Евгений Петросян, безусловно, один из по-своему культовых персонажей нашей современной действительности

«КЕРЖАКОВИТЬ» И «ПЕТРОСЯНИТЬ»

«Мамонт» юмористического жанра Евгений Петросян, безусловно, один из по-своему культовых персонажей нашей современной действительности. Судите сами, кто еще из ныне живущих соотечественников удостоился появления в русском языке глагола в качестве производной от собственной фамилии? Навскидку можно вспомнить только двоих подобных героев: футболист Александр Кержаков и вчерашний казанский гастролер. «Кержаковить» — плохо играть, мазать по воротам из любых, даже выгодных позиций, «петросянить» — рассказывать самые нудные, давно надоевшие шутки, чаще всего рассказывающие историю жизни частей тела человека, расположенных ниже пояса. 69-летний Петросян, заслуженно или нет, на седьмом десятке лет и спустя полвека, проведенные на сцене, фактически превратился в настоящий символ самой низкопробной отечественной поп-культуры, улыбающийся портрет которого можно даже встретить на обложках альбомов альтернативных музыкальных групп, сурово препарирующих окружающую действительность.

Трудно сказать, когда именно произошло это превращение и почему этим символом стал именно Петросян, благо ветеранов-смехачей на нашей эстраде немало. Но нулевые — это, безусловно, его эпоха, период, когда название телешоу нашего героя «Кривое зеркало», а также происходившее в нем, как-то удивительным образом напоминало то, что творилось, да и продолжает твориться в стране. «Парад идиотов» на сцене, на который не раз приходилось натыкаться, щелкая пультом телевизора, и достойная ему ржущая публика в зале, не раз заставляла на 10 - 15 минут задержаться на главном государственном канале, где все это происходило. Для того чтобы в очередной раз задать себе парочку риторических вопросов: как это можно смотреть и как это можно показывать?

Самой смелой шуткой вечера может быть признана такая: «Винни Пуха в современной России стоит переименовать в Винни Владимировича Пухина»

ЗРИТЕЛЯМ, И ПРАВДА, БЫЛО ВЕСЕЛО

Оказавшись в «логове врага», фойе зала, первым делом наблюдаешь за публикой, заплатившей за билеты, чтобы прийти на концерт Петросяна. Хочется увидеть каких-то уж совсем странных и фриковатых людей, не пожалевших приличные деньги на то, чтобы увидеть немолодого кривляющегося на сцене человека в костюме и при галстуке. Но знаменитая теория Чезаре Ломброзо нам ничем помочь не может. На мероприятие пришла обычная публика, довольно возрастная, однако и здесь можно было встретить, к примеру, красивых молодых женщин в коктейльных платьях. В общем, обычные люди, которых испортили квартирный и прочие вопросы. На сцене — занавес, а в зале раздаются по очереди три звонка, но надежда на то, что мы увидим всю безумную компанию «Кривого зеркала» и соответствующий трэш и угар не оправдалась, пафосный занавес скрывал лишь микрофон и стол со стулом, предназначенные для одного артиста. В этот момент народ, сидевший на задних рядах, принялся штурмовать хорошие места, благо свободных кресел в зале было предостаточно.

Перед началом шоу автора этой статьи волновали два вопроса: неужели людям действительно смешно, как это показывают на телекартинке, и отличается ли сольный концерт Петросяна от того, что обычно демонстрируют по «зомбоящику». Ответы оказались совершенно простыми. Первое: люди смеются! Все слухи о том, что монтажеры подкладывают под выступления «смехачей» кадры с ухахатывающимися зрителями на других концертах и даже в других залах, были развеяны. Народ дружно смеялся над «бородатыми» шутками про старушку, работающую в «сексе по телефону», или про мужа, застуканного женой в объятьях соседки. Второе: ничего, что бы мы не видели по ТV, на своем «сольнике» артист не демонстрирует. Вообще, ты словно попал в машину времени и вернулся лет на 20 назад, когда еще подростку было не «стремно» смотреть передачу «Смехопанорама». Кажется, с тех пор не изменились ни тексты, ни темы, ни даже внешний облик артиста. Хотя надо отдать должное Петросяну, ведь никакие Comedy Club, которые давно должны были стереть в порошок весь этот архаичный советский юмористический жанр, так и не сумели этого сделать. И «петросянство» по-прежнему живет и даже немножко процветает.

Зрители реально смеялись

ВИННИ ВЛАДИМИРОВИЧ ПУХИН

Никакая из актуальных политических тем на концерте не прозвучала, ведь куда комфортней и безопасней существовать на сцене исключительно в компании «секса по телефону» и анекдота про чукчей. Правда, один раз про Украину Петросян вспомнил: «Нашим братьям-славянам сейчас не до смеха, у них выборы». А самой смелой шуткой вечера может быть признана такая: «Винни Пуха в современной России стоит переименовать в Винни Владимировича Пухина». Кстати, артист затронул тему интернета и довольно долго и пространно рассказывал о проблеме попадания новых шуток на просторы глобальной сети, после чего размывается понятие авторских прав. А еще довольно жестко прошелся по КВНу, сообщив, что изобилие выходцев из последнего на ТV размывает понятие профессионализма в юмористическом цеху. И тут же откровенно «под фанеру» исполнил несколько частушек. Видимо, это и есть проявление истинного профессионализма.

А сам концерт разочаровал. Нет, конечно, зрители хохотали, а в конце верные поклонники устроили своему кумиру стоячую овацию, но ощущение скуки не покидало все два часа, которое шло это мероприятие. Хотелось увидеть «классового врага» и культового поп-персонажа современной России, а на сцене был немного усталый, интеллигентный немолодой человек, который рассказывал в тысячный раз беззубые истории, которые не были интересны и ему самому. Да и аудитория потихоньку теряла интерес к происходящему, не зря опытный артист, все-таки 52 года на сцене, решил пораньше «свернуть лавочку», и вместо заявленных 2 часов и 45 минут выступал гораздо меньше. Нынешний Петросян как несладкая китайская груша, безвредная, но лишенная полезных витаминов. Кстати, спешим вас обрадовать: ветеран юмористического жанра анонсировал появление своей новой программы на канале «Россия 1» под скромным названием «Петросян-шоу». И если она займет место передач кого-то из «юмористов» вроде Владимира Соловьева или Аркадия Мамонтова, то это будет даже неплохо, несладко и безвредно.