ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В ПРОШЛОМ ГОДУ РУХНУЛИ ВДВОЕ

В прошлом году в России продано новых автомобилей на 49% меньше, чем в 2008-м. Автопроизводители надеются на небольшой рост продаж в нынешнем году. Однако от этого роста выиграют только те, кто производит автомобили в России. А доля рынка "настоящих" иномарок в 2009-м – впервые за три года – уменьшилась на 50%. В 2010-м, по прогнозу Sollers, она снизится почти на треть – с 48% до 35%

ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ СБОРКИ

Снижение продаж на большинстве крупных автомобильных рынков в 2009-м составило не более 5 - 10%. А вот российский авторынок откатился со второго на пятое место в Европе по числу проданных автомобилей. Немецкий (как и китайский) даже показал рост.

В кризис изменились потребительские предпочтения приобретающих автомобили россиян – в прошлом году они старались купить машины подешевле. В итоге, по подсчетам агентства "Автостат", средняя цена автомобиля за год снизилась на $3 тыс. – до $19 600.

Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, зам. гендиректора Фольксваген Груп Рус Мартин Ян считает, что восстановление начнется только во второй половине 2010 года, при этом будет продано 1,5 млн. авто – на 2,7% больше, чем в прошлом году. Доля местных производителей на рынке будет расти, а доля импортеров рынке уменьшаться.

Свой прогноз предлагает и Sollers. Согласно нему доля иномарок российской сборки в общем объеме продаж в текущем году должна увеличиться с 24% до 35%. Станет больше и доля отечественных марок, она вырастет с 28% до 30%. А вот доля импортируемых авто значительно снизится – с 48% до 35%. В этих прогнозах учитывается, что средняя цена продаваемых машин снижается из-за увеличения спроса на более дешевые автомобили.

Эксперты уверены, что доля российских иномарок, которая в последние несколько лет постоянно увеличивается, вырастет и в 2010 году – на 6 - 7%. Гендиректор информационного портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив говорит, что прогноз Sollers абсолютно реален, и добавляет: "Преимущество российской сборки оценили большинство иностранных концернов. Volkswagen активно пользуется льготами и в прошлом году постоянно запускал новые модели в производство. Peugeot приняла решение пораньше запустить свое производство".

Локальное производство позволяет концернам компенсировать валютные риски, снижать расходы на логистику, экономить на уплате импортных пошлин. Не случайно в 2009-м Volkswagen увеличил свою долю на российском рынке новых автомобилей с 2,1% до 3%.

50 МЛРД. НА ПОДДЕРЖКУ ПРОДАЖ

Доля импортных иномарок в 2010 году в России упадет, считают эксперты. Она упала и в 2009-м: за 11 месяцев в Россию было ввезено около 482 тыс. машин, что на 74% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Доля таких авто на рынке снизилась с 54% до 48%.

Российским производителям наверняка помогут разработанные правительством программы государственной поддержки продаж – общей стоимостью, по оценкам экспертов, в 46 млрд. рублей. Это госзакупки, в основном, легких коммерческих авто из федеральных и региональных бюджетов, госпрограмма субсидирования ставок по автокредитам, программа утилизации автомобилей, на которую выделено 10 млрд. рублей. Так, в 2009-м на поддержку продаж было потрачено 50 млрд. рублей.

Главные беды импортеров – впереди, ведь им придется в нынешнем году повышать цены на автомобили 2009 и 2010 годов выпуска. Весь прошлый год многие производители торговали машинами, завезенными еще в 2008-м. Но рано или поздно они закончатся, и тогда придется пересматривать цены, а возможностей по предоставлению скидок у продавцов будет мало. Кроме того, в цену машин придется включить возросшую с начала прошлого года с 25% до 30% таможенную пошлину.

По материалу в газете "Ведомости"