ГЛАВА НЕФТЯНОЙ СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА РАССКАЗАЛ О ТОМ, ПОЧЕМУ У НЕГО ПОСЕДЕЛА ГОЛОВА

В Альметьевске, который многим представляется как оазис финансового благополучия даже в кризис, далеко не все оказались готовы к экономическому спаду. Часть предприятий столкнулась с очень серьезными проблемами, в городе растет число безработных. О том, как местные власти пытаются спасти положение, рассказал в своем интервью глава Альметьевска Ришат Абубакиров.  

- Ришат Фазлутдинович, кризис, согласитесь, испытание для представителей всех уровней, серьезный экзамен на прочность. Какие, на ваш взгляд, черты характера руководителя он выявляет?

- Признаться, уже в начале прошлого года было понятно, что назревает нечто неприятное. Долго по российским меркам мы жили безоблачно. И вот по прошествии почти одиннадцати лет - очередное испытание.

Но теперь и мы другие. Мы изменились. Не скрою, в районе в преддверии кризиса была заблаговременно создана своеобразная "подушка безопасности". За последние годы мы построили базу для того, чтобы активно работала экономика, окреп малый бизнес, произошли положительные изменения в сельском хозяйстве. Да, сейчас мы более подготовлены к испытаниям, чем в 1998 году.

Конечно, для муниципалитета серьезной проблемой стало то, что с начала этого года на учет встали 3700 безработных. Это в 2,3 раза больше прошлогоднего уровня. Но благодаря правительству были приняты упреждающие меры. Мы получили более 30 миллионов рублей на общественные работы. Это реальная возможность для безработных поправить свое материальное положение.

- Вы сразу заговорили о самом больном - о безработице. Несомненно, это важный вопрос, но вернусь к началу разговора. Как вы лично восприняли нагрянувший кризис?

- После 2005 года мне, честно говоря, ничего не страшно. Я тогда на митингах от народа столько всего выслушал! Ведь в один момент на нашу голову свалились тяжелейшие социальные испытания: отмена льгот, монетизация услуг и преобразования в ЖКХ. Такое впечатление было, что весь Альметьевск вышел митинговать, предъявляя претензии именно муниципальной власти. Представьте, что 1 января кондукторы и водители автобусов АПОПАТ начали просто выталкивать людей из салонов. Те в шоке: как же так? 31 декабря я ездил как льготник, а первого января меня выталкивают из автобуса? А тут еще и новые счета квартплаты пришли. Все свои обиды народ выплеснул на нас. И тут ни за чью спину не спрячешься.

После такого испытания "на излом" у меня голова поседела. Прошел в те дни серьезную школу. Но жесткие времена - это еще и возможность стать сильнее. В это время нельзя поддаваться панике, важно объективно оценить свои возможности, подумать над реализацией новых идей.

Мы создали в последнее время много дополнительных производств, а значит, и рабочих мест. Тех, кто остался не у дел, ушел в вынужденный отпуск, лишился, словом, средств к существованию, мы сейчас так или иначе должны обеспечить работой. И в любом случае это должна быть деятельность, полезная обществу.

Вплотную занялись развитием самозанятости. Более ста человек уже прошли защиту своих бизнес-планов. И если в январе число предлагаемых нами вакансий на бирже труда не достигало двух сотен, то теперь их более полутора тысяч. Сегодня у нас действуют 1417 малых предприятий и более 5,5 тысячи предпринимателей.

Начали проводить ярмарки рабочих мест. Создали условия, и кто-то занялся изготовлением теплиц, кто-то - резьбой по дереву, кто-то вспомнил иные свои навыки. Кризис заставил многих встряхнуться.

Радуют изменения на селе. Специальными программами поддержали личные подворья. И деревенский люд принялся разводить на продажу рыбу и птицу, выращивать овощи. Кто в этих условиях не растерялся, того кризис поставил на ноги.

- А каково самим предприятиям выживать?

- Знаете, тут остается перефразировать выражение: "От сумы, от тюрьмы да от кризиса не зарекайся". Кризис показал, что не все руководители были готовы к новым реалиям, к сложным временам. И в моральном плане, и в производственном. Есть у нас и очень проблемные предприятия. К примеру, завод "Радиоприбор". Я бы не сказал, что вина только коллектива в той ситуации, в которой он сегодня оказался. Его здорово подводит оборонный заказ, на который он был ориентирован. У нас работает комиссия по принятию антикризисных мер. Выезжаем на предприятия, разбираемся на месте со специалистами и приглашенными партнерами в ситуации, принимаем решения. На одном из таких выездов показали "покупателям" все возможности завода. В свою очередь предложили заводчанам заказы на изготовление дверей, щитов для подъездов жилых домов и ряд других. Кроме этого, свой заказ у них разместили нефтяники. Но Радиоприбору нужен оборонный заказ, он же на этом специализируется. Так что только с нашей помощью ситуацию тут до конца, честно признаюсь, не разрулить.

Второе предприятие, которое сегодня в очень сложном положении, - комбинат крупного панельного домостроения "Нефтестрой". К сожалению, его директор как руководитель оказался неподготовленным к новым реалиям. Огромный завод фактически простаивает. Серьезно подводит и по срокам, и по качеству, и по ритму работы. В результате - огромные долги по зарплате и отчислениям в Пенсионный фонд. А ведь здесь открыли не так давно современную мощную линию по изготовлению плит перекрытия, да и сам завод в неплохом состоянии.

Ведь и у нефтяников было тяжелое положение. Но они выправились. Поправляется ситуация на АЛНАСе, который тоже переживает нелегкие времена. У него, ко всему, конкуренты сильные.

Трубный завод работает без проблем. Стабильное положение у чулочно-носочной фабрики "Алсу". Радует, что в городе в целом нет крупных простаивающих мощностей.

Достаточно стабильна ситуация в сельском хозяйстве. У предприятий практически нет кредитов в банках, поэтому за их состояние я спокоен, никто из них от кризиса особо не пострадал. Спасибо и руководству республики, которое находит возможность поддержать сельчан минеральными удобрениями. Это немалое подспорье. Но природа вносит в жизнь свои коррективы. Так, в этом году юго-восток республики вследствие засухи оказался в тяжелом положении. Мы потеряли часть урожая. Но все, что в наших силах, сделаем.

В числе мер поддержки сельского производителя - ряд специальных программ, в частности, выплата субсидий за сдачу молока.

- Но не угрожает ли переизбыток сырья при таком активном развитии личного животноводства? Куда сельчане будут девать молоко?

- Самый крупный наш его переработчик - завод "ВАМИН-Татарстан". К сожалению, в отношениях с ним есть проблемы. Даже за сданное молоко получить вовремя деньги не можем. Из 16 миллионов рублей только десять сельчанам отдали. Кроме этого завода есть еще и Кичучатовский мини-перерабатывающий завод, но его мощности куда меньше. Поэтому мы вынуждены работать с монополистом.

Активно закупает молоко Альметьевское райпо, у которого есть свои программы по сбору сельскохозяйственной продукции. Так что, в принципе, альметьевский крестьянин не стоит перед проблемой реализации произведенного на личном подворье. Мало того, мы готовы оказывать поддержку каждому, кто будет развивать свое хозяйство. Надо уходить от иждивенчества и перестать плакаться по поводу кризиса. Почему никого в деревне кризис не напрягает? Да потому, что здесь в любое время работы много.

- А каково городу?

- Если говорить о бюджетной сфере, то у нас многое делается для поддержки наших ветеранов и пенсионеров. Напряженности, слава Богу, нет. В этом году мы обратились к горожанам: поднимайте заброшенные садовые участки, выращивайте для себя овощи и фрукты. Да и под картофель снова выделяем землю. И судя по всему, народ вернулся к земле. Разве это плохо?

Но вот какой факт меня поражает: из 3700 вставших на учет в качестве безработных даже имеющиеся полторы тысячи вакансий не разобрали. Не рвутся люди за работой…

Республика Татарстан