В Европе вступил в силу Лиссабонский договор. Суть этого документа состоит в том, что существенно меняются отношения стран – членов Евросоюза с точки зрения их влияния на принятие решений в рамках ЕС

 

В Европе вступил в силу Лиссабонский договор.

 

Суть этого документа состоит в том, что существенно меняются отношения стран – членов Евросоюза с точки зрения их влияния на принятие решений в рамках ЕС. Если раньше действовало правило консенсуса, при котором были равны Франция и Болгария, Германия и Мальта, то теперь ситуация относительно меняется: появляется возможность для большинства, что называется, продавить нужное решение. Разумеется, на первом этапе это изменение незначительно, но даже сейчас некоторые страны ЕС потребовали для себя особых отношений в рамках этого договора. В основном это страны Восточной Европы, и, как это обычно и бывает, их официальное объяснение такой позиции отличается от реального.

 

Официально эти страны, которые, по их мнению, только-только "освободились от советского диктата", слишком сильно ценят свою "независимость". Отметим, что тотальный контроль США над их политикой показывает реальную стоимость такой "независимости", но пропаганда вложила столько сил и средств в развитие тезиса "независимости", что отказываться от него как-то не с руки. Реально же те же США совершенно не заинтересованы в усилении ЕС и его превращении из объекта мировой политики в ее субъект (объективно конкурирующий с теми же США). А значит, они противодействуют реальным процессам политического объединения, в т. ч. и через "особо близких" себе членов Евросоюза.

 

Отметим, что и раньше с консенсусом были проблемы, поскольку страны, которые получают из бюджета ЕС колоссальные субсидии, не могут долго и уверенно спорить со странами, которые дают в бюджет ЕС деньги на эти программы. Но, тем не менее, наличие внешней (т. е., в первую очередь, тех же США) поддержки регулярно приводило к острым конфликтам, особенно в части построения отношений ЕС с Россией. И, казалось бы, принятие Лиссабонского договора, появление постов "президента" (как бы он там официально ни назывался) и "министра иностранных дел" всего ЕС решают проблему. Ан нет …

 

Все дело в том, что Евросоюз – только часть мировой системы разделения труда. И базируется эта система сегодня (т. е. после 1991 года, когда прекратила свое существование последняя альтернативная система разделения труда) на США. Именно конечный спрос в США, экспорт в эту страну и дает основным экономически активным регионам мира (Япония, Китай, Евросоюз) ресурс на быстрое развитие.

 

Если учитывать паритет покупательной способности (а без него, в номинальных ценах, считать некорректно, поскольку не учитываются ни эмиссия, ни трансфертные цены транснациональных корпораций), то США обеспечивают практически 40% мирового спроса, а если вычесть, например, мировой спрос на еду, то доля этой страны в потреблении становится абсолютно доминирующей. Разумеется, сегодня эти цифры глубоко запрятаны в бухгалтерских книгах конкретных корпораций, но экономическая суть от этого не меняется.

 

А дальше начинаются проблемы. Мы говорили об этом неоднократно, скажем еще раз. Суть наступившего кризиса состоит в том, что падает спрос американских домохозяйств, падает в связи с исчерпанием механизма его кредитного стимулирования. Для поддержания спроса в США денежные власти этой страны на протяжении почти 30 лет (с начала 80-х) снижали стоимость кредита, относя основные выплаты по все возрастающему долгу "на потом". И вот это "потом" наступило: учетная ставка ФРС стала равной нулю, больше стоимость кредита не снижается. Что делать дальше? Дальше остается жить в условиях спада спроса. Но он удовлетворялся за счет двух основных источников: собственного производства США и импорта. Что сокращать?

 

Внутреннее производство? Но тогда придется увольнять работников, и они станут потреблять еще меньше. Кроме того, придется все больше и больше печатать долларов (а иначе как купить импортные товары?), а это еще более ослабит мировую финансовую систему и удорожает тот же самый импорт.

 

А если уменьшать импорт, то экономический кризис начнется в основных странах – поставщиках товаров в США. В первую очередь – в Японии, Китае и… правильно, Евросоюзе. Про первых мы пока говорить не будем, а для ЕС это не просто проблема. Это – катастрофа. Дело даже не в том, что на внутреннем спросе ЕС сегодня не может поддержать уровень жизни населения, а в том, что невозможно будет объяснить гражданам одних стран, что они должны еще более беднеть для того, чтобы лучше жилось гражданам стран других. В частности, почему необходимо уменьшать социальные расходы в Германии (на фоне и без того резкого их сокращения) для того, чтобы поддержать Болгарию или Латвию.

 

Да, такое происходило и в последние годы. Точнее, не совсем то. Германия деньги выделяла, но на фоне роста собственных расходов и, главное, повышении общего уровня жизни населения. А сегодня и то, и другое начинают сокращаться. И что в такой ситуации делать? Ответа на этот вопрос нет. И Лиссабонский договор тут не поможет, поскольку проблемы внутри и ЕС, и еврозоны слишком сильны. Не очень даже понятно, как они могут быть разрешены в условиях нынешнего кризиса – с его масштабом. Да, пока евробюрократия активно объясняет, что кризис закончился, но мы-то понимаем, что он только-только начинается. А значит, ЕС ждут куда более серьезные реформы, чем принятие Лиссабонского договора. И нет уверенности, что все они будут обдумываться так же долго…

 

(Финтаймс, Михаил Хазин, 02.12.09)