В РОССИИ СОЗДАН ПРЕЦЕДЕНТ: ТОП-МЕНЕДЖЕР, КОТОРЫЙ ДОВЕЛ СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ ДО БАНКРОТСТВА, ОТДАСТ БЫВШИМ КЛИЕНТАМ ОКОЛО 28 МЛН. РУБЛЕЙ ИЗ СОБСТВЕННОГО КАРМАНА

Зафиксировано первое в истории России решение Арбитражного суда, по которому учредителю и гендиректору обанкротившейся страховой компании "Доверие" Виктору Рудницкому придется лично ответить по ее обязательствам. Интересная деталь – после скандала в "Доверии" Рудницкий возглавлял петербургский филиал татарстанской компании "АСКО", причем и там его деятельность сопровождалась конфликтом. 

Опубликованное на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области сообщение гласит, что с Рудницкого должно быть взыскано 27,6 млн. рублей в порядке субсидиарной ответственности. 14 октября это решение вступило в силу и сейчас по делу возбуждено исполнительное производство.

Такое решение Арбитражного суда явно станет прецедентом при последующем разборе подобных дел. Пока что неизвестны случаи, чтобы в России кто-то из учредителей или гендиректоров страховых компаний привлекался к субсидиарной ответственности.

История страховой компании "Доверие" такова. Она в 2004 году продала полисов на 240 млн. рублей. Из них около 157 млн. пришлись на ОСАГО. В июле 2005 года у "Доверия" была отозвана лицензия. Однако к тому времени рассчитываться с клиентами по страховым случаям было уже некому: компания испарилась из офиса, Рудницкий уволился сам и уволил всех своих сотрудников. При этом "Доверие" не передало Российскому союзу автостраховщиков (РСА) документы для компенсационных выплат своим клиентам. РСА, который платит за страховщиков-банкротов по ОСАГО, потребовалось полгода, чтобы разобраться с разбросанным по всему офису архивом "Доверия", привести его в порядок и начать выплаты.

Уже в 2006 году "Доверие" было признано банкротом. Арбитражный управляющий нашел имущество страховщика более чем на 6 млн. рублей. При этом общий объем требований кредиторов "Доверия" составил около 34 млн. рублей. На разницу между этими двумя суммами в размере 27,6 млн. рублей управляющий подал иск, с тем, чтобы привлечь Рудницкого к субсидиарной ответственности. Арбитражный суд этот иск удовлетворил, пишет газета "Ведомости".

В решении суда говорится о причинах банкротства "Доверия". Дело в том, что руководство компании использовало финансовые схемы, чтобы вывести капитал. В итоге "Доверию" был нанесен ущерб на 96 млн. рублей, поскольку компания лишилась акций ОАО "Недвижимость в Санкт-Петербурге" на 250 тыс. рублей  и около 86 млн. рублей, потраченных на покупку ценных бумаг. Что особенно показательно, судьба большинства акций, облигаций и векселей неизвестна, денежные средства от их реализации на банковские счета не поступили – что и указано в решении Арбитражного суда.

При этом, в Интернете появились сообщения, что, после того, как Рудницкий развалил страховую компанию "Доверие", он возглавил… петербургский филиал страховой группы "АСКО", головной офис которой находится в Набережных Челнах. Причем, как сообщает "Деловой Петербург", его работу и там сопровождали конфликты - на этот раз из-за неплатежей сотрудникам. Эта история вызвала резонанс в страховой отрасли, поскольку после истории  с "Доверием" Страхнадзор и Российский союз автостраховщиков внесли Рудницкого в черные списки.

БИЗНЕС Online

Комментарий

Игорь Волчков, директор казанского филиала ОАО "Военно-страховая компания":

- Не буду комментировать решение суда. Но можно ли его выполнить? Если Рудницкий в чем-то виновен, если есть признаки какого-то преступления – мошенничества, например – он, мне кажется, должен отвечать по Уголовному кодексу РФ. Но когда решение суда затрагивает имущественные интересы – я не знаю, есть ли возможность его выполнить? По-моему, в российской практике в подобных случаях редко когда удавалось какое-либо имущество найти… если даже пытались. Все заранее уводилось куда-то.

Думается, ответственность руководителя страховой компании должна начинаться еще тогда, когда он нарушает какие-то профессиональные нормы, закон о страховой деятельности в России. Есть регулирующие организации, контролирующие организации. Они должны вовремя выявить эти нарушения, на самых ранних этапах…

Что касается решения Арбитражного суда – возникает вопрос, на что оно направлено? Если только на то, чтобы таким образом наказать человека, то, повторю, это все-таки ближе к Уголовному кодексу – если Рудницкий, действительно, в чем-то виноват. Если же это попытка оказать содействие тем людям, которые были обмануты страховой компанией, и вдруг получится на самом деле взыскать деньги, – это можно только приветствовать.