РУКОВОДСТВО ЧЕЛНИНСКОГО АВТОГИГАНТА ОТРИЦАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МАССОВЫХ СОКРАЩЕНИЙ
КАМАЗ практически все время, прошедшее с начала кризиса, работает в режиме "стоп-старт". На этом фоне периодически возникают слухи о возможных массовых сокращениях персонала. Однако, руководство автогиганта упорно их опровергает. Замгендиректора по управлению персоналом и организационному развитию Кирилл Пузырьков (один из ключевых людей из команды Сергея Когогина), рассказал в своем интервью о том, какую кадровую политику собирается проводить КАМАЗ с учетом кризиса.
– 7 августа министерство промышленности и торговли РФ поддержало заявку Татарстана на дополнительное финансирование КАМАЗа в 270 миллионов рублей. Достаточно ли этого, по вашему мнению?
– В условиях кризиса, когда количество заказов и соответственно объем выпускаемой продукции сократились в разы, КАМАЗу, для того чтобы выжить, приходится прибегать к целому набору антикризисных мер. Мы ведем работу с поставщиками по снижению закупочных цен, внедряем современную систему логистики с целью снижения уровня запасов, повышаем производительность труда и снижаем непроизводительные затраты и т. д.
Это гигантская работа, которая не видна широкому кругу людей, но позволяет нам преодолевать последствия падения продаж.
Наша антикризисная программа, безусловно, коснулась и работников КАМАЗа, начиная от рабочего и заканчивая руководством предприятия. В конце прошлого года мы стояли перед очень сложным выбором: сократить тысячи работников и переложить ответственность за их социальное положение на городские власти или пойти на сокращение рабочей недели. Многие предприятия, в том числе и в автомобилестроении, пошли по первому пути. С точки зрения бизнеса – это правильное решение. Но мы, понимая всю полноту социальной ответственности, приняли решение о сокращении рабочего времени при максимальном сохранении персонала. Для нас, как работодателей, это не самое эффективное решение в условиях более чем двукратного падения продаж, но с точки зрения города и региона, работников предприятия оно единственно правильное. Люди сохраняют за собой рабочие места, ежемесячную зарплату, которая превышает пособие по безработице, и все социальные гарантии от работодателя.
Мы знаем, что сокращение рабочей недели, периодические остановки конвейера и простои – меры болезненные и непопулярные. Они привели к тому, что зарплаты на КАМАЗе сократились, и сократились значительно. Именно поэтому мы активно включились в программу временных работ и совместно с администрацией города и заинтересованными республиканскими министерствами адаптировали ее под КАМАЗ. Изначально эта программа предусматривала, что наши работники будут самостоятельно ходить в городской Центр занятости, там трудоустраиваться и работать на городских объектах. Мы же договорились с городскими и республиканскими властями, что все заботы по временному трудоустройству работников, обеспечению их одеждой, материалами и инструментом КАМАЗ берет на себя и временные работы организовывает на своих объектах. Сегодня нашим работникам, чтобы устроиться на временные работы, достаточно прийти в свой отдел кадров и написать заявление.
В июне-июле на временных работах были заняты 10 тысяч камазовцев, в августе – уже почти 15 тысяч человек. В полтора раза больше. Скорее всего, дальше тенденция к повышению количества "временно трудоустроенных" сохранится. Программа была рассчитана до середины декабря, после выделения государством дополнительных 270 млн. рублей она будет продолжена.
– Какова численность персонала, необходимого КАМАЗу для ведения бизнеса в настоящее время? Как иначе будет решаться вопрос с неэффективным количеством сотрудников?
– Скажу так, для нынешних объемов производства численность персонала избыточна. Надо четко понимать, что численность напрямую связана с производительностью труда и выработкой продукции на одного работника. В прошлом году мы собрали 47,5 тысячи грузовиков. В этом году соберем ориентировочно около 22-23 тысяч. Тем же коллективом, той же численностью. О чем говорят эти цифры? О том, что мы зарабатываем сейчас в два раза меньше, а число сотрудников осталось почти прежнее. В итоге заработанные средства мы, образно говоря, размазываем очень тонким слоем по большому пирогу. Отсюда и значительное снижение заработных плат.
В первую очередь ведется большая работа по увеличению заказов. Наше руководство, и прежде всего генеральный директор, постоянно ведет переговоры с руководителями федеральных и региональных органов, крупных компаний о закупке наших автомобилей. Благодаря этому, сегодня у нас значительно вырос государственный заказ. Поверьте, без этих усилий положение дел на предприятии и в городе было бы гораздо хуже. Наш основной потребитель – строительная отрасль. Она больше всех пострадала от кризиса. По моим данным, в Москве, где последние годы наблюдался строительный бум, в этом году не заложено ни одного нового строительного объекта! В других регионах ситуация примерно такая же. То есть от строителей в этом году мы вряд ли получим серьезные заказы. А на них приходилось до 40% сбыта.
– Можно ли существенно снизить издержки КАМАЗа при помощи кардинального решения кадрового вопроса? Или, к примеру, снизив зарплаты работникам?
– Бесконечно долго снижать заработную плату невозможно. При таком подходе с предприятия уходят наиболее подготовленные кадры. Если бы вопрос стоял ребром: или объявить КАМАЗ банкротом, закрыть предприятие и, соответственно, уволить всех работников, или оптимизировать численность персонала, оставив боеспособный квалифицированный костяк, – я бы остановился на втором варианте. Закончится кризис – мясо нарастет. Говорить же о снижении зарплаты в условиях, когда она и без того крайне низкая, я считаю бессмысленным.
– В декабре сообщалось о возможности направления камазовских работников на строительство комплекса Нижнекамских НПЗ. Каковы сегодня пути трудоустройства камазовцев?
– Главной заслугой руководства КАМАЗа я считаю то, что зарплату на автогиганте выплачивают без задержек. В нынешних условиях делать это крайне непросто. Что же касается трудоустройства персонала, то этому вопросу мы уделяем очень большое внимание. Я уже говорил о программе временного трудоустройства и общественных работах, на которые мы совместно с Центром занятости только в августе направили 15 тысяч человек. Работает у нас на КАМАЗе программа опережающего обучения, в которой задействовано порядка 3 тысяч камазовцев (направлено и будет направлено в ближайшее время). Практикуем мы и направление сотрудников ОАО КАМАЗ, не занятых в производстве, на предприятия республики. Так, в МУП "Метроэлектротранс" (Казань) 10 человек работают кондукторами. На строительство комплекса Нижнекамских НПЗ направлено 25 человек. Было бы больше вакансий в заявке – направили бы больше.
– Согласно "Годовому отчету ОАО "КАМАЗ" за 2008 год" средняя заработная плата в прошлом году составила 17468 рублей, увеличившись, таким образом, с 2007 года на 24,2%. У рабочих за то же время она поднялась с 11610 рублей до 13468. Какова средняя заработная плата сегодня на автогиганте вообще и у рабочих в частности (по некоторым данным, ее уровень упал к настоящему моменту на 43%)?
– За июнь 2009 года в целом по компании средняя заработная плата одного работника составила 10162 рубля, рабочих – 9154 рубля. В июле в целом по КАМАЗу – 12374 рубля (с учетом временных работ – 12688), а рабочих – 11630 рублей (с учетом временных работ –12080). Тенденция положительная и еще раз доказывает: чем больше производим и продаем, тем больше зарабатываем.
– С 1 июля ОАО "КАМАЗ" повысил оклады и тарифы своим работникам на шесть процентов. Что потребует изыскания ежемесячно до 30 миллионов дополнительных средств. Целесообразно ли было, по-вашему, в сложившихся условиях принимать такие решения?
– Признаюсь честно, это было непростое решение. У нас ежемесячно проводятся итоговые совещания у генерального директора, на которых рассматриваются все аспекты деятельности компании. Один из показателей – средняя заработная плата. Мы прекрасно понимаем, что ее уровень низкий. Кроме того, профсоюзный комитет КАМАЗа в этом вопросе всегда занимает активную позицию. Совокупность всех факторов привела к решению о повышении тарифов и окладов. Это еще раз доказывает, что КАМАЗ – социально ответственная компания. Кстати, мы одна из немногих российских компаний, кто пошел на такой шаг в этот сложный период.
– В антикризисной программе компании на 2009 год нет практически ни одного направления, связанного с персоналом. Означает ли это, что вы не будете принимать болезненных решений, связанных с кадрами?
– Снижать издержки – это наша постоянная задача, которую мы решаем на протяжении всех последних лет. Кризис лишь ускорил процесс. Кстати, наша антикризисная программа, по мнению многих российских и зарубежных специалистов, в том числе руководителей Даймлера, одна из наиболее адекватных и последовательных в отечественном автопроме. Мы надеемся, что программа сокращения затрат поможет нам выжить в этот сложный период. По поводу болезненных решений в отношении кадров могу сказать следующее: в настоящий момент никаких решений о массовом сокращении нет.
"Вечерние Челны"
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.