ЧЕЛОБИТНАЯ МИННИХАНОВУ

ООО «Химпродукт» из автограда, занятое в очистке питьевой воды для челнинцев и подготовке воды промышленных предприятий в Татарстане и России, обратилось к президенту РТ Рустаму Минниханову с жалобой на действия одного из ведущих предприятий строительной отрасли Набережных Челнов — ОАО «Камгэсэнергострой». На российском рынке коагулянтов — реагентов для очистки воды, в том числе питьевой — челнинское химпредприятие занимает порядка 5 - 8%. Авторы письма обвиняют «Камгэс» в демонтаже и краже железнодорожных шпал на участке путей, проложенных «Химпродуктом» по земле «Камгэса» с целью обрезать химическому производству поставки сырья и обанкротить.

Авторы письма — гендиректор ООО «Химпродукт» Владимир Баранов и гендиректор ЗАО «Химпродмаркет» (предприятия, реализующего продукцию «Химпродукта») Ленар Измайлов обратили внимание на признаки картельного сговора на российском рынке реактивов между тремя компаниями: ООО «НПО Завод химических реагентов», ООО «Метахим» и ОАО «Аурат», чья совокупная доля превышает 80% рынка и продолжает расти. Как предположил Измайлов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», «Камгэс» в данном случае вполне может действовать с подачи одного из перечисленных игроков рынка, имея с этим серым кардиналом партнерские отношения. Впрочем, в письме авторы указывают на менее интригующие мотивы пропажи шпал: «Камгэс» мог демонтировать железнодорожное полотно «Химпродукта» ради выгоды от собственных платных услуг химикам. До 2010 года, не имея своей ветки, «Химпродукт» пользовался веткой «Камгэса» и платил за это по 120 тыс. рублей в месяц.

Однако в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Измайлов отметил, что возврат к этому варианту он уже предлагал «Камгэсу» в условиях блокады поставок на «Химпродукт» и со стороны дочернего предприятия «Камгэса» (ООО «Железнодорожник») последовал отказ. Именно поэтому руководство «Химпродукта» полагает, что действия «Камгэса» также обусловлены взаимоотношениями с одним из главных конкурентов — вероятно, ООО «Метахим», и соответственно, нацелены на банкротство челнинского игрока рынка коагулянтов. Обращаясь к президенту, «Химпродукт» в первую очередь надеется на то, что республиканской прокуратуре поручат досконально разораться в пропаже шпал, а о нечестной игре на федеральном рынке авторы написали в качестве пищи для размышлений. «Тут мы ни на что не рассчитываем, — пояснил Измайлов, — это просто информация. По этому поводу мы обращались в федеральную антимонопольную службу. Насколько я знаю, ФАС разослала запросы всем производителям коагулянтов, чтобы проверить наши данные, которые мы собрали с конкурсных площадок».

Общая площадь производства составляет около 1,5 га
Общая площадь производства составляет около 1,5 га

«МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО У РЕСПУБЛИКИ ЕСТЬ БОЛЕЕ НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НО...»

Предметно речь в споре между «Камгэсом» и «Химпродуктом» идет всего лишь о 10 сотках под железнодорожными путями, но для химиков они золотые. Еще в 2011 году «Железнодорожник» обращался в Арбитражный суд РТ с иском к «Химпродукту» и исполкому Челнов, требуя отменить договор аренды участка земли под путями «Химпродукта», который, как выяснилось, принадлежал «Камгэсу». «Железнодорожник» тогда проиграл арбитраж, но апелляционная инстанция год спустя частично удовлетворила иск: договор аренды был признан недействительным, и только демонтаж путей за свой счет, требуемый от «Химпродукта» истцом, суд не одобрил.

В суде выяснилось, что мэрия города еще в 1995 году отдала спорный участок «Камгэсу» в аренду на 49 лет. В 2009 году «Камгэс» передал участок на баланс своего подразделения «Железнодорожник», а еще год спустя челнинская дирекция муниципального заказа снова разыграла этот участок, «Химпродукт» выиграл лот и проложил свои пути, отказавшись от транспортных услуг «Железнодорожника». Таким образом, в собственности у «Химпродукта» и оказалась железная дорога, частично проложенная по земле «Камгэса».

Поскольку суд вернул право на землю «Камгэсу», но не обязал «Химпродукт» демонтировать свой участок дороги, ситуация сложилась патовая. Видимо, это и сподвигло в конце концов «Камгэс» к разбору шпал своими силами.

«Приехал тепловоз, они разобрали «глухое пересечение» и вывезли его, — рассказал «БИЗНЕС Online» Измайлов. — Мы сфотографировали представителей «Железнодорожника», у нас лица есть. Но по факту кражи путей уголовное дело не заводили два месяца, а когда завели, сразу убрали в стол. Поэтому мы надеемся на помощь прокуратуры». Сами пропавшие пути, как указано в письме «Химпродукта», стоят 500 тыс. рублей, на поставках же потери компании к настоящему времени превысили 5 млн. рублей. Этим и вызван отчаянный шаг с открытым письмом — «Химпродукт» торопится решить ситуацию, потому что с каждым днем убытки от потери железной дороги растут.

Со стороны аппарата президента реакции химики пока не дождались. «Мы понимаем, что перед республикой сейчас стоят более насущные проблемы. Но ждем и верим», — заявил Измайлов газете «БИЗНЕС Online».

10 спорных соток под железнодорожными путями для химиков золотые - без поставок сырья производство остановится
10 спорных соток под железнодорожными путями для химиков золотые — без поставок сырья производство остановится

«ГЕГЕМОНИЯ НАШИХ КОНКУРЕНТОВ НИЧЕГО ХОРОШЕГО РОССИЙСКОМУ ЖКХ НЕ ПРЕДВЕЩАЕТ»

Отметим, что попытка решить ситуацию с железной дорогой привела «Химпродукт» к еще большим проблемам. Оставшись без поставок, руководство компании решилось на рискованный шаг и начало транспортировать кислоту по трубопроводу, не прошедшему госэкспертизу, при помощи столь же нелегальной насосной эстакады. Ростехнадзор приостановил эксплуатацию данных построек на 30 суток. К настоящему времени срок бездействия истек.

«Часть предписаний мы выполнили, какие-то еще нет, — говорит Измайлов. — По истечении установленного срока мы уже разгрузили кислоту через этот трубопровод, Ростехнадзор нам пока ничего по этому поводу не говорит. Мы не оспариваем, что трубопровод не согласован, но «Камгэс» поставил нас в такие условия, что либо так, либо закрываться. Регистрация трубопровода и эстакады занимает года два, и когда «Железнодорожник» блокировал путь и отказался обслуживать наши грузы, у нас не оставалось выбора. Дело в том, что у нас есть лицензия на эксплуатацию опасного химического производства и лицензия на разгрузочно-погрузочные работы на железной дороге. Трубопровод стоит на нашей земле, вдоль нашей железной дороги, насосная эстакада — тоже».

Сейчас «Химпродукт» по-прежнему производит гидрат оксида алюминия, и где-то на 1,5 - 2 месяца у предприятия есть запас сырья. По словам Измайлова, идет поиск новых вариантов разгрузки, ситуация в любом случае означает удорожание логистики, но об угрозе банкротства говорить преждевременно. Надо отметить, что свое положение на федеральном рынке в спор с «Камгэсом» химики вплетают неспроста. О демпинговой политике конкурентов, которая обусловлена кустарными технологиями, гендиректор «Химпродукта» Баранов говорил и год назад в интервью «БИЗНЕС Online». Сейчас предприятие поставляет коагулянты на «Челныводоканал» для очистки питьевой воды для горожан, между тем водоканалы Уфы и Ижевска потеряны, Казань работает с основным конкурентом «Метахимом» уже с 2008 года. Из крупных промышленных предприятий Татарстана «Химпродукт» работает с «Нижнекамскнефтехимом», «Казаньоргсинтезом», КБК, а «Татнефть» ушла на цены пониже.

«Бывшие заказчики будут терять в качестве, — заявляет Измайлов. — «Метахим» нисколько не заинтересован в развитии рынка, он ничего не вкладывал в модернизацию. Единственное, что они сделали, — это через полгода после нашего патента на активированный сульфат алюминия выпустили свой якобы «аналог» с тем же названием. Это нужно было только для того, чтобы поломать нам цены. И я не думаю, что, выдавив нас с рынка, они будут долго ждать, чтобы поднять цены в Татарстане до уровня, который они держат в других регионах. Поднимут вдвое. Если «Метахим» станет гегемоном на рынке, ничего хорошего российскому ЖКХ это не предвещает».

«ВСЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА СОБСТВЕННОСТЬ «КАМГЭСА»

В «Метахиме» об открытом письме конкурентов узнали лишь от корреспондента «БИЗНЕС Online». Юрист компании Марина Козурова заявила, что комментарии могут последовать после ознакомления с письмом, однако вплоть до момента публикации материала этого не случилось.

Председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов в комментарии для «БИЗНЕС Online» отреагировал эмоционально, заявив, что на собственность «Камгэса» претендуют все кому не лень. «Этот вопрос возник еще в ту пору, когда я работал генеральным директором, — сказал Евдокимов. — Мы «Химпродукту» поставляли вагоны. Они ставили вопрос о передаче им железнодорожных путей. Я говорил, что не могу их передать, потому что это вопрос собственности, а основной акционер у нас «Ак Барс Холдинг». Там все пути, все тупики наши, они вошли в систему приватизации «Камгэсэнергостроя».

По словам Евдокимова, три года назад «Химпродукт», желая уйти от зависимости от «Камгэсэнергостроя», заключил договор с владельцем других путей, камазовским подразделением. «Химпродукт» тогда переложил часть путей таким образом, что они пересекли дорогу «Камгэса». Выиграв арбитраж, камгэсовский «Жедезнодорожник» восстановил пути в прежнем виде. Но на вопрос о том, пользуется ли «Камгэс» поставками конкурентов «Химпродукта», Евдокимов ответить не смог. «Я не помню сейчас, чью продукцию мы покупаем, зато точно знаю, что на той территории, где размещается «Химпродукт», все обеспечивались нашими вагонами. Понятно же, что есть конкуренция с камазовским управлением, каждому из нас чем больше поставок, тем лучше. Тем не менее мы с ними все время жили мирно, но «Химпродукт» решил вбить клин в наши взаимоотношения с КАМАЗом. Еще я знаю, что генеральный директор «Камгэсэнергостроя» Рамиль Шайдуллин проводил встречи в Казани по поводу этого открытого письма, вроде все точки над i расставлены, к нам претензий нет», — сказал Евдокимов.

«КОНКУРЕНЦИЯ — ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА, НО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», подчеркнули, что сегодня в России, к сожалению, конкуренция не всегда добросовестная.

Уел Хусаинов — гендиректор ЗАО «Челныводоканал»:

— В случае если ситуация для «Химпродукта» будет развиваться по негативному сценарию и перед ними действительно встанет вопрос о банкротстве, безусловно, мы сможем найти этому поставщику замену. Производителей реагентов, которые выпускает «Химпродукт», сегодня в стране достаточное количество. Дело в том, что сегодня этот рынок перегрет, но, к сожалению, я могу только констатировать, что между производителями реагентов идет какая-то не совсем добросовестная борьба. Там проблема не только в железнодорожных путях, информационная война между производителями реагентов идет уже не один год, периодически это все появляется на страницах СМИ. И нас иногда втягивают в эти разборки. Я не хочу кого-то защищать или кого-то обвинять, но у нас страна сегодня такая, мягко говоря, отсутствует добросовестная конкуренция во многих отраслях экономики.

Нам, безусловно, удобно сотрудничество с «Химпродуктом». Это наш проверенный контрагент, с точки зрения качества и надежности поставок к ним никаких вопросов нет. Они находятся рядом, качество продукта у них хорошее, но они, как я полагаю, не выдерживают конкурентной борьбы, в том числе и информационной войны против них. Что касается вопроса изменения стоимости реагентов в случае их банкротства, думаю, что на первых порах для нас стоимость сохранится на прежнем уровне. Пользуясь тем, что рынок сегодня перегрет, компании-производители реагентов всеми силами боролись между собой, и каждая из них старалась скинуть цену, может быть, где-то даже и демпинговала, и поэтому мы имели достаточно комфортные цены. Но если «Химпродукт» погибнет, тогда цены, безусловно, вырастут. «Химпродукт» поддерживал и поддерживает конкуренцию на рынке. Конечно, если бы эта компания сумела выйти из трудной ситуации, для нас это, однозначно, было бы лучше.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группы компании «Райдэн»:

— В нашей стране, где нет правовой культуры и независимой судебной власти, обращение к президенту — это тоже выход. Вот такие у нас правила жизни. У нас нет системы защиты слабого, когда его ломает сильный. Поэтому люди вынуждены обращаться к верховному арбитру, как и во всякой феодальной стране. Это показывает, что не все благополучно в Датском королевстве. Это сплошь и рядом наблюдается, когда крупные компании, естественные монополии навязывают свои условия игры. У нас есть база с подходом железнодорожных путей. Нам представители местного отделения РЖД навязывают ремонт этих путей по расценкам в три-пять раз больше, чем это сделали бы подрядчики, которых мы нашли бы сами. И ничего с этим не сделаешь, они просто не примут работу других, мы не получим вагонов, не отправим свой груз. Куда деваться в этой ситуации?

Поэтому я вполне допускаю, что «Камгэсэнергострой» помогает конкурентам «Химпродукта» вытеснить их с рынка. Хотя бы тот факт, что спор идет о каких-то 6 метрах путей, говорит о многом. Зачем разобрали пути? Кому они мешали? Эти 6 метров так позарез необходимы, чтобы там травку посеять, что ли? Главное ведь, чтобы дело шло, а оно встало. Поэтому и приходится обращаться к верховному решателю, это помогает. Потому что он заинтересован в том, чтобы подданные были довольны. Хотя если пожалуются на какой-нибудь ТАИФ, то это не поможет.

Юрий Шеин — генеральный директор ООО «Междуречье»:

— Я считаю, что руководство «Химпродукта» выбрало нормальный путь борьбы, поскольку «Камгэсэнергострой» все-таки на сегодня находится в республиканской собственности. Я считаю, что такого рода обращения руководством республики должны очень внимательно разбираться, потому что сегодня много говорится о помощи малому и среднему бизнесу, хотя, кроме проведения бестолковых конференций, ничего не делается. Если сегодня президент говорит о том, что в налогооблагаемой базе доля малого и среднего бизнеса должна увеличиваться, то такого рода обращения должны высвечивать проблемы предпринимателей. Такие умирающие компании, как «Камгэсэнергострой», не должны тянуть за собой в пропасть еще и малые фирмы, правильно? Поэтому мне кажется, что президент республики отреагирует на данное обращение и даст задание разобраться в ситуации. Бесспорно, конкуренция является двигателем прогресса, но она должна быть цивилизованной. А когда идет сговор, то во всем мире он очень жестоко наказывается.