ОБРАЗОВАННЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПАНИЙ ШИННЫЙ ГИГАНТ ЗАЙМЕТ ДВЕ ТРЕТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА


Газпром продолжает наступление на промышленные активы Татарстана. Недавно "БИЗНЕС Online" писала о действиях газового монополиста в отношении Казаньоргсинтеза. Сегодня стало известно, что два крупнейших производителя шин в России – подконтрольный газовому монополисту холдинг "СИБУР – Русские шины" и татарстанский производитель шин "Нижнекамскшина" - ведут переговоры об объединении производственных активов. Соотношение долей акционеров во вновь созданном шинном гиганте, который будет выпускать две трети всех российских шин, пока не утверждено.

ДВЕ ТРЕТИ РУССКИХ ШИН

«СИБУР Холдинг» и Татнефть обсуждают объединение шинных активов, рассказал газете "Ведомости" гендиректор "СИБУР – Русские шины" Вадим Гуринов, пока решений нет. Представитель Татнефти подтвердил это, а за более подробными комментариями предложил обратиться в УК "Татнефть-нефтехим" (управляет Нижнекамскшиной).

«СИБУР – Русские шины» и Нижнекамскшина - крупнейшие в России производители шипродукции. В 2009 г. на долю «СИБУР – Русские шины», по собственным данным компании, пришлась треть от всех выпущенных в России шин, доля Нижнекамскшина — 27%. «СИБУР Холдинг» контролирует почти всю кредиторскую задолженность Амтел (10% российских шин в 2009 г.) и намерен консолидировать активы банкрота, доля объединенной компании может достичь двух третей.

В шинном бизнесе эффект масштаба играет большую роль, полагает аналитик Ренессанс капитала Марина Алексеенкова: даже при резких колебаниях цен на сырье цена на покрышки слишком сильно не скачет, поэтому чем крупнее компания, тем шире у нее возможности для маневра и больше шансов удержаться на плаву.

ОБЪЕДИНЕННОЙ КОМПАНИИ ПРОЩЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ НАТИСКУ ИНОСТРАНЦЕВ

Мировые лидеры Nokian и Michelin открыли заводы в России в 2005 и 2007 гг. соответственно. В 2009 г. на их долю пришлось 26% всех произведенных в России шин. В 2011 г. завод в Липецке собирается запустить японская Yokohama. Итальянская Pirelli вместе с Ростехнологиями намерена строить шинный завод в Тольятти.

По качеству российским производителям тяжело конкурировать с зарубежными игроками, подчеркивает Алексеенкова. Вместе «СИБУР – Русские шины» и Нижнекамскшина смогут вкладывать больше средств в новые разработки, уверен Гуринов, и борьба за российский рынок не единственная цель, единой компании проще завоевывать рынки других стран: СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока, Бразилии.

«СИБУР – Русские шины» и Нижнекамскшина экспортируют до 20% продукции. «СИБУР – Русские шины» — даже в такие страны, как Куба, Венесуэла, Эквадор. Трудно представить масштабную экспансию объединенной компании на какие-то иные рынки, кроме СНГ, некоторых стран Восточной Европы и Центральной Азии, сомневается Алексеенкова.

Как распределятся доли в объединенной компании, неясно. По масштабу соотношение Нижнекамскшины к «СИБУР – Русские шины» и Амтел - 1 к 2, считает Алексеенкова, но первые две в 2009 г. были убыточны, а Амтел и вовсе будет после санации.

"БИЗНЕС Online"

Справки

ОАО «СИБУР – Русские шины» - 100%-ная "дочка" крупнейшего нефтехимического холдинга в России и Восточной Европе "СИБУР", подконтрольного "Газпрому". Объединяет 8 производств в России. Выручка предприятия по РСБУ за 2009 год составила 20,1 млрд. рублей, чистый убыток – 659,6 млн. рублей.

ОАО "Нижнекамскшина" - производитель автомобильных шин. Акционер - "Татнефть" (100%). Выручка предприятия за 2009 год по РСБУ  составила 6,9 млрд. рублей, чистый убыток – 94,5 млн. рублей.