ЗАРПЛАТЫ КАЗАНСКИЕ, ШТРАФЫ МОСКОВСКИЕ
Далеко не все города-миллионники имеют программу по организации таких парковок. Там же, где они организованы, стоимость часа на парковке ниже, чем предлагается сделать в Казани. Напомним, что исполкомом Казани озвучена цена в 50 рублей за один час на стоянке. Теперь посмотрим, каковы расценки в других городах: Краснодар и Екатеринбург — 30 рублей, Москва — от 40 рублей.
Для наглядности посмотрим на таблицу:
Показатель |
Краснодар |
Москва |
Екатеринбург |
Казань |
Штраф за неоплату парковки |
1 000 рублей |
2 500 рублей |
1 000 рублей |
2 500 рублей |
Размер среднедушевого дохода по данным Росстата по итогам 2013 года |
25 777 рублей |
54 869 рублей |
31 013 рублей |
26 161 рубль |
Плата за час парковки |
30 рублей |
От 40 рублей |
30 рублей |
50 рублей |
Как видно из таблицы, аналогичный размер штрафа за парковку имеется только в Москве. Хотя средний доход там превышает казанский более чем в два раза! Кстати, казанские власти активно лоббируют введение штрафа за неоплату парковки в виде огромной суммы — 2500 рублей. Немаловажно, что этот штраф будет взиматься даже в том случае, если автовладелец опоздал на несколько минут после истечения времени оплаты.
А теперь давайте сравним штрафы за различные нарушения:
Статья |
Вид нарушения |
Общественная опасность |
Сумма штрафа |
5.6. |
Действия, направленные на воспрепятствование проезду пассажира, имеющего социальный проездной документ. |
Средняя. |
1000 рублей |
3.11. |
Несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию. |
Высокая. |
500 рублей |
3.10. |
Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах |
Высокая. |
1000 рублей |
12.12 |
Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика |
Высокая. Возможно ДТП. |
1000 рублей |
3.16 (проект) |
Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах). |
Низкая. |
2500 рублей |
Похвально желание казанской мэрии перенимать опыт других городов. Но далеко не всегда перенимается положительный опыт. И перенимаем мы этот опыт только в тех моментах, которые выгодны властям. Не всегда в центре паркуются приехавшие из других частей города автовладельцы, так как это ни странно, там еще и живут люди! Причем не только супербогатеи. В зону платных парковок попала и старинная застройка. По проекту, который лоббируется городскими властями, никаких льгот по размещению транспорта жителей казанского центра не предусмотрено! В то же время в Москве житель, проживающий в зоне платной парковки, имеет возможность купить талон, дающий ему право круглогодично оставлять свой автомобиль в центре. Угадайте, какова его цена? 3 тыс. рублей в год! В столице Татарстана каждая ночь будет обходиться незадачливому горожанину, который еще каким-то чудом проживает в центре города, в 500 рублей. Или 1,2 тыс. рублей, если автомобиль простоял сутки.
УДУШАЮЩИЙ ЭФФЕКТ ПРЕДЛАГАМОЙ СХЕМЫ
Одним из аргументов, которые городские власти выдвигают в пользу введения платной парковки в центре, является «улучшение движение автотранспорта». Очевидно, что в ночное и вечернее время, после завершения часа-пик, движение в городе, в том числе и в его центре, свободно. Также свободно движение в выходные и праздничные дни. При разработке концепции «Единого парковочного пространства» (далее — ЕПП) необходимо учесть, что в центре Казани находится большое количество культурных и досуговых заведений: кафе, рестораны, театры, кино-концертные залы. В условиях кризиса они переживают сложный период, и введение платной парковки может «убить» многие категории предприятий обслуживания. Закрытие развлекательных заведений в центре повлечет сокращение рабочих мест и налоговой базы. Причем потери городской казны будут несопоставимы с теми возможными «доходами», которые она сможет получить от введения платных парковок.
Еще одной проблемой становится неготовность общественного транспорта. Исполком Казани на вполне резонное замечание депутатов, прозвучавшее в процессе обсуждений платных парковок в Госсовете РТ, об увеличении подвижного состава и расписания общественного транспорта в связи с реализацией проекта заявил, что никаких изменений в транспортную сеть вноситься не будет. Более того, по мнению чиновников казанской мэрии (которые, как стоит напомнить, передвигаются на служебных автомобилях и держат свой транспорт на бесплатной парковке у здания исполкома), общественный транспорт города недозагружен. То есть уплотнить казанцев в и без того переполненные и нерегулярно ходящие автобусы — вот планируемый результат «дорожной реформы».
ДЕНЬГИ НА ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ ИЗ НАШЕГО ЖЕ КАРМАНА
Одним из аргументов, используемых мэром и его командой, является такой: другой альтернативы, кроме платных парковок, не существует. Рискнем не согласиться с подобным утверждением. Напротив, возможности для реализации альтернативных проектов предостаточно. Например, строительство многоуровневых паркингов. Справедливости ради стоит сказать, что подобная практика уже была. Почему ее не расширить? Оказывается, секрет «любви» казанских чиновников к платным муниципальным парковкам прост. Проект парковок, оказывается... некоммерческий!
В связи с этим зададим несколько вопросов, касательно его реализации.
Знаете ли вы, что:
— на проект организации платных муниципальных парковок выделены бюджетные деньги, в том числе в виде кредита;
— деньги с автолюбителей будет собирать частная компания — оператор парковки;
— проект в казанской мэрии уже назвали некоммерческим?
Невольно создается впечатление, что все это затеяно для того, чтобы какие-то частные компании собирали деньги с горожан. При этом городская мэрия своими руками и за казенный счет предоставляет этим компаниям на блюдечке с голубой каемочкой готовый, созданный с нуля рынок, где нет конкуренции и внятных альтернатив. При этом платить за кредит будут из бюджета, т.е. денег самих горожан, а деньги за парковки осядут в чьих-то карманах.
Мы предлагаем развивать в городе коммерческие проекты. Когда есть инвестор, который вкладывает свои деньги и предлагает автовладельцам платить за сервис.
БЕЗ ПОПРАВОК НЕ ОБОЙТИСЬ
Никаких «научных изысканий» по вопросу организации парковок в Казани, на которые так любит ссылаться мэрия, проведено не было. По крайней мере, единственный документ, который по нашему запросу смогли предоставить чиновники, — типовое положение минтранса по созданию платных парковок в крупных городах. Все!
К сожалению, прямо повлиять на правила пользования парковками в Казани и на определение платы Госсовет Татарстана не может. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой парламент республики принимает только размер штрафа за неуплату муниципальных парковок. Причем это касается всех муниципалитетов Татарстана, а не только Казани. Надеюсь, что никто из чиновников в районах не возьмется тиражировать опыт Казани по введению платных парковок в своих городах. Тем не менее мы предлагаем снизить «ценник» с 2,5 тыс. рублей до 500. И мы внесли соответствующие поправки в предлагаемые изменения Кодекса РТ об административных правонарушениях.
Важно понимать, что, пока Госсовет не примет решения о размере штрафа, платные парковки не заработают, потому что санкции за это нарушение будут отсутствовать. Именно это сегодня является инструментом влияния депутатов парламента на казанскую мэрию. На сегодняшний момент в поправках мы предлагаем модифицировать закон о штрафах, а именно ввести время, когда он не будет действовать: с 19 вечера до 8 утра в будние дни, а также в выходные и праздничные выходные дни. Исключить жителей центра города из списка тех, кого будут штрафовать за неоплату парковки.
Также хотим рекомендовать, чтобы штрафы начали действовать с 1 января 2016 года, потому что сегодня Казань не готова к платным парковкам. Во-первых, уехать на общественном транспорте в часы пик почти невозможно, а о комфорте речь просто не идет. Не отовсюду в Казани и ее поселков можно уехать на общественном транспорте, а власти города заявляют, что маршрутную сеть они пересматривать не собираются, что тоже неприемлемо. Необходимо серьезным образом расширить охват общественным транспортом дальних уголков города. Ведь после реформы общественного транспорта именно этот параметр стал хуже. Надо увеличить количество подвижного состава общественного транспорта, а эти меры также не запланированы. Кроме того, не подготовлены перехватывающие парковки, где жители с дальних частей города, из пригородов и гости столицы Татарстана смогут бесплатно оставить свой автомобиль и пересесть на метро или другой вид общественного транспорта.
Кроме того, мы хотим по крайней мере на первом этапе запретить назначение административного наказания без составления протокола. К примеру, вы оплатили час парковки и задержались в учреждении больше на несколько минут. За это время проехал автомобиль автоматической фиксации, и вам придется еще доплачивать 2,5 тыс. рублей в качестве штрафа...
Больше всего возмущает тот факт, что Госсовет еще не принял размер штрафов за платные парковки, зато по всему городу уже расставлены знаки, где указано, что штраф составляет 2,5 тыс. рублей. Выходит, что казанская мэрия уже подменяет своими решениями Госсовет Татарстана. Я не уверен, что депутаты парламента республики спокойно отнесутся к такому отношению. В начале февраля состоится заседание профильного комитета, на котором будут обсуждаться внесенные нами предложения, а 20 февраля на сессии Госсовета РТ поправки о штрафах по платным парковкам будут рассмотрены. Мэрия Казани, в свою очередь, планирует введение платных парковок в Казани с 1 апреля 2015 года. Наша задача, чтобы в этот день никто не сыграл с горожанами злую шутку.
Тимур Ямашев: «Главная суть платной парковки на улицах — не сбор денег»
ДИСКУССИЯ О СОРТАХ ПАЛЬМ ДЛЯ АВИАЦИИ
Культ карго — явление из жизни аборигенов на островах Тихого океана. Выражался в том, что индейцы строили из дерева копии самолетов и диспетчерских вышек. Аборигены, будто с ружьями, маршировали с палками на плечах. Целью подобного подражания «белым людям» была идея, что в результате таких действий к ним тоже прилетят волшебные самолеты и привезут различные блага цивилизации.
В последние две недели развернулась заочная дискуссия между транспортным комитетом мэрии и местным отделением КПРФ о том, какими должны быть наземные парковки в центре Казани. Еще в октябре я писал о том, какие вопросы будут задаваться мэрии, но за прошедшие три месяца внятных ответов так и не появилось. Можно сказать, что платные парковки — это культ карго от мэрии, копирование внешних признаков развитых городов без понимания сути процесса. За последнее время все стало только хуже, поскольку стараниями оппозиции тема дискуссии окончательно ушла в неверную сторону. Воспитатель сам должен быть воспитан, но в Казани этого не наблюдается. Все обсуждаемое — себестоимость обслуживания парковок, рентабельность оператора, уровень казанских зарплат и стоимость 8-часовой парковки — имеет крайне косвенное отношение к сути нововведения. Образно говоря, оппозиция и власть принялись спорить о том, из банановых или кокосовых пальм строить копию самолета.
СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ ДОЛЖНА СТОИТЬ ПАРКОВКА?
Обе стороны забыли о том, что главная суть платной парковки на улицах — не сбор денег. И даже не борьба с пробками. Основная цель платы за парковку на улицах — это увеличение эффективности самого ценного района Казани. Сейчас спрос на парковку в центре намного превышает возможности улиц. Вместе с тем эти улицы (наше общее имущество) должны максимально «работать». Главный приоритет — по улицам должно идти движение. Второй приоритет — кратковременная стоянка, чтобы за сутки одним парковочным местом могли воспользоваться как можно больше работающих людей. Третий и последний приоритет — долговременная стоянка. Конфликт второго и третьего приоритетов можно увидеть вот в таких комментариях на «БИЗНЕС Online» (авторская орфография и пунктуация сохранена):
«...чем дороже будет эта кратковременная остановка, тем меньше будет машин вдоль дорог, и тем лучше будет и для пешеходов и для водителей, которые приезжают не надолго по делам. Этим водителям, из за стоящих круглосуточно машин, приходится останавливаться во втором ряду и практически останавливать движение...»
«...Чтобы забежать в офис за документами на 10 минут, надо полчаса искать парковку из-за студентов. Когда мы учились, машин ни у кого не было. Поэтому я согласен отдать 50 рублей, чтобы сэкономить своё время то нервы...»
Как видно, работники офисов и студенты фактически блокируют деловую жизнь столицы РТ. Однако не случится ничего страшного, если студент приедет в университет не на машине, а на автобусе, зато освободившимся местом смогут воспользоваться до 10 деловых человек, которые сейчас наматывают круги в поисках парковки. В итоге положительный эффект очевиден. Как известно, всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Так сколько же должна стоить парковка, чтобы эффективно отсекать вторую группу от третьей? Стоимость должна быть такой, чтобы 1 - 2 часа были недорогими для среднего казанца, а 8 часов были накладными. Именно по этой причине во многих городах Европы второй час стоит дороже первого, а третий и далее — еще дороже. КПРФ предлагает сделать доступными даже 8 часов, что полностью противоречит логике. Также мы видим, что широко обсуждаемые себестоимость и рентабельность работы оператора вообще никак не связаны с сутью платной парковки на дороге.
И все-таки сколько должна стоить парковка? В первую очередь это зависит от соотношения спроса с предложением, а также эластичности спроса. Первый параметр индивидуален в случае каждого города и даже отдельных улиц. Второй параметр косвенно связан с уровнем зарплат. Поэтому нельзя напрямую связывать цену и среднюю зарплату. К сожалению, в Казани никто не публикует данные исследований по вышеописанным параметрам, поэтому назвать обоснованную цену парковки невозможно. Этого не делают нигде в России. Наиболее близкий к нам город, где такие данные есть, — это Белград, столица Сербии. Его можно назвать довольно похожим на Казань: население — 1,2 млн. человек, исторический центр и многоэтажные «спальные районы», схожие менталитет и зарплаты. Согласно данным исследования (J. Simicevic, Transport Policy, 23 (2012) 70–78), оптимальной ценой являются 76 сербских динаров в час. Сейчас это 48 рублей, а по курсу на момент исследования это было 32 рубля. Повторюсь, это лишь примерный порядок цены, а точные числа надо брать в исследованиях по Казани.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ДАВНО НАЗРЕЛА
С одним доводом коммунистов можно согласиться — нужно развивать общественный транспорт. Когда мы боролись против ликвидации второго маршрута трамвая, то наши активисты обращались и в КПРФ. Тогда нам сказали, что это неинтересно. Будем надеяться, что позиция партии изменилась и за нынешней активностью стоит не популизм и желание пропиариться на громкой теме. Развивать общественный транспорт есть куда:
— В 2014 году Казань не закупила ни одного автобуса, троллейбуса или трамвая. Автобусы переполнены в часы пик. В 2015 году планируется купить лишь 15 троллейбусов, это очень мало для изношенного парка электротранспорта. Любая законодательная инициатива по увеличению и улучшению парка была бы полезна городу.
— Наверняка в 2015 году планируется удорожание проезда на общественном транспорте, что понизит его популярность. Вместе с тем цена проезда непрозрачна, необходим депутатский и общественный контроль этого ценообразования.
— Новые линии казанского метро проектируются вне центра, что приведет к неэффективности и даже бесполезности подземки. Хотя, как мы видим, именно с центром связаны основные транспортные проблемы Казани. К проекту эффективного метро также необходимо привлечь внимание всех ветвей власти и общества.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.