ДЕВЯТЬ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАНИ ПРЕДЛАГАЮТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СВОИХ МНОГОМИЛЛИОННЫХ ДОЛГОВ С ПОМОЩЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ НА ПРОЕЗД

Сегодня девять казанских компаний-операторов автобусных перевозок должны передать властям Татарстана и Казани письмо с требованием повысить цену на проезд до 25 рублей. Как утверждают сами предприниматели, обслуживающие около 50%  маршрутов общественного транспорта в столице РТ, пойти на этот шаг их заставили огромные долги.  Причиной стали растущие расходы на запчасти, лизинговые платежи, коммунальные услуги и налоги. Поэтому с рынка в 2009 году были вынуждены уйти уже пять предприятий.

КАК СПАСТИСЬ ОТ ДОЛГОВ?

Вчера представители девяти компаний-перевозчиков подписали письма премьер-министру Рустаму Минниханову, министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадию Емельянову, председателю комитета по тарифам РТ Марине Файрушиной и мэру Казани Ильсуру Метшину. В числе предпринимателей, обратившихся к власти по поводу повышения тарифа, - КПАТП №7, КПАТП-9, инженерно-технический центр, Стройтранс, ИП Гарипов, республиканский автовокзал-7, ИП Жильцов, ИП Мамедова и УМ-4. Эти предприятия, по их собственным оценкам, контролируют около 50% пассажирских перевозок в Казани.

Копия документа имеется в распоряжении редакции «БИЗНЕС Online».

Напомним, что последнее увеличение тарифов на перевозку пассажиров в общественном транспорте в Казани произошло 1 января 2008 года, вскоре после массовой замены городского автопарка на новые красные автобусы. Тогда повышение до 15 рублей показалось пассажирам слишком резким (прежде плата за проезд стоила 10 рублей). Однако, как выяснилось, даже эта кардинальная на тот момент мера не стала спасением для перевозчиков, которые для покупки автобусов залезли в непомерные долги.

Один из инициаторов письма, гендиректор ООО "КПАТП №7" Владимир Капитонов (кстати, на выборах 2009 года в парламент РТ он был кандидатом по спискам ЛДПР)  рассказал «БИЗНЕС Online», что долги его предприятия по итогам 2009 года – 12 млн. рублей, ООО "КПАТП-9" – 20 млн. рублей, ИП Жильцов – 3 млн. рублей. Задолженность, по мнению предпринимателя, образовалась, в первую очередь из-за неполной компенсации перевозчикам выпадающих доходов за перевозку льготников.

- Смотрите, в статье 5 закона "Об организации пассажирских перевозок…" от 13.11.2006 года говорится о "своевременной компенсации заказчиком пассажирских перевозок расходов перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров по социальным проездным документам", - говорит Капитонов. - Но при тарифе 15 рублей нам выплачивается всего по 7,7 - 7,8 рубля.

Свою роль сыграл также рост на 30% цен на запчасти, повышение коммунальных тарифов. Также на 10% увеличилась доля перевезенных льготников: в 2008 году – 26%, в 2009 – 35% от общего числа перевезенных пассажиров.

В 2009 году комитет по тарифам РТ по просьбе перевозчиков рассчитал себестоимость перевозок в Казани. Оказалось, что в зависимости от маршрута, поездка на автобусе стоит 17 - 31 рубль.

- Получается, что средняя себестоимость поездки в Казани – 23 рубля, это без учета рентабельности. Значит, даже если установить такой тариф, предприятие ничего не будет зарабатывать, не сможет вкладывать в развитие, в приобретение новых машин. А у нас - 15 рублей! - возмущается Капитонов. - Я это говорю для того, чтобы вы поняли, в тарифе 25 рублей заложено всего 10-15 % рентабельности. Работа без развития – это тупиковая ситуация, предприятие идет вниз и умирает, как это произошло уже с пятью перевозчиками.

В то же время перевозчики готовы согласиться с действующим тарифом в случае, если власти станут компенсировать им 100% затрат на перевозку льготников. "В день мы на каждом автобусе по три тысячи рублей теряем из-за перевозки льготников", - объясняет Капитонов. Для сравнения, он приводит такие цифры: в Ульяновске компенсация из бюджета на провоз пассажиров в ПАЗике в месяц составляет 70 тыс. рублей, в Москве и Сант-Петербурге предприниматели, работающие на автобусах Golden Dragon, получают, соответственно, по 180 тыс. рублей и 150 тыс. рублей компенсации в месяц. Для сравнения: в Казани эта сумма составляет всего около 28 тыс. рублей.

- Если тариф не будет пересмотрен, то в городе увеличится количество разорившихся предприятий, безработных частных предпринимателей, больше станет уволенных людей, - говорит индивидуальный предприниматель Сергей Жильцов, - А бастовать я не пойду.

ЗАЯВЛЕНИЙ НЕ ПОСТУПАЛО

Инициатива перевозчиков уже вызывает настороженность у жителей Казани, пользующихся общественным транспортом: если запросы предприятий будут удовлетворены, это станет причиной существенного роста расходов на проезд для многих семей. Очевидно, учитывая возможный резонанс, госструктуры пока крайне осторожно комментируют письмо девяти компаний.

Так, в пресс-службе комитета по тарифам РТ «БИЗНЕС Online» пояснили, что тариф на пассажирские перевозки пересматривается в заявительном порядке. То есть в комитет перевозчики должны обратиться с заявлением и представить все необходимые документы. Комитет повысит тариф в случае, если сочтет это экономически целесообразным. "В данный момент в комитет по тарифам обращений от перевозчиков не поступало", - сообщили в пресс-службе.

Сегодня днем в комитете по транспорту Казани прошло рабочее совещание с участием председателя комитета Айдара Абдулхакова и девяти перевозчиков. Сразу после окончания встречи они рассказали «БИЗНЕС Online», что была достигнута договоренность: предприниматели предоставят в комитет свои расчеты, а комитет, в свою очередь, отправит их в комитет по тарифам.

Наталья Голобурдова

Справка

В 2009 году, по данным перевозчиков, пять автотранспортных предприятий в Казани вынуждены были прекратить свою деятельность по финансовым причинам. Это Медконтакт, Автотранс Холдинг, Казгортранс, Дортранспорт и ИП Гафаров. В общей сложности у них было около 300 автобусов.