Михаил Золотухин, депутат городского Совета МО город Набережные Челны, генеральный директор ООО "Жилищная инвестиционная компания":     

– Понятно, что существует много объективных причин, по которым КАМАЗ время от времени простаивает. Однако мы сегодня ощущаем и отголоски того, что руководство автогиганта делает какие-то непонятные шаги в области менеджмента. В прошлом году наша компания приобрела достаточно много "КАМАЗов" и мы сильно ругались по поводу того, что приходилось стоять в очереди за машинами. Мало того, что машину приходилось ждать два месяца, так еще приобретать ее надо было через третьи или четвертые руки с наценкой 200-300 тысяч рублей.     

А ведь 300-500 тысяч рублей – эта та кризисная точка, когда человек принимает решение: брать ему отечественную машину или несколько сот тысяч доплатить и приобрести импортный грузовик. Многие не хотели ждать и переплачивать и, разочаровавшись системой продаж на КАМАЗе, покупали иномарки. А тот, кто однажды купил иномарку, уже никогда не купит отечественную машину, насколько бы дешевле она ни стоила. Сегодня поезд ушел, ситуация повернулась на 180 градусов – нет сбыта. Нужно было в прошлом году максимально удовлетворять спрос и не отпускать клиентов к импортным грузовикам. Машина-то у КАМАЗа сама по себе неплохая, конкурентоспособная. Она востребована, особенно в строительной отрасли. Но система продаж сильно хромает.      

Поскольку основным инвестором нашей компании является ГЖФ при президенте РТ, то соответственно, мы получаем отголоски того, что КАМАЗом задерживаются платежи в этот фонд. Поэтому хотелось бы пожелать КАМАЗу как можно быстрее выйти из кризиса, нормально платить налоги и зарплату своим работникам. А рецепт преодоления кризиса, на мой взгляд, простой: надо выполняться национальные проекты в области строительства жилья и дорог. Тогда заработает на полную мощь стройиндустрия, будут востребованы и грузовики "КАМАЗ". Нужно деньги отдать строителям и обязать их приобретать только отечественную технику – вот и все.

Хайдар Галяутдинов, заместитель главы МО город Набережные Челны:      

– КАМАЗ – градообразующее предприятие и его кризисное состояние, безусловно, отрицательно отражается на жизни челнинцев. Можно отметить и рост безработицы, и снижение налоговых поступлений в бюджет города и республики, и многое другое. В то же время, я хотел бы подчеркнуть, что благодаря стараниям генерального директора КАМАЗа федеральными властями было принято решение о повышении таможенных пошлин на импортные машины.       

Несмотря на тяжелейшие условия, КАМАЗ остается социально ответственным бизнесом. Автогигант не только сохранил свои кадры, организовывая общественные работы и не проводя больших сокращений персонала, что, к сожалению, можно наблюдать на других крупных автозаводах, но уже сегодня думает о будущем, то есть о молодых кадрах. Об этом свидетельствует совместная работа, проводимая КАМАЗом, КГТУ им. Туполева и мэрией Набережных Челнов.      

Максим Федоров, депутат горсовета МО город Набережные Челны, исполнительный директор ООО "Фирма "Конкор-Оптика":     

– КАМАЗ сегодня работает ориентировочно на уровне 2003-2004 гг. Мы же тогда со всех углов не кричали: "Кризис!" 2008 год был шикарным для всего бизнеса, то есть просто-таки текли шальные деньги, никто не задумывался, что может наступить какой-то кризис. Я знаю некоторых руководителей, которые по шесть раз в год на море отдыхали. Конечно, работая в таком режиме, они многое профукали. Например, надо ли было КАМАЗу отдавать на сторону, то есть частным производителям производство некоторых запчастей? Тогда за гарантированный заказ КАМАЗа шла очень ожесточенная борьба. Наступил кризис и эти частники разорились. А теперь КАМАЗ локти кусает, потому что восстановить эти производства у себя очень тяжело.

Ринат Билалов
Равиль Сабиров

Результаты деятельности КАМАЗа в 2008 году