Менеджеров, претендующих на высшие руководящие должности, в Татарстане много, но работодатели всё равно жалуются, что их не хватает. Работодателей не устраивает небольшой практический опыт и невысокая квалификация многих местных управленцев.

К таким выводам пришли специалисты рекрутинговой компании HeadHunter -Казань, проведя анализ на основе размещенных на сайте kazan.hh.ru вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей.

Спрос и предложение на специалистов высшего менеджмента в Татарстане

За последний год спрос на профессиональных управленцев в Татарстане значительно вырос. Так,   в первой половине 2008 года количество вакансий топ-менеджеров выросло в три раза по сравнению с тем же периодом 2007 года. При этом доля вакансий высшего менеджмента в этом году составляет 3% от общего количества, размещенных на сайте kazan.hh.ru.

Больше прочих в Татарстане востребованы управленцы в сфере продаж. Именно на них с начала года приходилось 28,6% всех вакансий топов. Кроме продаж чаще всего ищут топ-менеджеров в сфере маркетинга, рекламы и pr , в строительстве и недвижимости, в производстве, в финансовой сфере, в IT -отрасли, в страховании, в управлении департаментом персонала, а также для управления малым бизнесом (см. таблицу I ).

ТОП-10 отраслей Татарстана, где чаще всего требуются топ-менеджеры

1.   Продажи

2.   Администрирование

3.   Маркетинг/Реклама/PR

4.   Управление малым бизнесом

5.   Строительство/Недвижимость

6.   Производство/Технологии

7.   Финансы

8.   IT/Интернет/Мультимедиа

9.   Управление персоналом/Тренинги

10.   Страхование

Но за растущим спросом на топ-менеджеров рынок труда не всегда поспевает. Если в первой половине 2007 года на одну вакансию управленца в среднем приходилось 5 резюме топ-менеджеров, то в этом году на одну вакансию приходится 3-4 резюме. Больше всего недостает управленцев в страховании. Здесь на 10 вакансий приходится всего 3 резюме топ-менеджера. Не хватает на рынке труда и управленцев со знанием юриспруденции -   всего 8 резюме на 10 вакансий. А вот топ-менеджеров, претендующих на вакантные должности в производстве, в банковской сфере, в отрасли «Транспорт/Логистика» и в управлении малым бизнесом, в Татарстане достаточно – в среднем на одну вакансию здесь приходится больше 2 резюме. Однако, по отзывам работодателей, это не всегда именно «те самые резюме».

Надежда Борисова - директор HeadHunter -Казань:

- Спрос на к валифицированных, опытных управленцев есть сегодня во всех отраслях. Н аиболее востребованы директор а филиалов -   в банковской, в строительной сферах, в производстве и т.д. Объясн яется это просто: крупные федеральные компании развиваются в регионах, открывают свои представительства и филиалы. Менеджеров, ж елающих в них работать на топовых должностях , предостаточно. Другое дело, что у ровень местных кандидатов подчас просто не дотягивает до требований столичных работодателей, а те ед и ницы, которые обладают достаточным опытом и квалификацией, - нарасхват. Крупные к омпании решают эту «задачку» по-разному . Кто-то отправляет в регион на 2-3 года своего представителя из центрального офиса - «поднимать филиал». Другие строят филиальную сеть, подбирая руководителей исключительно на местах – так дешевле и проще. Р аботодатели берут на должности управленцев кандидатов с небольшим управленческим опытом и «лепят» из них тех, кто им нужен. Т акие руководители филиалов существуют в условиях строгой   и регулярной отчетности перед центральным офисом.

Стоит отметить, что татарстанские топ-менеджеры, обозначая свою специализацию, стараются кроме собственного профессионального опыта учитывать и потребности рынка. Более 18% управленцев в Татарстане выражают желание работать в сфере продаж, 16,1% - заниматься общими вопросами администрирования, 11,1% - управлять малым бизнесом, а 10,5% - трудиться в производстве. Причем, управленцы готовы переквалифицироваться, перейдя, например, из сферы продаж в производство, или в логистику и т. д.  

Таблица I

Распределение вакансий высшего менеджмента по отраслям, январь-июль 2008

Отрасли

доля

Продажи

28,6%

Администрирование

11,5%

Маркетинг/Реклама/PR

7,6%

Управление малым бизнесом

7,3%

Строительство/Недвижимость

6,8%

Производство/Технологии

5,9%

Финансы

5,9%

IT/Интернет/Мультимедиа

4,6%

Управление персоналом/Тренинги

4,4%

Страхование

4,2%

Транспорт/Логистика

3,4%

Консалтинг

2,4%

Коммерческий банк

2,2%

Медицина/Фармацевтика

2,0%

Юриспруденция

1,2%

Искусство/Развлечения/Масс-медиа

1,0%

Инвестиции

0,5%

Наука/Образование

0,5%

Заработные платы топ-менеджеров Татарстана

Доходы топ-менеджеров в республике зависят от отрасли, от масштаба ответственности и размера компании. Если средняя зарплата директора магазина – в пределах 30 тыс. рублей (диапазон: от 20 до 60 тыс. рублей), то средняя зарплата директора филиала – 57 тыс. рублей (диапазон: от 30 до 100 тыс. рублей), а доход коммерческого директора крупной компании – 62 тыс. рублей (диапазон: 38-75 тыс. рублей).

Универсальным управленцам (общее администрирование) работодатели предлагают самые высокие ставки: от 60 до 120 тысяч рублей в среднем. Топам в маркетинге и рекламе платят от 57800 до 68300 рублей в среднем. У высшего менеджмента в страховании тоже неплохие доходы – от 54600 до 97200 рублей в месяц. Меньше прочих получают топ-менеджеры в производстве, строительстве и управлении малым бизнесом – здесь предложения работодателей начинаются от 32-33 тысяч рублей (см. таблицу II ).

Зарплатные ожидания специалистов высшего менеджмента в Татарстане нельзя назвать завышенными. Только около четверти всех топ-менеджеров запрашивают зарплату от 100 тыс. рублей и выше. Остальные предпочтения распределились так: 27% топов рассчитывают на доход от 40 до 60 тыс. рублей в месяц, 22% - от 60 до 80 тыс. рублей, 23% - она сумму от 80 до 100 тыс. рублей. И 4% управленцев согласны получать от 30 до 40 тыс. рублей в месяц.

Таблица II

Диапазон средних зарплат топ-менеджеров Татарстана по отраслям, в рублях.

Отрасли

средняя от…

средняя до...

Администрирование

60600

119400

Маркетинг/Реклама/PR

57800

68300

Страхование

54600

97200

Консалтинг

50200

70700

Финансы

48900

62500

Транспорт/Логистика

45000

62000

Продажи

42400

62400

Коммерческий банк

41900

52800

Управление персоналом/Тренинги

38800

53500

IT/Интернет/Мультимедиа

36800

41 300

Производство/Технологии

33500

70700

Строительство/Недвижимость

33400

63500

Управление малым бизнесом

32300

49900

Портрет топ-менеджера Татарстана

По данным HeadHunter-Казань, на рынке труда Татарстана топ-менеджеры занимают 2% от общего количества резюме «белых воротничков». Большинство из них – мужчины (77%). В базе kazan.hh.ru молодых управленцев (в возрасте до 22 лет) немного – 1%. Половина всех топов базы находятся в возрасте от 26 до 35 лет, 26% - старше 41 года   Однако эти данные не означают, что в республике подавляющее большинство управленцев не достигли зрелого возраста. Цифры говорят о том, что молодые менеджеры инициативнее, чем их старшие коллеги, готовы к смене сферы деятельности, а потому активно интересуются вакансиями и размещают свои резюме на job -сайтах.

При этом большинство работодателей чаще всего хотят видеть себя управленцев в возрасте от 30 до 45 лет, с опытом руководящей работы от 3 до 6 лет – то есть, с тем набором качеств, который редко встречается у молодых менеджеров. 96% топов республики имеют высшее образование, из них 4%– кандидаты наук.

Выводы

Парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда топ-менеджеров на рынке труда с избытком, а закрыть «горящие» вакансии некем, объясняется быстрым развитием экономики, общим демографическим спадом и устаревшей системой образования в стране. Рынок не успевает пополняться ключевым ресурсом экономики – кадрами. Старшее поколение, обладая огромным опытом работы, не имеет образования и компетенций, соответствующих современным требованиям высшего менеджмента. Молодым и амбициозным управленцам не хватает жизненного и профессионального опыта, чтобы выполнять поставленные задачи по развитию рынков. Очевидно, работодатели будут решать проблему, подготавливая собственных управленцев внутри компании, из числа перспективных специалистов. При этом естественно будет расти спрос на дополнительные образовательные услуги: бизнес-курсы, тренинги, обучающие программы, MBA и т д.