УЧЕНЫЕ ПРЕДЛАГАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ПРОБЛЕМ

Татарстану следует активнее использовать собственный битум при строительстве дорог. Однако работа над повышением качества этого продукта должна быть продолжена. Такие выводы были сделаны на "круглом столе" в Татнефтехиминвест-холдинге.

МУКИ ВЫБОРА

По словам участвовавшего в "круглом столе" первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павла Чернова, Россия почти стопроцентно использует для строительства дорог асфальтобетонные смеси. И в обозримой перспективе достойных аналогов им не появится. Асфальтобетон, в свою очередь, немыслим без дорожного битума, который получают из гудрона, остающегося в колоннах нефтеперерабатывающих заводов после перегона бензина и дизтоплива. При этом качество битума напрямую влияет на долговечность и незыблемость дорожного покрытия. О том, что в этой сфере еще есть над чем трудиться, может догадаться любой, кто ездил по нашим дорогам.

В Татарстане порядка 20 крупных организаций, занимающихся дорожным строительством, и один крупный производитель соответствующих марок битумов – НПЗ ОАО " ТАИФ-НК " . Однако, как выяснилось, это не гарантирует стопроцентного использования местной продукции в татарстанском дорстрое.

Так, по данным главного инженера " ТАИФ-НК " Михаила Тюнина , их установка " Битурокс " по производству дорожного битума загружена примерно на 60%. При мощности 120 тыс. тонн в год в 2007-м (первый год работы) было выпущено 59,5 тыс. тонн дорожных и кровельных битумов, в 2008-м - 75,9 тыс. тонн, за 7 месяцев 2009-го - 42,6 тыс. тонн. Большая часть реализации пришлась на Татарстан (в 2008 году – 57 тыс. тонн, в 2009-м – около 30 тыс. тонн). Тем не менее в общей структуре потребления подрядчиков дорожно-строительного комплекса РТ продукция ТАИФ-НК не занимает даже половины. Так, в июле 2009 года татарстанские дорожники закупили порядка 5,87 тыс. тонн битумов ТАИФ-НК, но более 6,32 тыс. тонн пришлось на прочих, не татарстанских производителей. К ним относятся Салаваторгсинтез, НПЗ Уфы, Кстова, Сызрани и другие предприятия.

В ЧЕМ ДЕЛО?

По словам Тюнина, качество дорожных битумов с большим запасом удовлетворяет требованиям российского ГОСТа и подтверждено сертификатами соответствия Автодорсет а , а также исследованиями многих лабораторий . О днако вопрос предпочтений так и остается открытым.

П очему же дорожники покупают продукцию за пределами республики? Почему предпочитают Уфу, Пермь, Нижний Новгород? ..

Представители нижнекамского НПЗ сослались на сложившуюся традицию: есть давние связи дорожных организаций и определенных поставщиков. Кроме того, первый заместитель гендиректора " ТАИФ-НК " Александр Кантуев отметил, что на уменьшении в 2009 году объемов продаж сказалось и решение отгружать продукцию только по предоплате. Вынужденная мера была продиктована проблемой расчета за поставленный битум: за 2008 год с предприятием рассчитались только в феврале 2009 года.

Получить комментарий от самих дорожно-строительных организаций не удалось, но отчасти их позицию на " круглом столе " высказа л Пав е л Чернов : по некоторым показателям до прошлого года были претензии к заводу со стороны дорожников …

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Одним из решений вопроса повышения долговечности дорожного полотна могла бы стать модифицирующая присадка " Элвалой-4170 " производства компании " Дюпон " . Ее презентация также состоялась на " круглом столе " . Представитель Дюпона Сергей Примако отметил, что на ТАИФ-НК были проведены испытания с дорожным битумом, и их результаты оказались " очень хорошими " . Тюнин подтвердил: добавка делает битум полностью соответствующим американским и европейским стандартам.

Чернов отметил, что Э лвалой, действительно, позволяет очень хорошо подтянуть многие характеристики, но поставил другой вопрос: где ее вводить в битум? " Введение добавки в условиях подрядных дорожных организаций – неоправданно. Надо готовить модифицированный битум на НПЗ " , – заключил он . Но модификация, безусловно, повысит стоимость битумов. Однако для подрядчиков, которые стали бы закупать эту продукцию, разницу можно было бы компенсировать. Первый заместитель министра назвал этот вопрос " решаемым " .

Тем не менее , Дюпон был обстрелян техническими и технологическими вопросами представителей татарстанской науки. Они, в частности, настаивали на том, что республика сам а способ на производить модификаторы, которые значительно улучшат качество местного дорожного битума даже по сравнению с Элвалоем. Имелись в виду стирол-бутадиен-стирольные добавки и другие. И то, по мнению профессора Казанского государственного архитектурно-строительного университета Вадима Хозина, им уже найдена альтернатива – термоэластопласты, производимые в Казани. Более того, он уверял присутствующих в том, что на Нижнекамскнефтехиме можно было бы организовать производство модификаторов. За результаты, не хуже, чем у Элвало я , ученый ручается.

КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ

О добавках рассуждать можно долго. Однако директор научно-производственного центра " ИНВЕНТА" Алим Кемалов видит секрет качества дорожных битумов в сырье: "Прописная истина – в любой нефти, которая идет на переработку, важно содержание твердых парафинов".

Более того, на вопрос о возможности принципиального получения качественных дорожных битумов из остатков переработки татарстанского "черного золота" ученый ответил отрицательно. Он привел в пример Кичуйскую нефтеперерабатывающую установку ОАО "Татнефть" , на которой закрыли битумное производство мощностью 100 тыс. тонн в год при всех уникальных разработках техники и технологии.

Кемалов сказал: " Смесь ромашкинских и прикамских нефтей содержит 5,6 процента парафинов. В остающемся после переработки гудроне их получилось уже 17 процентов. Это неприемлемо много ". В результате, несмотря на отличные показатели продукции на выходе, в асфальтобетоне парафины аукались: дорога крошилась на глазах.

У профессора Кемалова также разработана технология одновременной интенсификации процесса окисления битума и перевода твердых парафинов в безопасную форму. По его утверждению, если сделать в независимой лаборатории сравнительную экспертизу его добавки и " дюпоновской " , первая даст фору Элвалою. Может быть, тогда сдвинется дело с организацией малотоннажного производства модификатора при, скажем, Нижнекамскнефтехиме.

Однако Кемалов видит и другой вариант светлого будущего для производства качественных дорожных битумов - природная битумная нефть.

"Это уникальное сырье для битумного производства. Там мало парафинов и много асфальто-смолистых веществ", – оценивает перспективы Ашальчей, Мордово-Кармальского и других месторождений ученый. По его словам, такой битум даже не нуждается в окислении. Он приблизит асфальтобетонную смесь к идеалу организаций дорстроя, а татарстанские улицы и трассы – к мировым стандартам.

 "Время и Деньги" (в сокращении)