ТАБЛИЧКИ ДЛЯ 760 ЗНАКОВ

Сегодня вступили в силу новые правила эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Отныне машину, стоящую под запрещающим знаком, можно увезти на штрафную стоянку только при наличии таблички «Работает эвакуатор». Согласно изменениям в Кодексе РФ об административных правонарушениях, теперь запрещено перемещать на штрафстоянку машины, припаркованные под знаком «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена», если отсутствует необходимая табличка. В случае, когда машина припаркована с нарушением, но никаких запрещающих знаков нет, эвакуация разрешена без каких-либо ограничений или табличек, как и раньше. Уже на этой неделе мэрия Казани уведомляла, что в соответствии с нововведениями по городу специальными табличками будут дооборудованы 760 дорожных знаков. А Госавтоинспекция сообщала, что размещены уже более 400 так называемых знаков дополнительной информации, а остальные окажутся на своих местах в столице Татарстана в ближайшие дни.

Ранее первый зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы РФ Вячеслав Лысаков комментировал «БИЗНЕС Online» документ, облегчающий жизнь автовладельцев. По мнению законодателя, таблички не должны размещаться властями где угодно — выставить такой знак власти вправе лишь там, где машины мешают движению. Если таблички нет, водителю грозит немаленький штраф за нарушение правил стоянки. «Если машина движению не мешает, то какой смысл ее вывозить, создавая затор, перекрывая улицы эвакуаторами, загружая эти машины, создавая неудобства остальным? — спрашивает Лысаков. — Машину, которая стоит и не мешает движению, нет смысла эвакуировать! Поэтому органы исполнительной власти должны адекватно и разумно отнестись к расстановке таких табличек».

Если чиновники будут вывешивать таблички везде, где стоят «косые кресты», Лысаков пообещал вернуться к тотальному запрету эвакуации из-под запрещающих знаков и разрешить эвакуацию только при нарушении правил дорожного движения — ст. 12.19, то есть когда машину бросили на остановке общественного транспорта, на тротуаре, припарковали ближе 5 м от пешеходного перехода, на зебре, на перекрестке, в тоннеле, вторым-третьим рядом и так далее.

«Мы такую идею хотели провести, но нам не удалось это сделать, — признался депутат. — Но сделаем, если правоприменение будет опять перекособоченное, то есть власти начнут ставить запрещающие знаки на каждом шагу. В Москве такие знаки стоят на птичьих переулках, в спальных районах, откуда круглосуточно эвакуируют автомобили. При чем здесь организация дорожного движения и борьба с пробками, когда в спальных районах никаких пробок нет, а ночью вывозят машины? Это коммерция. Если она не будет прекращена, то мы вернемся к этой теме и внесем отдельный законопроект — отмену тотальной эвакуации».

ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭВАКУАТОРОВ СУЗИТСЯ

Ни в комитете по транспорту исполкома Казани, ни в ГИБДД по РТ «БИЗНЕС Online» не смогли ответить, кто принимает решение об установке табличек, какую часть ныне существующих «косых крестов» они дополнят и в какую сумму это выльется. Обе структуры переадресовали эти вопросы друг к другу.

Однако источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности сообщил, что всего в Казани дополнение в виде таблички «Работает эвакуатор» получат примерно 20% размещенных в городе знаков «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена». Причем основной акцент будет сделан на несколько десятков казанских улиц, расположенных в центре, в Вахитовском районе. Здесь в тех местах проезжей части, где парковка, согласно расчетам трафика, допустима и не затрудняет движения, работает система платных парковок. Если платной парковки нет и при этом стоит знак, значит, машина, стоящая на этом месте, по определению мешает движению.

В остальной части города дороги, как правило, шире, припаркованная на обочине даже в запрещенном месте машина транспортный поток не блокирует. А значит, табличку «Работает эвакуатор» при желании можно было бы оспорить в суде.

Любопытно, что примерно этими же цифрами (20%) оценивается оснащение нововведением улиц Москвы, хотя, естественно, масштаб здесь несколько иной — в столице России к сегодняшнему дню должны были установить 6 тыс. табличек.

Так или иначе, даже после того, как все таблички будут повешены, поле деятельности у казанских эвакуаторщиков сузится на четыре пятых. Зато в оставшейся части контроль будет, надо полагать, гораздо более плотным.

«ЕСЛИ ЭВАКУАЦИЯ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ БЕЗ НАЛИЧИЯ ЗНАКОВ, ТО БУДЕМ СУДИТЬСЯ»

Правда, эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются, что сегодняшнее нововведение что-то изменит в отношениях ГИБДД и автовладельцев.

Артур Абдульзянов — депутат Госсовета РТ, председатель союза автошкол Казани:

— Прослеживается какая-то двоякая трактовка у этого закона. Есть знак — все, уже стоять нельзя. Согласно новопринятому закону, теперь эвакуировать можно будет, только если есть соответствующая табличка, предупреждающая о работе эвакуатора. Получается, если ее не будет, что будут делать сотрудники ГИБДД? Ожидать водителя, или штраф под дворники ему положат, или пришлют «письмо счастья»? Тогда зачем вообще эвакуировать? Пусть будет работать только рассылка штрафов, пусть проезжает автомобиль ГИБДД с фиксатором номерных знаков — и все. Просто ведь есть один закон, в котором четко говорится: стоять под запрещающим знаком нельзя!

С другой стороны, вероятно, этот закон приняли для того, чтобы установить знаки там, где проезжие части несколько ýже или припаркованные машины мешают движению транспортных потоков. А то ведь пока придет водитель, пока он оплатит, пока для него пройдет воспитательная мера. На некоторых участках, наверное, такой знак необходим, чтобы сработать эффективно и быстро. Хотя в Казани таких мест немного, дороги стали шире, у нас комфортные условия для парковок и т. д. Думаю, это более применительно к другим регионам, для Татарстана едва ли.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Скорее всего, там, где у нас будут знаки «Остановка запрещена», везде в Казани будут установлены таблички «Работает эвакуатор», потому что без них автомобиль эвакуировать нельзя. В принципе, ничего не изменится — где нельзя было парковаться, там так же будет нельзя этого делать; как забирали машины, так их и будут забирать. Особой роли это не сыграет, лишнее расходование средств.

Это делается, чтобы привести дороги в соответствие с изменениями в ПДД, не ради информирования. Водители и так знают, что автомобили забирают. В Москве ситуация другая — таких знаков там только 20 процентов, зато зона платной парковки огромна, поэтому особых проблем нет. У нас, наоборот, платных парковок мало, но много мест, где нельзя парковаться. Если эвакуация будет проводиться без наличия знаков, будем судиться. Но водителям нужно понять, что эвакуировать с тротуаров, пешеходных переходов будут, как и прежде, без табличек.

Константин Чхапелия — начальник юридического отдела ООО «Центр правовой поддержки страхователя»:

— Я так скажу, если не положено ставить машину в каком-то месте, то ставить ее там не нужно. В городе много платных парковок — лучше оставлять свой автомобиль там. А таблички, оповещающие о том, что работает эвакуатор, сейчас есть практически везде, так что, думаю, каких-то проблемных моментов в связи с этим нововведением возникнуть не должно. Если машину эвакуируют — есть закон, всегда можно это решение обжаловать в вышестоящих инстанциях. Мой совет: не надо нарушать, а вместо этого нужно всегда смотреть, куда ставишь свое транспортное средство. И даже если нет таблички «Работает эвакуатор», не надо рисковать, чтобы потом не бегать по инстанциям и говорить нехорошие вещи.