровне и в наши технические регламенты. По самым скромным подсчетам нам нужны не менее 4000 лидарных комплексов – по количеству опасных производственных объектов в стране.

 

"ВАШИ САНИТАРНЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ САМОЛЕТОВ

БУДУТ ПОКУПАТЬ КОЛЛЕГИ ИЗ ДРУГИХ СТРАН"

 

- Отдельно надо отметить санитарные модули для эвакуации людей на большие расстояния, которые мы монтируем в наших самолетах за 25 минут. Спасибо конструкторам из Татарстана, которые их разработали, – они гораздо дешевле, чем немецкие или французские, которые мы тоже рассматривали.

 

Я уверен, что в ближайшее время их у вас начнут покупать и наши коллеги из других стран. Потому что ваши модули позволяют за короткое время развернуть 20 мест со всем необходимым оборудованием для транспортировки тяжелых больных. Это дает очень серьезные перспективы самолетостроению Татарстана.

 

Нам нужны эти модули. И мы будем добиваться их совершенствования. Сейчас в них недостаточный запас кислорода – его не хватает на большие расстояния. Из-за этого мы вынуждены брать с собой дополнительные баллоны с кислородом для тяжелобольных или садиться для дозаправки модулей. Это наше пожелание и требование разработчикам из Татарстана.

 

"РЕБЯТА НА СЕВЕРЕ СВОИМИ РУКАМИ ДЕЛАЮТ ВЕЗДЕХОДЫ"

 

- Может у нас в стране появиться предприятие, которое сделает для нас стволы не хуже, чем западные? Чтобы они позволяли манипулировать струей воды по необходимости. Это расходный материал, это нам нужно каждый день!

 

Кто нам может сделать нормальные моторы, которые приводят в движение помпу и другое оборудование? Почему на них на всех написано Honda? Когда на наших двигателях будет написано Казань, Рязань, Шойгу или Минниханов?

 

Сейчас ребята на Севере своими руками делают вездеходы, которые способны самостоятельно передвигаться на 600-700 километров по тундре. Ночью. Они делают их сами, вместо того чтобы какое-нибудь из наших предприятий сделало нам такой вездеход повышенной проходимости со всем необходимым оборудованием для тушения пожаров.

 

Если сегодня казанский самолетостроительный завод готов сделать выливные устройства для наших самолетов на 40 тонн воды, давайте сядем и будем разговаривать об этом. Это надо делать бегом, уже сегодня!

 

Мы готовы помогать нашим разработчикам и производителям. Мы добились того, что грузовики "КАМАЗ" получили в Женеве сертификацию ООН – из российской техники единственные.

 

"МНЕ КАЖДЫЙ РАЗ, ЧТО ЛИ,

ОБРАЩАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕЗИДЕНТА?"

 

- Мы стараемся помочь, но производители очень быстро об этом забывают. Казанский вертолетный завод два-три года назад окончательно потерял совесть. Когда у предприятия были тяжелые времена, они нас любили, мы с ними обнимались, целовались. Но в позапрошлом году, когда мы решили заказать им вертолеты, они говорят: у нас заказов масса, приходите через год.

 

Я тогда обратился через президента Татарстана, и заказ они все-таки взяли. Но мне каждый раз, что ли, обращаться через президента? Я понимаю, что в Татарстане президент имеет очень большой авторитет, но это же не нормально. Я, конечно, не вертолеты критикую. Они замечательные, мы их рекламируем по всему миру. Их уже купили Хорватия, Греция, Португалия.

 

Вот, КАМАЗ (Сергей Когогин – прим. ред.) сидит, улыбается. Тоже, бывает, говорят нам – приходите через год…

 

Сергей Кощеев

Фото с сайта правительства РТ