«ПОСТРОИЛИ ПОД БОКОМ ОГРОМНЫЙ ЗАВОД, А ДЕНЬГИ УХОДЯТ В МОСКВУ»

Помимо автомобильного и ІТ-кластера в автограде будут развивать и мебельный кластер. Об этом в ноябре на сессии горсовета заявил сити-менеджер Набережных Челнов Наиль Магдеев. «На днях в особой экономической зоне «Алабуга» прошло совещание с участием президента республики. Я встречался с представителями компании «Кастамону», нашими турецкими партнерами. Мы вели переговоры о начале работ по изготовлению мебели в Набережных Челнах, есть определенные договоренности», — заявил в начале декабря Магдеев, назвав образование мебельного кластера «еще одной точкой роста» экономики города.

Далее он тему развивать не стал, тем самым, видимо, новый рулевой автограда дал понять, что, мягко говоря, натянутые отношения между ассоциаций мебельщиков Закамья и резидентом ОЭЗ «Алабуга» «Кастамону» отрегулированы. Поясним, в чем суть дела. На круглом столе, прошедшем недавно в ТПП Набережных Челнов и Закамья, всплыли проблемы сотрудничества «Кастамону» с местными производителями мебели. Озвучил их руководитель челнинской ассоциации представителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности Накип Галимов. По его словам, руководство ассоциации хотело, чтобы их организация стала официальным дилером турецкого производителя и трижды встречалось с гендиректором елабужского завода ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» Муратом Фыратом. Как заметил Галимов, тот был не против дилерства, был даже подписан протокол о намерениях. Но дальше дело не пошло.

«Наша ассоциация хотела взять на реализацию определенный объем их продукции в качестве официального дилера, — рассказал Галимов. — Чтобы мы обеспечивали ею и наш Закамский регион, и Башкирию, и Удмуртию, всех, вплоть до Челябинска. Чтобы деньги в итоге оставались в городе, в республике. А сегодня как? Построили здесь под боком в 20 километрах огромный завод. А мы покупаем эту продукцию через Москву. Продукция здесь, деньги там. Но здесь Москва не дала добро, сам господин Фырат готов с нами работать».

Накип Галимов (в центре)
Накип Галимов (в центре)

Галимов позднее пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что речь не идет о перемещении продукции «Кастамону» из Елабуги в Москву и обратно местному потребителю. Тем не менее подивился той ситуации, когда челнинцы покупают мебельные плиты в ОЭЗ «Алабуга», а деньги уходят в столицу России. «Если бы мы стали дилерами, — подвел итог Галимов, — это было бы выгодно региону. Появились бы дополнительные рабочие места, налоги и так далее».

Чтобы решить данную проблему, бизнесмен обратился за помощью к сити-менеджеру автограда, назвав при этом завод «Кастамону» в «Алабуге» его «детищем». Магдеев пообещал посодействовать, подключив в том числе и руководство республики. «Я за то, чтобы пригласить турок в гости сюда. Потому что они кое-что мне должны в части того, что они благодаря министерству лесного хозяйства встали на ноги, — напомнил Магдеев. — На личных контактах тоже нужно будет позаниматься. Республика сегодня импортирует много мебели. В то же время наш город сегодня может стать центром развития мебельной промышленности».

В ОБМЕН НА ЖИЛЬЕ

При этом руководитель исполкома дал понять, что такое развитие событий может произойти как раз в сотрудничестве с турецким производителем «Кастамону». Тем более, что он расположен в непосредственной близости от Челнов. «Я думаю, мы можем рассчитывать на определенные преференции с их стороны, — тонко намекнул Магдеев, а затем перешел на конкретику, правда, в несколько шутливой форме. — Мы понимаем, что они у нас в городе строят жилье. Они его не сдадут никогда! Пока я свою подпись не поставлю. И поэтому они захотят с нами дружить. Так что если сегодня сами ничего не решим, то завтра с турками договоримся».

Напомним, что компания «Кастамону» открыла 24 сентября в ОЭЗ «Алабуга» крупнейший в Европе деревоперерабатывающий завод, суммарные инвестиции в проект составили $600 миллионов. Производственные мощности предприятия в ОЭЗ «Алабуга» составят 1,8 млн. кубометров в год. На сегодня завершен первый этап суммарной стоимостью $300 млн. — запущено производство МДФ и напольных покрытий мощностью 475 тыс. кубометров и 20 млн. кв. м соответственно. На втором этапе планируется запуск производства ДСП мощностью 725 тыс. кубометров в год, а в 2017 - 2018 гг. — производства ОСП мощностью 575 тыс. кубометров в год.

Основными потребителями продукции «Кастамону», как сообщает официальный сайт компании, станут крупные федеральные и региональные дилеры, а также российские мебельные фабрики и дверные производства. Около 70% производимой продукции предполагается реализовывать в России, 10% — на рынках стран СНГ. Оставшиеся 20% планируется отправлять на экспорт в страны Азии и Восточной Европы.

Кроме того, «Кастамону» реализует в Набережных Челнах крупнейший со времен строительства КАМАЗа девелоперский проект по застройке городского центра — жилой комплекс Sunrise City. Инвестиции составят не менее $500 млн. в строительство жилья, торговых центров и других объектов на 18,2 га в центре города. Строительство комплекса идет с опережением графика. По плану застройки здесь разместятся четыре многоэтажных дома от 18 до 25 этажей, два офисных здания, два торговых и один развлекательный центр. Спортивно-развлекательный центр включает в себя фитнес-центр, бассейн и кинотеатр. Первый этап строительства будет завершен в четвертом квартале 2015 года.

«АССОЦИАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ДИЛЕРОМ, У НЕЕ ДРУГИЕ ЗАДАЧИ»

На брифинге в Москве, состоявшемся в конце ноября, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», директор по продажам и маркетингу «Кастамону» в России Дженк Бюйюкстоун отметил, что у них есть дилеры во всех регионах страны. «Естественно, в вашем регионе не только Татарстан, но и Ижевск, Чебоксары, Марий Эл. На эти четыре региона у нас только один дилер — ООО «Босфор Групп» с головным офисом в Казани. Они покупают наши продукты в «Алабуге» и продают в эти регионы. Вы можете быть уверены, что деньги, то есть прибыль, которая там формируется, остается в регионе, так как дилер один в Татарстане. Почему мы выбрали именно эту компанию? Мы вели переговоры еще два года назад, мы хорошо знакомы, они показали свой потенциал. Они уже работают с импортными товарами из Турции, тоже нашими продуктами. Мы нашли с ними общий язык и продолжаем работать с ними».

Исполнительный директор завода «Кастамону» в России Али Кылыч считает, что если в одном регионе будут работать 5 - 6 дилеров, то они не смогут вести правильную ценовую политику. «Когда мы слышим слово «жалоба», нам становится не по себе. «В Москву деньги уходят», — это грубые слова, это неправильно, — сказал Кылыч. — Если он (имеется в виду Галимов,прим. ред.) хочет, пусть на завод к нам придет, мы находимся недалеко от Набережных Челнов, еще раз поговорим. Но я думаю, то, что мы делаем, это правильно, мы довольны своим дилером в Татарстане. Пока он один, когда мебельная отрасль вырастет, тогда и количество дилеров будет увеличиваться. Хочу сказать, что здесь нет никаких сложностей и трудностей. Я вообще не хотел отвечать на этот вопрос, но услышал имя Наиля Магдеева. Я его хорошо знаю, он руководил министерством лесного хозяйства. Я его уважаю, и мы ему очень благодарны».

По окончании пресс-конференции еще один представитель «Кастамону», пожелавший остаться неизвестным, высказался в том духе, что ассоциация Галимова настолько «маленькая и непонятная», что не совсем ясно, почему это вдруг Магдеев должен использовать административный ресурс для того, чтобы «Кастамону» работал только через них. «Тем более нормальной мебельной промышленности в республике нет. Мы думали, что за деревоперерабатывающим кластером потянется и мебельный, но пока этого не случилось. Сейчас в Татарстане собирают только простые кухни из ДСП, а под МДФ, выпускаемый «Кастамону», у них оборудование не заточено. А ДСП завод пока не производит, но начнет выпускать его в 2015 году», — отметил наш собеседник, добавив, что ассоциация должна, по сути, выполнять совсем другую работу, а не быть дилером.

«ДА, ДЕНЬГИ ОСЕДАЮТ В МОСКВЕ, НО У НАС ТОЖЕ КОЕ-ЧТО ОСЕДАЕТ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», согласившись с тем, что любая компания вправе самостоятельно определять политику продаж, тем не менее сошлись во мнении, что в данном случае турки могли бы пойти навстречу. По их мнению, ситуацию с несостоявшимся дилерством может разрешить вмешательство власти.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— То, что деньги в результате такой схемы работы «Кастамону» оседают в Москве, так в этом ничего сверхъестественного нет. Это сейчас во всех торговых сетях бывает и схемах. Не удивляет же никого, что газ добывают, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, а деньги уходят в ту же Москву. Это же не значит, что мы от того, что «Кастамону» работает у нас, ничего не имеем. У нас здесь тоже что-то оседает немаловажное — рабочие места, зарплату сотрудники получают, транспортные услуги им кто-то оказывает, за проживание они платят и т.д. Так что не все так однозначно, как звучало на круглом столе.

А вот в плане дилерства ассоциации мебельщиков Челнов от «Кастамону» тут, думаю, в первую очередь должен свою роль сыграть Тимур Шагивалеев, который возглавляет особую экономическую зону «Алабуга». Насколько я знаю, он пока с этой проблемой ни к кому не обращался. Если бы обратился, тогда мы могли бы эту ситуацию подробнее смотреть. А так исходить из эмоций, озвученных на круглом столе, — кто подписал, кто не подписал — это неправильно. К тому же сейчас везде рыночные отношения. Никто никакого эксклюзива никому давать не будет. Если «Кастамону» выгодно сотрудничество с местной ассоциацией мебельщиков, они пойдут навстречу.

Но отдельно замечу, что мы со всеми компаниями, кто работает у нас, лоббируем в первую очередь поддержку отечественного производителя. И если что-то не так, через административный ресурс можем немножко негласно влиять, чтобы была помощь для наших компаний. Поэтому, если ассоциация будет действовать грамотно, мы можем оказать содействие. Тем более что я сам член наблюдательного совета этого завода, и он появлялся при определенном нашем участии.

Иван Шигин — гендиректор мебельной фабрики «Идея комфорта», генеральный директор ТПП Набережных Челнов и региона Закамье:

— Тут ситуация даже немного глубже, чем просто приобретение продукции «Кастамону» через Москву. К нам мебельщики в ТПП обращались и говорили, что сейчас покупают вовсе не у завода напрямую, а у их дилеров. То, что в Москве, это официальный офис турецкого производителя. И прайсы там, как ни парадоксально, дороже, чем у дилеров, например, в Ярославле. Это же неправильно! Правда, сути дела это не меняет. Ведь, по большому счету, местный мебельщик покупает продукцию у местного завода «Кастамону», а деньги все равно уходят — или в Москву, или в Ярославль, или еще куда-то. И наша задача, действительно, чтобы наша ассоциация стала дилером турецкой компании и могла, в том числе и за счет этого, стать еще более конкурентоспособной. Но турецкая сторона на это пока не идет.

И сейчас, я считаю, нам действительно стоит рассчитывать только на содействие властных структур. Наиль Гамбарович на круглом столе в ТПП пообещал содействие. Раз пообещал, думаю, все получится. Уж не знаю, какими методами он будет действовать, но его вмешательство однозначно должно сыграть на изменение ситуации в лучшую сторону.

Максим Сперанский — председатель ассоциации мебельщиков РТ, директор по развитию ООО «Стилрекс-2», председатель общественного совета предпринимателей Нижнекамска:

— В данной области политику продаж, конечно, вправе определять сама компания-производитель. Другое дело, что, наверное, можно было пойти навстречу в этом плане, раз к ним с просьбой о дилерстве обращается целая ассоциация мебельщиков. Видимо, в данном случае, это по каким-то причинам пошло вразрез с интересами компании. Тем более что товар из ОЭЗ «Алабуга» фактически не перемещается же в Москву. Речь идет только об оформлении бумаг. Кроме того, у многих компаний есть региональные дилеры. Я могу предположить, что по Татарстану у них кто-то уже работает. И, соответственно, «Кастамону» не может предоставить доступ к дилерству кому-то другому. Это создало бы между дилерами конкуренцию, что вряд ли положительно сказалось бы на самом производителе. Видимо, такая региональная политика сбыта.

Вполне возможно, что Магдеев, может повлиять на ситуацию. По крайней мере, точно было бы хорошо для региона, если бы ассоциации мебельщиков дали бы дилерство. Раз до сих пор не дали, то, скорее всего, вопрос можно было бы решить за счет каких-то личных контактов. В любом случае, я считаю, что «Кастамону» рано или поздно придет к сотрудничеству с местными производителями мебели. Турецкая фирма, безусловно, должна быть заинтересована в их развитии. Потому что это обуславливает рост спроса на их продукцию и, соответственно, дополнительный доход.