К2К: Китайцы хотят разрешить кризис за счет увеличения внутреннего потребления, поскольку внешний спрос упал. Показывает ли ваш индекс, что этот процесс происходит?

Т.: Они инвестируют в инфраструктуру, строят больше дорог, железнодорожных путей, аэропорты. Наш индекс прямо не показывает этого - лишь то, что производит определенное воздействие на Китай и на мировой рынок, потому что есть спрос на железо и цемент. Прежде всего, китайское правительство делает такого рода инвестиции, потому что вынуждено это делать. У них столько волнующих социальных "стычек", что иногда они даже выносятся в иностранные СМИ.

 Китайские компании сокращают штат сотрудников, миллионы людей становятся безработными. И единственный способ, которым может воспользоваться Китай, это постараться простимулировать экспортные цены, инвестируя в американские T-bond (Treasury Bond, казначейские облигации). Но если нет больше товаров, которые можно транспортировать по этим строящимся дорогам, то возникнет ситуация, сложившаяся в Японии: там тоже вкладывалось много денег в инфраструктуру, которая не использовалась. Это контрпродуктивно.

К2К: Вы считаете, что страны-локомотивы мирового роста, были бы еще более эффективны, если бы смогли победить коррупцию?

Т.: Китай коррумпирован. Индия коррумпирована. Россия коррумпирована. Коррупция - очень негативное явление. Все человеческие и капиталистические ресурсы используются неверно. В итоге, страна получает деньги не на рыночной основе. Я много раз останавливался в гостинице "Россия" – самой большой в Европе. Теперь она разрушена, на ее месте руины. Для чего? Вокруг этого российского феномена ходит очень много слухов. Было бы больше протестов в стране, они бы были более продуктивными, если бы страна была менее коррумпирована. А ведь Россия обладает огромными человеческими ресурсами - большим количеством хорошо образованных людей.

К2К: В России говорят, что коррупция – это смазка для экономики.

Т.: (Смеется) Конечно, в советские времена можно было бы и так сказать. Действительно, есть очень много возможностей в экономике самодвижущейся. Но это не поступательное развитие, гораздо лучше, если рынок открыт. У вас будут люди с огромными средствами, люди больших возможностей, но другая часть - большинство самых обычных людей – не сможет принимать участие в этих "играх". Я не эксперт в том, что происходит сейчас в России. Но есть список неотъемлемых вещей, которыми Россия должна обладать, чтобы иметь возможность двигаться, обеспечивать общество средствами. В России есть огромное количество хорошо образованных людей:  математиков, физиков и т.д., но почему они, если и задействованы, то лишь в военно-промышленном комплексе?

К2К: А Россия нуждается в своем Мумбае, Силиконовой долине?

Т.: У вас уже есть что-то подобное. Я не знаю, где она расположена, в Москве или в другом месте, но в России уже есть своя Силиконовая долина. Моя организация имеет частную компанию в Киеве. Да, я знаю, что фактически это другая страна, но там люди разговаривают на русском языке, получают российское образование, обеспечивают нас...

К2К: При этом на Украине кризис глубже, чем в России. У них же более свободная экономика?

Т.: Украина разделена на Восточную и Западную части. У них разные верхушки. Страна раздирается двумя политическими партиями, разными культурами… Когда политики в государстве борются друг с другом, вместо того, чтобы объединить усилия для совершенствования управления страной. Важно, чтобы как можно больше людей вставали рано утром, шли на работу, где делали бы важные вещи и делали бы это эффективно. В странах, где сильно развита бюрократия, люди теряют свое время и время других людей. И существуют страны с системой, где слишком много людей не работает, где развита добровольная безработица. Например, в моей стране, в Дании, лишь несколько лет назад законодательством ограничили пособия по безработице. Оно было настолько высоким, что люди получали больше денег, если не работали, подрабатывая лишь время от времени. Эту систему мы изменили. Мы сказали людям: если вы не найдете работу или не будете получать образование, вы не сможете получать деньги.

К2К: Известен факт, что во время Оранжевой революции на Украине экономика росла на 12% в год, а как только одна сторона победила, рост прекратился.

Т.: За 10 лет и Россия совершила прыжок, это было вызвано, в большей степени, ростом цен на энергию. Больше денег шло в страну, страна прилично инвестировалась. Для частного сектора это была хорошая возможность: многие подумывали об образовании компаний. В самом начале очень небольшое количество людей работало в частном секторе, но цифры стали расти. Появились люди, которые говорили, что у них есть и силы, и цели.

В 2004 году я посетил завод в России. Люди приходили на работу утром, вечером уходили. Они проводили на заводе весь день, но не работали, а делали что-то другое. Сейчас может быть так же, в какой-то степени, но я уверен, что уже нет таких "упущений". Производительность сильно увеличилась, я недавно съездил на автомобильный завод: люди там работают и работают очень тяжело.

К2К: Этот кризис – кризис роста или демодернизации для России?

Т.: В России возможен рост, как в Китае. Там китайцы инвестируют крупные проекты: дороги, аэропорты и т.п. Но все эти меры не будут продуктивными, если возможности не использовать. Это не база для развития "примитивной" экономики, поднимающейся с самого низкого уровня. Вам необходимы хорошо образованные поколения людей, начиная со школьного образования. В Китае именно в этом заключается проблема, а в России же такой проблемы нет. Китайские дети не развиваются.

Россия же обладает огромным потенциалом. А у вас большое количество людей, экономически, а не политически заинтересованных, эти люди лгут вам. А обычные журналисты не знают, что происходит. Если вам говорят, что закончится нефть, почему вы верите этому? Это тот тип людей, который спекулирует на знаниях людей. Везде, и в Дании тоже такие есть. Некоторые люди нуждаются в кризисе, чтобы процветала коррупция, и зарабатывались деньги.

(www.k2kapital.com 19.10.2009)