«Граждане воруют – страна богатеет.
В драке не выручат – в войне победят»
(ранний Жванецкий)

НЕМОЧЬ ВМЕСТО ВОЛИ – ХУЖЕ НЕВОЛИ

Проблема даже не в том, что «верхи не правят», а «низы безмолвствуют». Про этот-то паралич  административной и политической воли можно даже сказать, что нет худа без добра. Потому что постоянное «недовыполнение» заявленных «национальных стратегий» и планов правительства (например, госпрограмм приватизации) – это хоть и «плохая игра», но она спасает от большего лиха, если считать по результатам. Разве не благо, что Грефу не удались прошлогодние планы приватизации Сбербанка? Учитывая кипрский депозитный погром и другие потрясения предвоенного года.

Также и нежелание масс идти на острые конфликты с верхами, и неумирающая надежда на компромисс с мнимой властью (ее часто выдают за патриархальную «веру в доброго царя»), и привычка разыгрывать начальство, надевая маску Иванушки-дурачка, – все это в итоге работает на видимость «благоразумной лояльности» масс. Хотя корни такого поведения не так благоразумны и благополучны, как может показаться.

Но это скрытое неблагополучие подтверждается не истериками оп!!!-позиции, а отсутствием маломальской уверенности в завтрашнем дне и зримых достижений в экономике и обустройстве достойной жизни. Экономика раз за разом только «восстанавливается» и никак не может приблизиться к качеству и уровню прежнего народного хозяйства.

Причем каждый раз набегающая волна кризиса смывает едва накопившийся «жирок» народного хозяйства (которое хоть что-то свое производит для еды, питья и одежды), оставляя только пугающий углеводородный скелет…

Непонятно, как учителя объясняют это детям, постигающим основы экономики. Только с помощью невежественного обмана или сказок про Кащея. Отсюда – полный ЕГЭ по обществознанию. А достойная жизнь по-прежнему маячит где-то за горизонтом, как призрак коммунизма.

ВЕРТИКАЛЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

И даже не в том беда, что вертикаль ни за что не отвечает. Это ведь не вертикаль управления, а вертикаль своеобразной «лояльности»: каждое вышестоящее звено не отвечает перед нижестоящими за качество стратегии, исполнительного аппарата, оперативных решений и за результаты своей деятельности.

А каждое нижестоящее тоже не отвечает, а только «присматривает» (институт «смотрящих» стал ключевым и опорным в системе вертикали). Но присматривает не за качеством управления хозяйством, а только за тем ресурсом, под залог которого данное звено оказалось в вертикали. Этим залоговым ресурсом может быть личная преданность, выделенный финансовый поток, политическая гарантия «разруливания», то есть ручного управления специфическим конфликтом (национальным, межконфессиональным – реальным или придуманным) и т.п.

Именно поэтому система вертикали внешне выглядит как феодальная система власти. Но это только видимость власти – она не решает и не действует, а только «разруливает» конфликты, переводя стрелки ответственности на менее конкурентоспособных – таковы законы рынка-с! Поэтому ручное управление – основной способ действий в системе вертикали.

И запас прочности у такой системы гораздо ниже, чем у феодальной. Феодальная система держалась на чести и элите, которая жизнь готова отдать за честь. А нынешняя – на всеобщей корысти и случайной псевдоэлите. Зато в нынешней вертикали гораздо сильнее вирус «феодальной раздробленности» – залоговые ресурсы крайне недолговечны, они переоцениваются и обесцениваются даже слабым кризисом.

Но все эти и многие другие проблемы уводят внимание массового сознания от главного. Суть его в том, что в современном обществе верховная власть постепенно теряет привычную опору, в качестве которой веками служил государственный механизм. А новые механизмы социальной организации в виде государства нового типа или каких-то форм общественного самоуправления пока еще только складываются. К тому же глобальный олигархат за последние десятилетия уже многое сделал для подрыва авторитета и силы национальных государств и суверенитетов.

ОБЕТОВАННЫЕ ЗЕМЛИ – СССР И ИЗРАИЛЬ

В эту же сторону сработал и развал советской империи, в результате которого качество государственного управления сначала резко упало. А затем управление из государственного превратилось в корпоративное, клановое и так далее – по нисходящим ступеням культуры. Как говорится – «вниз по лестнице, идущей вверх». И не только на постсоветском пространстве, но и в других группах стран – по разным причинам, прямо или косвенно.

Получается, что по дороге от СССР к новой России граждане избавились не только от КПСС. А потеряли по ходу исторической перестройки своей генетической памяти какие-то ценные в прошлом качества. И получили прививку каких-то новых, еще до конца не осознанных…

Недаром Григорий Явлинский на прошедшем юбилее Михаила Горбачева сравнил его с ветхозаветным Моисеем, который 40 лет водил соотечественников по пустыне. А в начале 2013 года группа наших олигархов освоила туристический маршрут по Синаю – не по местам недавней боевой славы, а по местам древней библейской трансформации сознания.

У остальных граждан, кому не повезло с предусмотрительно отмененной пятой графой, еще есть какое-то время. У меры времени надо учитывать количественный и качественный аспекты, они не обязательно совпадают с цифровой точностью, но должны соответствовать по сути.

Со стороны качества, 40 лет – это время активной жизни двух поколений. А по датам, если правильно считать от начала перехода (то есть от Юрия Андропова), прибавляя 40 лет, получим дату, названную одним из патриархов ветхозаветного народа, 90-летним Генри Киссинджером. Дату прекращения государства Израиль. Вот и считайте, куда же деваться и в какие обетованные земли должны переселиться наши братья по разуму.

РАВНОДУШНЫЙ ГНЕТ ФИНБЮРОКРАТИИ – ДВУСМЫСЛЕННЫЙ И ДВУГЛАВЫЙ

Свой среди чужих, чужой среди своих.
(один из отличительных признаков олигарха)

К началу века на основе кредитно-долговой экономики в развитых странах окончательно сложилась двусмысленная и двуглавая система слияния и сращивания финансовой олигархии и госбюрократии.

Суть этой системы, породившей и обслуживающей вертикаль безвластия современных государств, относится отнюдь не только к России. Скорее, наоборот, Россия стала едва ли не последней страной, где финансовый олигархат на почве коррупции настолько сросся и побратался с национальной бюрократией на всех уровнях управления, что коррупция подменила экономический базис и стала основополагающим симулякром общественного строя.

Следующий закономерный этап движения олигархата к рычагам управления состоял в том, что самые удачливые «мастера финансовых схем» с помощью ручного управления стали по частям приватизировать «кормило госуправления», а «гении финансовых проделок» – пробиваться в ряды глобального олигархата. Березовский, Ходорковский и еще полдюжины фигур – всегда на виду.

Менее известны тысячи и десятки тысяч других, которые стали жертвами в этой междоусобной войне – сдавали и убирали свои же. Не всегда «цвет нации», но и цветы попадались тоже. Это просто на заметку сочувствующим и плакальщикам – по БАБу, сидящему Ходорковскому, неприкаянному Михаилу Прохорову и другим жертвам борьбы за вертикаль. Дай Бог им здравия, физического и душевного, а остальным – умения различать объект сочувствий и симпатий. Ведь региональные отрезки вертикали отмечены фигурами многочисленных потерь, как наши автодороги отмечены памятными знаками жертвам ДТП.

Когда же в конце ельцинского «царствования» вертикаль из-за безответственных «урывок» и раздоров олигархата, проникшего аж в царскую семью, слишком сильно накренилась и грозила распадом (распадом не страны, как потом объясняли – на нее было наплевать и забыть! – а самой вертикали), пришлось принимать меры. В частности, олигархи были «равноудалены», но не от власти, которой не было и нет, а от вертикали.

«СПЕЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ» ВЕРТИКАЛИ

Формы двусмысленного безвластия с тех пор изменились, но суть осталась. Например, не случайно возник двуглавый «тандем», и неспроста сейчас его вторая половина как бы «притоплена». Некоторые считают, что время тандема и вовсе прошло, но не стоит торопить выводы впереди событий. И приписывать фигурам наверху то, чего нет – ни хитрый заговор, ни очевидную глупость.

Попробуйте представить, что это просто объективная логика двусмысленной и двуглавой вертикали. Например, сейчас действующий президент фактически взял на себя и функции действующего премьера, но при этом оставил напарника по вертикали в номинальной должности.

Политологам вольно трактовать этот казус по-разному. Но если верить не догадкам, а фактам, то можно вспомнить, что год назад вновь приступивший к своим обязанностям президент отправил только что утвержденного премьера на очередной саммит «Восьмерки», а сам остался формировать правительство. В итоге у нас, на все случаи жизни, есть аж три правительства! Одно конституционное и два дополнительных – при президенте, состоящее из его советников, десантируемых на участки прорыва, и «Открытое правительство», у которого все двери и полномочия открыты шире некуда, но ответственности, как показали недавние отчеты, тоже никакой и даже меньше.  

Поэтому лучше внимательнее присмотреться к естественной логике развития и трансформации двусмысленной вертикали безвластия – как она есть по жизни. Ветер перемен причудливо перемешивает правду и ложь, а реальность с анекдотом. Заметьте, политические анекдоты практически исчезли, остались те, что ниже пояса. Анекдот стал реальностью, но от этого логика жизни не исчезла, хотя и извратилась. То ли еще будет – курэсе бар икэн!

К импортным сказкам-комиксам о ветвях власти у нас уже давно относятся как к «клюкве обыкновенной развесистой». Поэтому речь не о «клюкве», а о конкретном «спецназе», который возникает в точках ослабления или разрыва вертикали – по ходу дела и по мере необходимости. Так, например, полтора года назад, по случаю, возник «Народный фронт» (ОНФ), а теперь, после недавнего учредительного съезда, «Народному фронту» начали передавать некоторые правительственные функции. Например, контроль за прозрачностью госзакупок…

Не будем торопиться с ответами – в поиске смыслов гораздо важнее правильно заданные вопросы. Например, НФ-«За Россию» это что – четвертое правительство? И тогда будем ждать до седьмого?

Или вопрос на засыпку к Михаилу Сергеевичу. Ну ладно, КПСС, как настоящую партию власти, вы успешно развалили (к Генсеку какие претензии!), но зачем же заодно прикончили и Советы с народным контролем?! Надо было сохранить – для экономии и из уважения к участникам кронштадтского мятежа, многочисленных крестьянских восстаний и нынешних разумных активистов из народа, которые всегда безуспешно выступали «За Советы – без большевиков!» Тогда и ОНФ не пришлось бы тревожить в мирное-то время!

Так же, по мере вертикальной необходимости, возникают новые «партии власти» или «многопартийность без берегов», новые омбудсмены и другие «смотрящие». Возникают уполномоченные фигуры и органы специального перпендикулярного назначения, призванные обеспечить устойчивость, но только не власти (к ней они не имеют отношения), а исключительно перпендикуляра вертикали.     

Дело в том, что государственная власть как таковая в новой России по определению отсутствует – она постепенно угасла за два десятилетия после демонтажа СССР. А ее видимость поддерживается только инерцией сознания и автоматической дисциплиной небольшой части граждан, которые еще не утратили инстинкт созидательного и защитного самосохранения.

Только видимость, т.к. иллюзия государственности по мере ее угасания все более активно и пафосно стимулируется сверху – например, путем искусственного возрождения некоторых советских ритуалов и символов (звания Героя Труда, парадов Победы, символов Сталинграда и т.п.). А пафос в наше время – верный признак того, что реальные концы не сходятся с конкретными началами.

В заключение приведу самый простой и наглядный пример, доказывающий не только отсутствие власти, но и двусмысленность сложившейся системы управления, – это снос так называемых лжекоттеджей. Нарочно не придумаешь и не найдешь более обличительной улики, показывающей, что хозяина в системе управления нет, а действующие менеджеры озабочены совсем не хозяйственными вопросами. Скорее всего, не их вина, но общая беда.

Хозяин, в случае нарушения закона и правил, поступит по-хозяйски – накажет, оштрафует, исправит, отберет и передаст в другие руки и т.п. Но добро не выбросит коту под хвост, пренебрегая интересами семей – и вселившихся не по правилам, и стоящих в очередях на жилье, и «подсевших» на ипотеку. Хозяин будет решать по жизни и здравому смыслу. А менеджер сошлется на закон и рынок.

Z=Z=Z

Окончание следует

Читайте также: 

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 1-я

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 2-я

Что делать, когда революция – в смыслах? Часть 3-я

Что делать? Революция внутри элиты – раскол или мягкая сортировка? Часть 4-я

Что делать? Революции хозяйственные и мелкобуржуазные. Часть 5-я

Верховная власть от Бога. А вертикаль? Часть 6-я

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции